ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
ЧОУ «Санкт-Петербургская Школа «Тет-а-Тет»
Учитель Математики Высшей категории
Представь, что ты вдруг очутился на другой планете, ну или… в компьютерной игре.
Перед тобой набор неизвестных продуктов, а твоя задача – приготовить из этого набора как можно больше вкусных блюд. Что тебе понадобится? Конечно же, правила, инструкции – что можно делать с теми или иными продуктами. А то вдруг ты сваришь то, что едят только в сыром виде или, наоборот, положишь в салат то, что непременно нужно варить или жарить? Так что, без инструкций – никуда!
Хорошо, но к чему такое вступление? Причем тут геометрия? Понимаешь, великое множество утверждений о всяких фигурах в геометрии и есть то самое множество «блюд», которые мы должны научиться готовить. Но из чего? Из основных объектов геометрии! А вот инструкция по их «употреблению» называется умными словами«система аксиом».
Так что, внимание!
Основные объекты и аксиомы планиметрии.
Точка и прямая
Это и есть самые главные понятия планиметрии. Математики говорят, что это «неопределяемые понятия». Как так? А вот так, нужно же с чего-то начинать.
Теперь первые правила обращения с точками и прямыми. Эти правила математики называют «аксиомы» - утверждения, которые принимаются за основу , из которых потом все основное будет выводиться (помнишь, что у нас большая кулинарная миссия по «приготовлению» геометрии?). Так вот, первая серия аксиом называется
I. Аксиомы принадлежности.
Аксиома 1.1. Какова бы ни была прямая, существуют точки, принадлежащие этой прямой, и точки, не принадлежащие ей. |
Обрати внимание, эта аксиома позволяет рисовать так:
и так:
Аксиома 1.2. Через любые две точки можно провести прямую, и только одну. |
Вот так: было две точки:
И тут же нашлась прямая:
А другой – нет!
Если тебе все это кажется слишком очевидным, то вспомни, что ты – на другой планете и до сих пор совершенно не знал, что делать с объектами «точка» и «прямая».
Луч, отрезок, угол.
Вот теперь мы научились наносить точки на прямые и проводить прямые через точки, поэтому уже можем приготовить первые простейшие "блюда" - луч, отрезок, угол.
1) ЛУЧ
Любая точка, лежащая на прямой, делит эту прямую на две полупрямые. Каждая из этих полупрямых называется еще лучом. |
Вот он, луч:
2) ОТРЕЗОК
Любые две точки на прямой ограничивают отрезок прямой. |
3) УГОЛ
Углом называется часть плоскости, заключенная между двумя лучами этой плоскости, имеющими общее начало. |
Лучи, образующие угол, называются сторонами угла а их общее начало – вершиной угла. |
Угол, образованный дополнительными лучами, называется развернутым.< |
Теперь наведем порядок. Следующая серия аксиом так и называется:
II. Аксиомы порядка.
Аксиома 2.1. Из трех точек на прямой одна и только одна лежит между двумя другими. |
Аксиома 2.2. Прямая, лежащая в плоскости, разбивает эту плоскость на две полуплоскости. Если концы какого-нибудь отрезка принадлежат одной полуплоскости, то отрезок не пересекает прямую. Если концы отрезка принадлежат разным полуплоскостям, то отрезок пересекает прямую. |
Теперь - следующий уровень. Нам нужны инструкции по измерению отрезков и углов. Эти аксиомы называются
III. Аксиомы мер для отрезков и углов.
Аксиома 3.1. Каждый отрезок имеет определенную длину, больше нуля. Длина отрезка равна сумме длин частей, на которые он разбивается любой его точкой. |
d=d1+d2\displaystyle d={{d}_{1}}+{{d}_{2}}d=d1+d2 |
Аксиома 3.2. Каждый угол имеет определенную градусную меру, большую нуля. Развернутый угол равен 180∘\displaystyle 180{}^\circ180∘. Градусная мера угла равна сумме градусных мер углов, на которые он разбивается любым лучом, проходящим между его сторонами. |
x=x∘1+x∘2\displaystyle x=x_{1}^{{}^\circ }+x_{2}^{{}^\circ }x=x1∘+x2∘ |
Аксиома 3.3. Каково бы ни было число <katex code="\displaystyle d> , существует длины =\displaystyle==. |
А теперь уже совсем странно.
IV. Аксиомы существования треугольника, равного данному.
Аксиома 4.1. Каков бы ни был треугольник, существует равный ему треугольник в данной плоскости в заданном расположении относительно данной полупрямой в этой плоскости. |
Более понятными являются два следствия из этой аксиомы:
Следствие 1. От данной точки данной прямой в данную сторону можно отложить отрезок данной длины, причем единственным образом. |
Следствие 2. От данного луча в данную полуплоскость можно отложить угол данной величины, причем единственным образом. |
Ну, и последняя легендарная аксиома параллельных!
Но сперва определение:
Прямые называются параллельными, если они не имеют общих точек. |
V. Аксиома параллельных.
Аксиома 5.1. На плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести не более одной прямой, параллельной данной. |
Ну вот, и закончились аксиомы планиметрии! Слишком много их? Но представь себе, все они нужны. Для каждой из них есть хитрое-хитрое рассуждение, которое показывает, что если удалить эту аксиому, то развалится всё здание геометрии! Ну, или останется нечто, совершенно непохожее на то, к чему мы привыкли.
А теперь два основных факта об углах!
Смежные и вертикальные углы.
Два угла называются смежными, если одна сторона у них общая, а две другие являются дополнительными лучами. |
Лучи, образующие угол, называются сторонами угла, а их общее начало – вершиной
Теорема. Сумма смежных углов равна 180∘\displaystyle 180{}^\circ180∘ |
180∘=x∘1+x∘2\displaystyle 180{}^\circ=x_{1}^{{}^\circ }+x_{2}^{{}^\circ }180∘=x1∘+x2∘ |
Это совсем простая теорема, правда?
Ведь общая сторона смежных углов просто-напросто разбивает развернутый угол на два угла и поэтому (ВНИМАНИЕ: работает Аксиома 3.2!) сумма смежных углов равна величине развернутого, то есть 180∘\displaystyle 180{}^\circ180∘.
Вертикальные углы проще нарисовать, чем описывать – смотри картинку.
Теорема. Вертикальные углы равны. |
Эта тоже легкая теорема. Убедись:
∠1+∠3=180∘\displaystyle \angle 1+\angle 3=180{}^\circ∠1+∠3=180∘ (они смежные).∠2+∠3=180∘\displaystyle \angle 2+\angle 3=180{}^\circ∠2+∠3=180∘ (тоже смежные)∠1=∠2\displaystyle \angle 1=\angle 2∠1=∠2 - и ВСЁ! |
Прямой угол.
Если угол равен смежному с ним, то он называется ПРЯМЫМ УГЛОМ. |
Его величина равна 90∘\displaystyle 90{}^\circ90∘ (ну конечно, ведь 90∘+90∘=180∘\displaystyle 90{}^\circ +90{}^\circ =180{}^\circ90∘+90∘=180∘) |
Острый и тупой угол.
Углы, меньшие 90∘\displaystyle 90{}^\circ90∘, называютсяострыми углами. |
Углы от 90∘\displaystyle 90{}^\circ90∘ до 180∘\displaystyle 180{}^\circ180∘ называютсятупыми углами. |
Вот и всё… Дальше нужно говорить о параллельности и о треугольниках. Так что, вперед, в следующие темы.