Технологическая карта инклюзивного урока по технологии на тему «Инструменты для ручной обработки древесины»
Чернышков Дмитрий Владимирович,
учитель технологии МОУ СШ № 129 Советского района Волгограда
korobova.t@inbox.ru
Технологическая карта инклюзивного урока технологии для мальчиков по теме «Инструменты для ручной обработки древесины» для обучающихся пятых классов
Аннотация. Статья представляет собой технологическую карту инклюзивного урока технологии для мальчиков по теме «Инструменты для ручной обработки древесины» для обучающихся пятых классов с легкой степенью нарушений опорно-двигательного аппарата.
Ключевые слова: технологическая карта, инклюзивное образование, технология, нарушения опорно-двигательного аппарата.
Инклюзивное образование прочно вошло в современную школу.
Инклюзия предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вместе со сверстниками в обычных общеобразовательных классах. Для успешной инклюзии в образовательной организации необходимо создать специализированные условия, отвечающие потребностям детей с ОВЗ.
Совместное обучение позволяет детям с ОВЗ полноценно участвовать в социальной жизни, лучше формируются академические навыки. Сверстники учатся толерантному отношению к людям, имеющим ОВЗ, развивают доброту, отзывчивость и навыки взаимопомощи.
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития [1].
Учащиеся с легкими двигательными нарушениями передвигаются самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеют достаточное интеллектуальное развитие и разборчивую речь. Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной школе возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом [1].
Технологическая карта урока технологии по теме «Инструменты для ручной обработки древесины»
Класс: 5 (12 человек, из них 1 ребенок с легкими двигательными нарушениями).
Предмет: технология .
Тема учебного занятия: Инструменты для ручной обработки древесины
Продолжительность учебного занятия: 40 минут.
Тип учебного занятия: изучение нового материала.
Цель: знакомство с инструментами для ручной обработки древесины.
Задачи урока:
1. Образовательные: знакомство с инструментами для ручной обработки дерева.
2. Развивающие: развитие интереса к предмету, развитие внимания, мышления.
3. Воспитательные: воспитание доброжелательности и отзывчивости, развитие умения работать в группах.
Технологии: ИКТ, игровые технологии.
Методы обучения: проблемно-поисковые, словестные.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Ресурсы для проведения урока: столярные ручные инструменты, ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку.
Основные понятия: ручные инструменты для обработки древесины.
Таблица
Технологическая карта урока
№ п/п |
Этапы урока / Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
|
Общеобразовательная программа |
ОВЗ |
||||
1. |
Организационный момент Цель: включение в учебный процесс |
Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас на занятии. Посмотрите, сколько здесь разных поделок (обзор поделок). Сегодня мы познакомимся с инструментами при помощи которых, они были изготовлены. Сейчас мы разделимся на 2 команды. |
Приветствие учителя стоя, самоконтроль готовности к уроку. |
По необходимости приветствие учителя сидя. |
Личностные: - самоорганизация - уважение к окружающим |
2. |
Этап мотивирования к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес |
Ребята, наше занятие необычное. Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на далекий остров. Я буду вашим капитаном. Представим, что мы находимся на корабле. Вокруг нас бушующее море. Волны поднимаются все выше и выше. Но наша команда дружная и поэтому нам не страшны никакие бури. А что это там впереди? Давайте посмотрим. Да это остров «Самоделкина». Хозяин этого острова Самоделкин. Посмотрите ребята, вот он нас встречает (демонстрируется изображение Самоделкина). «Здравствуйте ребята! Я очень рад видеть вас на моем острове. Во время путешествия по острову я буду вашим проводником». |
Принятие проблемной ситуации. |
Та же |
Личностные: - мобилизация внимания. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества |
3. |
Построение игры Цель: организовать восприятие новой информации в игровой форме |
