12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
я
Аккаунт удалён
Россия, Липецкая обл., Липецк

 

Название работы: технологическая карта урока технологии для мальчиков в 5 классе по разделу «Обработка древесины».

Автор: Боков Владимир Иванович, учитель технологии МБОУ СШ с. Ильино Липецкого района Липецкой области

Тема: «Древесные материалы».

Цель деятельности педагога

Представление    о древесных материалах, их механических и технологических свойствах, их роли в развитии технологий и влияния добычи древесины и производства древесины на окружающую среду; привить навыки рационального использования материала; способствовать развитию технического мышления.

Тип занятия

Комбинированный.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: (объем освоения и уровень владениями компетенциями) получат знания: об использовании древесины и древесных материалов в строительстве, производстве мебели и других отраслях промышленности, оценивание влияния заготовки и обработки древесины на окружающую среду. Метапредметные: приведение примеров, подбор аргументов, отражение в устной и письменной речи результатов своей деятельности, объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива.

Личностные: проявление познавательных интересов и активности , навыки сотрудничества; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстрированный; исследовательская, индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины

Древесные материалы. ДСП. ДВП. Фанера.

Образовательные ресурсы

А. Т. Тищенко, В.Д. Симоненко «Технология. Индустриальные технологии» 5 класс М.« Вентана-Граф»2016г. Википедия ( интернет энциклопедия)

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: Лесные запасы России, применение древесины в строительстве и промышленности

Оборудование

Компьютер, мультимедиа, комплекты образцов древесных пило­материалов, шпона, фанеры, образцы древесины с пороками, инструкционно-технологические карты


 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

КИМ

1. Орг. момент

- приветствует учащихся;

- организует проверку явки учащихся и заполняет классный журнал;

- проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя.

Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке;

 

2. Определение и дополнение знаний учащихся по окружающему миру

Беседует с учащимися по теме урока: Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно влияет на климат, на растительный и животный мир. Кроме того, лес имеет большое народнохозяйственное значение. Главный его продукт - дре­весина - применяется в строительстве, мебельном, спичечном производстве, химической промышленности и др. Лесные богатства в нашей стране охраняются законом.


 

1. Демонстрирует образцы пород древесины просит рассказать о их свойствах.

2. Предлагает ответить на вопросы:

** Давайте сравним свойства древесины и таких материалов, как, например, металл и камень.

** Какие древесные породы вам известны и на какие виды под­разделяются? Лиственные и хвойные.

** Из чего же состоит дерево?

Из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои.

Древесина как природный конструкционный материал получа­ется из стволов деревьев при распиливании их на части.

Активно наблюдают, выдвигают гипотезы, слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, в случае необходимости дополняют ответы товарищей.

В беседе с учителем:

Отвечают на поставленные вопросы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приходим к выводу, что древесина - легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается краси­вым внешним видом

Лиственные и хвойные.

Деревья, имеющие листву, называются лиственными, а имеющие хвою – хвойными

К лиственным породам относятся береза, осина, дуб, ольха, липа и др.; к хвойным - сосна, ель, кедр, пихта и др.


 


 


 

Познавательные: умение анализировать, строить речевые высказывания.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.

Регулятивные: исследуют условия учебной задачи

Карточка№1

3. Изложение нового материала

Учитель подводит учащихся к определению темы урока

Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не рас­трескивается, хорошо гнется и обрабатывается.


 

** Где её применяют?


 


 

** Вы, наверное, слышали слово ДСП, а что это значит?

Древесностружечные плиты Их получают путем прессования и склеивания измельченной древесины в виде стружек, опилок, дре­весной пыли. Плиты изготавливают толщиной около 10 - 26 мм. Они прочны, почти не коробятся, хорошо обрабатываются режущими инст­рументами.

** Что из них изготавливают?


 

** А что такое ДВП?

Древесноволокнистые плиты. Их прессуют в виде листов из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесной массы. Они имеют приятный серый цвет, ровные поверхности, гнутся, как и фанера.

** Где её применяют?

Приходят к выводу, что на уроке будут изучать древесные материалы

(пиломат ериалы , ДВП, ДСП, фанера)

Слушают учителя, анализируют информацию, отвечают на поставленные вопросы – в результате самостоятельно приходят выводам.

Изучают по учебнику виды древесных материалов и их применение.

 

В строительстве, при изготовлении мебели, в машинострое­нии, самолетостроении.

Мебель, двери, перегородки, стены, полы. Однако с течением времени они выделяют вредные для здоровья вещества,


 


 


 


 


 


 


 

Применяют их для внутренней отделки помещений:


 


 


 


 


 

Регулятивные:

умение определять цель занятия, составлять план и последовательность действий.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.


 

4. Вводный инструктаж

- Знакомит учащихся с заданием (объект труда –образец пороков древесины);

- предлагает учащимся самостоятельно заполнить технологическую карту изготовления объекта труда;

- организует выполнение учащимися пробных действий по изучаемым приемам работы, выясняет, степень усвоения учебного материала. Просит проанализировать свои действия, найти ошибки и способы их устранения;

- проводит инструктаж по технике безопасности;

- напоминает о методах контроля, необходимости самоконтроля, а также взаимоконтроля.

Изучают объект труда, заполняют технологические карты на его изготовление. Организуют подготовку рабочего места к проведению практической работы.

Выбирают пороки древесины на заготовках и изготавливают образец, анализируют полученный результат, выявляют ошибки.

Внимательно слушают учителя при проведении инструктажа по технике безопасности.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий;

Познавательные: выбирают наиболее оптимальные средства и способы решения задачи.

Коммуникативные: обсуждают правильность выполнения приемов работы с товарищами.

 

5. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж

- Проверка готовности учащихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений);

- проводит целевые обходы:

1 – проверка организации рабочих мест и соблюдения учащимися техники безопасности

2 – проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности

3 – проверка правильности выдерживания размеров и ведения учащимися контроля.

Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность.

1. Учащиеся разрезают обычным ножом брусок древесины мягкой породы (сосна, липа) вдоль и поперек волокон. В результате выполнения этой операции они приходят к выводу, что древесина лег­ко расщепляется вдоль волокон при небольшом усилии, а поперек - невозможно, даже приложив большое усилие.

2. Учащиеся пробуют определить породы древесины по образ­цам, рассматривают образцы пиломатериалов, фанеры, ДСП и ДВП. Проверяют, легко ли обрабатываются образцы каким-либо инструмен­том (напильником, ножовкой и другими).

Личностные: формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.

Регулятивные: вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

Познавательные: выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций.

Коммуникативные: строят рабочие отношения, работая к коллективе.


 


 

Изготовление образцов пороки в древесных материалах

6. Рефлексивно-оценочный этап

- предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать её.

- организует деятельность учащихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, и просит учащихся их сравнить, определить соответствии образцу, выявить ошибки);

- оценивает совместно с учащимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки.

- проводит рефлексию, предлагает ответить на вопросы:

1.Виды пиломатериалов;

2.Что такое фанера, ДСП, ДВП;

3.Какие бывают пороки древесины:

Сравнивают образцы, анализируют и оценивают свою деятельность, обосновывают оценку.

На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.

Делают вывод

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимную оценку.

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

 

7. Уборка рабочих мест

- организует уборку рабочих мест всеми учащимися и дежурными

Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской.

Регулятивные: оценивают качество уборки рабочих мест.

Личностные: выполняют нормы и требования школьной жизни и обязанности ученика.

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.