Технологическая карта урока по технологии «Обработка древесины» (5 класс)
Название работы: технологическая карта урока технологии для мальчиков в 5 классе по разделу «Обработка древесины».
Автор: Боков Владимир Иванович, учитель технологии МБОУ СШ с. Ильино Липецкого района Липецкой области
Тема: «Древесные материалы».
Цель деятельности педагога |
Представление о древесных материалах, их механических и технологических свойствах, их роли в развитии технологий и влияния добычи древесины и производства древесины на окружающую среду; привить навыки рационального использования материала; способствовать развитию технического мышления. |
Тип занятия |
Комбинированный. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: (объем освоения и уровень владениями компетенциями) получат знания: об использовании древесины и древесных материалов в строительстве, производстве мебели и других отраслях промышленности, оценивание влияния заготовки и обработки древесины на окружающую среду. Метапредметные: приведение примеров, подбор аргументов, отражение в устной и письменной речи результатов своей деятельности, объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива. Личностные: проявление познавательных интересов и активности , навыки сотрудничества; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. |
Методы и формы обучения |
Объяснительно-иллюстрированный; исследовательская, индивидуальная, фронтальная. |
Основные понятия и термины |
Древесные материалы. ДСП. ДВП. Фанера. |
Образовательные ресурсы |
А. Т. Тищенко, В.Д. Симоненко «Технология. Индустриальные технологии» 5 класс М.« Вентана-Граф»2016г. Википедия ( интернет энциклопедия) |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: Лесные запасы России, применение древесины в строительстве и промышленности |
Оборудование |
Компьютер, мультимедиа, комплекты образцов древесных пиломатериалов, шпона, фанеры, образцы древесины с пороками, инструкционно-технологические карты |
Этап урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
КИМ |
1. Орг. момент |
- приветствует учащихся; - организует проверку явки учащихся и заполняет классный журнал; - проверяет готовность учащихся к уроку. |
Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. |
Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; |
|
2. Определение и дополнение знаний учащихся по окружающему миру |
Беседует с учащимися по теме урока: Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно влияет на климат, на растительный и животный мир. Кроме того, лес имеет большое народнохозяйственное значение. Главный его продукт - древесина - применяется в строительстве, мебельном, спичечном производстве, химической промышленности и др. Лесные богатства в нашей стране охраняются законом.
1. Демонстрирует образцы пород древесины просит рассказать о их свойствах. 2. Предлагает ответить на вопросы: ** Давайте сравним свойства древесины и таких материалов, как, например, металл и камень. ** Какие древесные породы вам известны и на какие виды подразделяются? Лиственные и хвойные. ** Из чего же состоит дерево? Из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои. Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части. |
Активно наблюдают, выдвигают гипотезы, слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, в случае необходимости дополняют ответы товарищей. В беседе с учителем: Отвечают на поставленные вопросы.
Приходим к выводу, что древесина - легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом Лиственные и хвойные. Деревья, имеющие листву, называются лиственными, а имеющие хвою – хвойными К лиственным породам относятся береза, осина, дуб, ольха, липа и др.; к хвойным - сосна, ель, кедр, пихта и др.
|
Познавательные: умение анализировать, строить речевые высказывания. Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками. Регулятивные: исследуют условия учебной задачи |
Карточка№1 |
3. Изложение нового материала |
Учитель подводит учащихся к определению темы урока Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнется и обрабатывается.
** Где её применяют?
** Вы, наверное, слышали слово ДСП, а что это значит? Древесностружечные плиты Их получают путем прессования и склеивания измельченной древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. Плиты изготавливают толщиной около 10 - 26 мм. Они прочны, почти не коробятся, хорошо обрабатываются режущими инструментами. ** Что из них изготавливают?
** А что такое ДВП? Древесноволокнистые плиты. Их прессуют в виде листов из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесной массы. Они имеют приятный серый цвет, ровные поверхности, гнутся, как и фанера. ** Где её применяют? |
Приходят к выводу, что на уроке будут изучать древесные материалы (пиломат ериалы , ДВП, ДСП, фанера) Слушают учителя, анализируют информацию, отвечают на поставленные вопросы – в результате самостоятельно приходят выводам. Изучают по учебнику виды древесных материалов и их применение.
В строительстве, при изготовлении мебели, в машиностроении, самолетостроении. Мебель, двери, перегородки, стены, полы. Однако с течением времени они выделяют вредные для здоровья вещества,
Применяют их для внутренней отделки помещений:
|
Регулятивные: умение определять цель занятия, составлять план и последовательность действий. Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками. |
|
4. Вводный инструктаж |
- Знакомит учащихся с заданием (объект труда –образец пороков древесины); - предлагает учащимся самостоятельно заполнить технологическую карту изготовления объекта труда; - организует выполнение учащимися пробных действий по изучаемым приемам работы, выясняет, степень усвоения учебного материала. Просит проанализировать свои действия, найти ошибки и способы их устранения; - проводит инструктаж по технике безопасности; - напоминает о методах контроля, необходимости самоконтроля, а также взаимоконтроля. |
Изучают объект труда, заполняют технологические карты на его изготовление. Организуют подготовку рабочего места к проведению практической работы. Выбирают пороки древесины на заготовках и изготавливают образец, анализируют полученный результат, выявляют ошибки. Внимательно слушают учителя при проведении инструктажа по технике безопасности. |
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий; Познавательные: выбирают наиболее оптимальные средства и способы решения задачи. Коммуникативные: обсуждают правильность выполнения приемов работы с товарищами. |
|
5. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж |
- Проверка готовности учащихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений); - проводит целевые обходы: 1 – проверка организации рабочих мест и соблюдения учащимися техники безопасности 2 – проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности 3 – проверка правильности выдерживания размеров и ведения учащимися контроля. |
Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность. 1. Учащиеся разрезают обычным ножом брусок древесины мягкой породы (сосна, липа) вдоль и поперек волокон. В результате выполнения этой операции они приходят к выводу, что древесина легко расщепляется вдоль волокон при небольшом усилии, а поперек - невозможно, даже приложив большое усилие. 2. Учащиеся пробуют определить породы древесины по образцам, рассматривают образцы пиломатериалов, фанеры, ДСП и ДВП. Проверяют, легко ли обрабатываются образцы каким-либо инструментом (напильником, ножовкой и другими). |
Личностные: формирование бережливости при выполнении трудовых приемов. Регулятивные: вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Познавательные: выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций. Коммуникативные: строят рабочие отношения, работая к коллективе. |
Изготовление образцов пороки в древесных материалах |
6. Рефлексивно-оценочный этап |
- предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать её. - организует деятельность учащихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, и просит учащихся их сравнить, определить соответствии образцу, выявить ошибки); - оценивает совместно с учащимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. - проводит рефлексию, предлагает ответить на вопросы: 1.Виды пиломатериалов; 2.Что такое фанера, ДСП, ДВП; 3.Какие бывают пороки древесины: |
Сравнивают образцы, анализируют и оценивают свою деятельность, обосновывают оценку. На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины. Делают вывод |
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимную оценку. Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов. |
|
7. Уборка рабочих мест |
- организует уборку рабочих мест всеми учащимися и дежурными |
Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской. |
Регулятивные: оценивают качество уборки рабочих мест. Личностные: выполняют нормы и требования школьной жизни и обязанности ученика. |