Основные технологические операции ручной обработки древесины
Технологическая карта урока
Предмет: Технология.
Раздел: Технология обработки древесины.
Урок №: 7 Тема Урока: «Основные технологические операции ручной обработки древесины: разметка, пиление, опиливание.
Цель урока:
1. Обучающая: формирование способности учащихся выполнять ручную обработку древесины.
2. Развивающая: формирование представлений об основных технологических операциях ручной обработки древесины; роли и значении разметки, пиления, опиливания и контроля качества для изготовления изделия из древесины, использования изделий в быту.
Задачи:
· Развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнение другого человека; ( личностные УУД).
· Развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД).
· Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать самостоятельно и в парах, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД).
· Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; ( познавательные УУД).
Планируемый результат:
1. Учащиеся должны знать (теоретические сведения по теме): Назначение пиления древесины. Виды пил и ножовок. Форма зубьев пилы. Виды пиления древесины. Приспособления для пиления. Процесс пиления. Последовательность технологического процесса пиления. ТБ при пилении древесины.
2. Учащиеся должны уметь (практические умения): Различать пилы и ножовки. Правильно подготовить рабочее место. Выбрать инструмент в зависимости от вида пиления. Правильно проводить технологический процесс пиления, с использованием приспособлений соблюдая ТБ. Проводить контроль качества пиления.
Педагогические технологии: Технология творческих мастерских
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: виды пил, линейка, угольник, карандаш, стусло, древесина, верстак столярный.
№ Дидактическая структура урока (этапы урока) Цель этапов урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Задания учащимся для достижения планируемых результатов Формы организации учебной деятельности Планируемые результаты Предметные УУД
№ | Дидактическая структура урока (этапы урока) | Цель этапов урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания учащимся для достижения планируемых результатов |
1. | Организационный этап. | Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке. | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку | |
2. | Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Целеполагание и постановка задач. | Предлагает ответить на вопросы. Подводит учащихся к цели занятия: «научиться распиливать детали из древесины с помощью столярной ножовки и ставит задачи. 1.Научится делать разметку 2. Научиться подбирать ножовки в зависимости от распила. 3. Овладеть основными безопасными приёмами работы с ножовкой. | Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод о распиловке материала. Рассматривают образцы, обсуждают, выявляют достоинства и недостатки распиловке с мелким и крупным зубом а также при продольном и поперечном распиле, функциональности, эстетичности. | Каким образом можно разъединить детали из древесины ( ножовка, топор, колун)? Что такое пиление древесины Демонстрирует образцы пил и предлагает ответить на следующий вопрос: Чем различаются пилы? |
3. | Актуализация знаний. | Систематизи-ровать имеющиеся у учащихся знания: строение древесины, направление волокон, приёмы разметки, инструмент для разметки | Беседует с учащимися по предыдущей теме урока: 1. Демонстрирует две заготовки и предлагает определить, какая из них требует шлифовки, объяснить почему. 2. Предлагает ответить на вопросы: - с помощью каких инструментов и приспособлений проводится шлифование поверхности - влияет ли величина зерна на качество шлифовки - почему поверхность изделия зачищают наждачной бумагой вдоль, а не поперек волокон | Активно наблюдают, рассматривают образцы, вдвигают гипотезы, слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, в случае необходимости дополняют ответы товарищей. В беседе с учителем: 1. Определяют заготовку, требующую шлифовки, раскрывают, в чем её отличие от шлифованной заготовки и для чего необходима эта операция (для придания поверхности декоративных качеств). 2. Отвечают на поставленные вопросы: - с помощью наждачной бумаги - величина зерна напрямую влияет на качество шлифования, для грубой шлифовки применяется крупнозернистая шкурка, а для окончательной отделки – мелкозернистая. - поверхность шлифуют вдоль волокон, чтобы на детали не осталось следов от наждачной бумаги. | |
4. | Первичное усвоение новых знаний. | Организовать осмысленное восприятие информации | Объясняет приёмы распиловки досок при помощи вспомогательного бруска и стусла. Предлагает ответить на вопрос: как легче распилить материал вдоль или поперёк волокон? Можно ли в конце распиловки обламывать материал? Контролирует деятельность, консультирует учащихся в выборе инструмента и корректирует действия. | Выбирают ножовки и материал. сравнивают анализируют и объясняют свой выбор. Формулируют критерии подбора используемого инструмента. | |
5. | Первичная проверка понимания. | Постановление вопросов по пройденной теме | Приложение 1 | Приложение 1 | Письменное задание |
6. | Первичное закрепление. | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний | Организует индивидуальную работу, и работу в парах, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников. Подводит учащихся к выявлению причин и способов устранения возможного брака. Демонстрирует возможные искажения формы, пропила, а также распила проходящего по сучку. Привлекает к обсуждению причин и способов устранения брака. | Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль выполнения операции. | Распиливание доски вдоль волокон и поперек. |
7. | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибки и их коррекция. | Осмысление процесса и результата деятельности | Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. Сравнивает качество работы. Подводит учащихся к выводу о декоративной отделке изделия. | Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции; необходимости декорирования изделия. | Оценить свою работу в сравнении с одноклассниками |
8. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | | Задает задание на дом. Предлагает ответить на вопросы письменно Что такое пиление древесины? Какое пиление называют поперечным, а какое продольным? Для чего и как применяют стусло? | Записывают домашнее задание. | Что такое пиление древесины? Какое пиление называют поперечным, а какое продольным? Для чего и как применяют стусло? |
9. | Рефлексия. | | Подводит итог урока. Совместно с обучающимися оценивает работу каждого ученика. | Проговаривают последовательность своих действий, отмечая возникшие трудности при этом и их причины. Оценивают работу на уроке. | |
Приложение 1
Тест.
1. Дополните:
Пиление это - ___________________________________________________
Ответ: Резание древесины на части при помощи пилы.
2. Дополните:
Процесс пиления это - ____________________________________________
Ответ: вершины зубьев поочередно подрезают волокна древесины и выносят отколовшиеся частички из пропила в виде опилок.
3. Дополните:
Ножовка состоит из _______________________________________________
Ответ: ручка, полотно.
4. Начертите:
Какую форму имеет зуб пилы: А) для смешанного пиления;
Б) продольного пиления;
В) поперечного пиления.
Ответ: Смешанное пиление -
Продольное пиление -
Поперечное пиление -
5. Какие пилы называются лучковыми?
А) столярные пилы с натянутым полотном;
Б) Пилы, имеющие форму лука с тетевой;
В) пилы с жестким полотном.
Ответ: А
6. Какой вид ножовки используется для не глубоких пропилов и подгонки соединений?
А) широкая ножовка;
Б) курковка;
В) ножовка с обушком;
Г) лобзик.
Ответ: В
7. Как называется приспособление для пиления под углом 45 и 90 градусов?
А) рейсмус;
Б) упор;
В) стусло;
Г) ерунок.
Ответ: В
8. Какая ножовка должна применятся, если направление среза перпендикулярно волокнам?
А) для поперечного пиления;
Б) для продольного пиления;
В) для смешанного пиления.
Ответ: А
9. Чем отличаются ножовка для продольного и поперечного пиления?
А) числом зубьев;
Б) длинной полотна;
В) форма зубьев;
Г) толщиной полотна.
Ответ: В