Статья «Проблемы и перспективы развития процесса индивидуализации в удо в условиях модернизации дополнительного образования»
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В УДО В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.А. Шкуркина
Педагог дополнительного образования
ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск
На современном этапе развития общества все больше становится востребована не унифицированная личность, а личность, обладающая индивидуальностью, умеющая работать с учетом меняющихся условий, что позволит ей стать самостоятельной и благодаря этому добиться жизненного успеха.. В связи с этим возрастает роль образования, которое будет решать задачи социокультурного и экономического развития, конструирования будущего, развития индивидуальности граждан. Однако, несмотря на попытки изменить содержание и формы общего образования, оно не готово в полной мере предоставить обучающимся возможности свободного выбора образовательной траектории и сформировать умение проектировать для себя образовательную программу в течение всего периода обучения. Поэтому Полноценно реализовать миссию образования для человека, государства и общества в современном мире позволяет непрерывное дополнительное образование. Дополнительное образование, согласно концепции развития (2014 г.), имеет ряд преимуществ и возможностей перед другими видами образования: обеспечивает обучающимся свободный выбор направления деятельности через обучение по вариативным развивающимся образовательным программам, способствует развитию творческого потенциала, адаптивности к изменениям в социуме.
Рассматривая дополнительное образование детей, исходя из принципов индивидуализации, можно говорить, что это механизм целенаправленной поддержки в самореализации человека, удовлетворении вариативных и изменяющихся потребностей личности. В свете сказанного, одним из важнейших вопросов в развитии дополнительного образования детей является обновление содержания программ. Дополнительное образование детей не может быть осуществлено в полной мере без конструирования программного обеспечения, в котором будет учитываться принцип индивидуализации. Одним из важнейших требований к новым разрабатываемым программам является их соответствие государственному и социальному заказу. Это, в свою очередь, предполагает развитие инфраструктуры индивидуальных программ углубленного и профильного обучения; создание инновационных программ научно-технической, естественно-научной и инженерной направленностей на основе новых информационных образовательных технологий; разработку программ по выявлению и поддержки одаренности; проектирование образовательных программ с использованием электронных ресурсов для работы с разными категориями детей; развитие программ и технологий предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации обучающихся.
Однако на практике проектирование дополнительных образовательных программ происходит медленно, недостаточно учитываются потребности и интересы общества, присутствует непонимание сути процессов модернизации, превалируют консервативные взгляды и технологии в процессе обучающей деятельности. Отсутствие в сфере дополнительного образования стандартов оценки качества содержания образовательных услуг, аналогичных действующим в общем образовании, с одной стороны, обеспечивает гибкость и вариативность программного обеспечения, но, с другой стороны, одновременно создает риски предоставления услуг неопределенного, низкого качества.
Кроме проблемы модернизации дополнительных образовательных программ, существует еще ряд вопросов, с которыми сталкиваются педагоги в ходе индивидуализации образовательного процесса. В своем учреждении мы провели анкетирование педагогического коллектива. Каждому педагогу предлагалось выбрать из предложенных вариантов две проблемы, которые представляют для него наибольшую трудность. Так, проведенное нами исследование показало, что 50 % педагогов нашего учреждения испытывают затруднения вследствие отсутствия информации об опыте работы по индивидуализации образовательного процесса, 60 % указали на трудности в обновлении и проектировании дополнительных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов, 40% определили как трудность недостаточность теоретических знаний о методах и технологиях индивидуального обучения, 20 % указывают на отсутствие заинтересованности, 40 % - ссылаются на недостаток времени и сил для создания системы индивидуализированного сопровождения обучающихся. На педагогическом совете учреждения «Инновационная деятельность в учебно-воспитательном процессе» рассматривались основные проблемы процесса индивидуализации в ОУ и пути их решения.
Проблема |
Пути решения проблемы (содержание деятельности) |
Результаты |
1.Недостаточная информированность о педагогическом опыте по вопросу индивидуализации в дополнительном образовании |
Накопление информации о передовом опыте по данному вопросу Накопление информации об издании новой методической и учебной литературы по данному вопросу Проведение мероприятий по распространению передового педагогического опыта Информирование педагогического коллектива, учащихся и родителей о передовом педагогическом опыте по вопросу индивидуализации |
Создание банка информации по индивидуализации образовательного процесса и оценке его состояния в ОУ Информированность всех участников образовательного процесса по вопросу индивидуализации |
2. Низкий уровень применения педагогами методов и технологий индивидуального обучения |
Обучение по образовательным модулям, на семинарах, курсах повышения квалификации; Подготовка научно-методических разработок и рекомендаций по эффективному использованию технологий индивидуального обучения. Проведение открытых занятий, мастер-классов, практических семинаров по применению технологий индивидуального обучения |
Повышение у педагогов уровня теоретических знаний и практического опыта по использованию на практике технологий индивидуального обучения ( технология портфолио, мастерских, кейс- технологии, метод проектов, дебаты и др.) |
3. Низкий уровень информированности педагогов о потребностях и интересах общества в сфере дополнительного образования |
Информирование педагогического коллектива об основных приоритетных направлениях в сфере дополнительного образования в РФ (обзор нормативных документов) Мониторинг потребностей и интересов учащихся и их родителей. |
Создание индивидуальных программ, траекторий развитий, планов с учетом запросов и интересов общества, ребенка и его родителей. |
4.Отсутствие заинтересованности (мотивации) педагогических работников |
Выявление и оценка (анализ) мотивационной готовности педагогов к индивидуализации образовательного процесса; Разработка и осуществление системы мер мотивации, морального и материального стимулирования педагогов за текущие и итоговые результаты работы. |
Увеличение числа педагогов, эффективно использующих образовательные технологии. |
5.методически слабая разработанность диагностических материалов оценки качества дополнительного образования |
разработки и внедрения новых методов оценки успешности учащихся, динамики его продвижения. |
Наличие мониторинга качества обеспечения образовательных услуг, дающего своевременную и адекватную информацию о состоянии системы гимназического образования. |
6.Отсутствие научных исследований по формированию и обновлению содержания программ дополнительного образования детей на основе применения индивидуальных образовательных программ. |
Создание исследовательской творческой группы (педагоги УДО совместно с привлеченными научными руководителями) для обновления содержания конкретных образовательных программ Проведение обучающих семинаров, педагогических советов, практикумов по проектированию вариативных (модульно-уровневых, адаптированных, профильных и др.) программ на основе личностно-ориентированного подхода |
Создание и утверждение на основе проведенных исследований вариативных программ в том числе адаптированных и авторских) на основе личностно-ориентированного подхода (модульно-уровневая структура построения и индивидуально-интенсивный темп реализации). |
Литература
Концепция развития дополнительного образования: [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сент. 2014 г. № 1726-р]
Ковалева, Т. М. Современная педагогическая наука: проблема субъективности/ 5. Шелехова И. Н. К вопросу о проектировании образовательных программ дополнительного образования детей [Текст] / И. Н. Шелехова // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 695–697.).
Гуслякова Н. И., Садыкова Т. В. К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании детей // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1047-1050.
Боровских Т. А. Индивидуальное обучение на основе современных образовательных технологий. \\ Естествознание в школе. 2006, № 6,с. 52—57.