Ребята! Самоделки приготовил для вас различные задания. Давайте попробуем их решить. Первая наша остановка: «Лес Загадок». Ваша задача разгадать все загадки. 1. «Я с шурупом закружилась в танце в понедельник, Ну а он в доске застрял, спрятался бездельник». (отвертка) 2. «Зажимать, хватать, кусать – это их работа, Вечно что-нибудь в зубах им держать охота». (пассатижи) 3. «Хоть зубастая ужасно, но зато полезная, Что угодно отгрызет полоса железная». (ножовка) 4. «Не боксер я, но могу стукнуть, если нужно, Шляпы лишь одни торчат -спрятались все дружно». (молоток и гвозди) 5. «Мы за хвост его схватили и склонились на бочок, Он скрипя наружу лезет, как из норки червячок». (клещи и гвоздь) 6. «Вот бежит стальная змейка извивается, шипит, А когда в ракушку влезет, только хвост один торчит». (рулетка) 7. «Я за хвост его поймала и кручу, кручу-верчу, Он скрипит, но глубже лезет, я танцую и молчу». (отвертка и шуруп) 8. «Не дают ему скучать, Вечно требуют стучать». (молоток) 9. «У конька, у горбунка, Деревянные бока У него из-под копыт, Стружка бела бежит». (рубанок) 10. «Доску грызла и кусала На пол крошек набросала, Но не съела ни куска, Знать не вкусная доска». (пила) Учитель демонстрирует названные инструменты, записывает названия на доске, кратко озвучивает назначение инструментов Вторая наша остановка: гавань «Кроссвордов». Прежде чем идти дальше, вам нужно отгадать кроссворд. Каждой команде выдается лист с напечатанным кроссвордом. 1. Металлический стержень со шляпкой. (гвоздь) 2. Рабочий стол с приспособлениями для обработки древесины. (верстак) 3. Хвойное дерево. (сосна) 4. Ручная пила с одной ручкой. (ножовка) 5. Природный рисунок на пиломатериалах. (текстура) 6. Инструмент для долбления гнезд. (стамеска) 7. Деревянный молоток. (киянка) 8. Инструмент для опиливания кромок. (напильник) 9. Лиственное дерево. (осина) Физминутка Вы наверное устали И поэтому все встали Дружно вытянули шеи И как гуси зашипели Пошипели, помолчали И за кустиком пропали Руки вверх, вперед и вниз Улыбайся и садись Третья наша остановка: «Мастерская Самоделкина». А что вы знаете об инструментах? Для чего они служат и кто ими работает? Учитель создает ситуацию по закреплению новых знаний у учащихся. Четвертая остановка: город «Забывчивых мастеров» Ребята! В этом городе жители немного рассеяны. Я вас прошу им помочь! Нужно найти и исправить ошибки. На встречу нам идет плотник, а в руках у него ножницы ( исправляем). Дальше встречаем кузнеца с пилой, парикмахера с молотком (исправляем). Давайте теперь зайдем в магазин, где продаются инструменты. На четырех полках выставлен товар. Нужно найти лишний предмет на каждой полке. Линейка, угольник, молоток, циркуль. Рубанок, пила, ножовка, лобзик. Коловорот, ручная дрель, бурав, стамеска. Гвоздь, шуруп, болт, молоток. Ребята! Вы справились со всеми заданиями Самоделкина, узнали инструменты для ручной обработки древесины. |
Отгадывание загадок, работа в командах. Команды из учащихся отгадывают кроссворд, выбирают, кто будет заполнять кроссворд и кто будет читать ответы. Учащиеся формулируют правильные ответы на вопросы и выявляют типичные ошибки Ответы на вопросы. Выполняют физминутку Учащиеся формулируют свои ответы Учащиеся отвечают, анализируя и трансформируя полученную информацию |
Та же Выполняет движения в силу своих двигательных возможностей |
Познавательные: - построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: - умение слышать и слушать друг друга - сотрудничество, уважение - управление поведением партнера, контроль, коррекция Личностные: - самоопределение Коммуникативные: - умение аргументировано предложить и доказать варианты своего решения Коммуникативные: - умение полно и точно выражать свои мысли Предметные: - называть инструменты и их назначение Познавательные - умение использовать полученные знания в практической деятельности - умение аргументировано предложить и доказать варианты своего решения |
4. |
Рефлексия учебной деятельности Цель: способствовать формированию самооценки своей деятельности |
Учитель организует рефлексивную деятельность на уроке. Мотивирует учащихся к высказыванию собственной оценки действий по открытию новых знаний. Ребята какие вы сегодня молодцы! - Понравилась ли вам наше путешествие? -Какие задания у вас вызвали затруднения? - Как вам пригодятся знания, полученные на этом уроке в жизни? - Какое у вас сейчас настроение? Спасибо вам за урок! |
Учащиеся анализируют свою деятельность. Я узнал … Мне пригодится это … |
Та же |
Регулятивные: - самооценка - осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению Коммуникативные: - умение слушать, слышать, вступать в диалог и выражать свои мысли |
Ссылки на источники
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.,2015.-206 с.