Основное направление ДОУ – это физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ (анализ)
Основное направление ДОУ – это физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
(анализ работы за 2014-2015 учебного года)
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду
· Стабилизация физического, психологического и эмоционального благополучия воспитанников
· Улучшение соматических показателей
· Снижение заболеваемости, снижение риска возникновения осложнений после заболеваний
· Снижение роста хронической патологии
· Улучшение функционального состояния дошкольников
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Для достижения целей значение имеют:
· Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитием каждого ребенка;
· Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
· Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
· Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
· Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
· Уважительное отношение к результатам детского творчества;
· Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
· Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
Организационная работа:
Вся работа по физическому воспитанию детей проводится с учетом состояния здоровья детей и осуществлялась инструктором по физической культуре Е.И.Шашиной и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны врача, старшей медицинской сестрой и старшим воспитателем.
С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.
Обширная профилактическая работа включает в себя:
- облегченную одежду для детей в детском саду
- соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья.
- соблюдение температурного режима в течение дня
- дыхательную гимнастику после сна
- мытье прохладной водой рук по локоть
- правильную организацию прогулки и ее длительность
- неспецифическую профилактику респираторных заболеваний
В утреннюю гимнастику и физкультурные НОД включаются коррегирующие упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки, плоскостопия. На не физкультурных НОД и между НОД организовывается двигательно-оздоровительные моменты: упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, задания на развитие мимики и артикуляции и т.п.
В течение года ежемесячно проводится анализ заболеваемости и посещаемости детьми МБДОУ. В ходе анализа было выявлено, что в сравнении с предыдущим учебным годом:
- снижена заболеваемость
- снижено число пропусков на одного ребенка
- сократилось число пропусков детодней по болезни.
Количество детей при этом существенно не менялось. Показатель уровня заболеваемости детей в сравнении с районным показателем ниже.
В детском саду выполняются все виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
элементы медико-профилактической технологии
· организация мониторинга здоровья дошкольников
· разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
· организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
· физического развития дошкольников,
· закаливания;
· организация профилактических мероприятий в детском саду;
· организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
· организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
элементы физкультурно-оздоровительной технологии
· развитие физических качеств, двигательной активности
· становление физической культуры дошкольников,
· дыхательная гимнастика,
· массаж и самомассаж,
· профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
· воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
· хореография
Материально-техническое обеспечение ДОУ
Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды МБДОУ №28 соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивают физкультурно-оздоровительную работу. Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:
· Спортивный зал со спортивными комплексами и спортивным инвентарем; (гимнастические стенки, батуты, балансиры, гимнастические мячи, различные тренажеры, бегущая дорожка, гимнастический станок и т.д.); спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
· физкультурные уголки (во всех группах);
· существует кабинет медицинского работника (изолятор и процедурный кабинет)
· кварцевые лампы в групповых и специальных помещениях;
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных мероприятий на год:
1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
2. Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
3. Дыхательная гимнастика
4. Точечный массаж
5. Воздушные ванны /перед сном, после сна/
6. Физкультурные НОД /3 раза в неделю/
7. Пальчиковая гимнастика
8. Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
9. Профилактические прививки
10. Закаливание солнцем, водой /в летний период/
11. Профилактика плоскостопия /ежедневно/
12. Профилактика осанки детей /ежедневно/
13. Физкультминутки /ежедневно/
14. Подвижные игры /ежедневно/
15. Прогулки /в теплое время года/
16. Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.
Консультации для воспитателей: «Двигательный режим дня в детском саду», “Особенности проведения бодрящей гимнастики после дневного сна”, “ Физическая готовность детей к школе”.
Планирование выступлений на педсоветах: “ Охрана жизни и здоровья детей”, «Безопасность жизнедеятельности ребенка в детском саду», “Итоги оздоровительной работы”.
Планирование медико-педагогических совещаний “Эффективность физкультурно-оздоровительной работы”, “Итоги оздоровительной работы”, «Организация летней оздоровительной работы».
В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды образовательной деятельности, среди которых преобладают:
· сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
· занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
· занятия-тренировки основных видов движений;
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после совместной деятельности, на котором дети сидели, прогулка должна начинаться с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и музыкальных НОД – с наблюдения, спокойных игр и т.д.
Необходимо учить педагогов определять признаки утомления у детей по изменению окраски кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный. Для того, чтобы дети не перегревались и не простужались, необходим правильный подбор одежды в соответствии с состоянием здоровья и погодными условиями, выход на прогулку подгруппами, регулирование ее длительности в зависимости от сезона, возраста детей и их здоровья.
Воспитатель совместно с инструктором физо делает подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между совместной деятельностью;
· оборудование физкультурного уголка;
· организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
· оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, НОД по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.
Много профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний в осеннее-зимний период проводит и медицинская сестра детского сада. Сюда входит поддержание чистоты, кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание спален перед сном и проветривание групп.
Детям проводятся следующие профилактические мероприятия:
· вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой и закладывание мази (оксолиновой ) в нос;
· витаминизация;
· полоскание рта и горла настоем трав (ромашка, шалфей, календула;
· дыхательная гимнастика.
· Закаливающие процедуры:
утренняя гимнастика, физкультурные НОД
прогулки на свежем воздухе (-20)
хождение по группе босиком.
Такие же мероприятия проводятся и в весеннее-летний период, только закаливающие процедуры:
· ежедневные прогулки на свежем воздухе
· воздушно-солнечные ванны.