Методическая разработка урока «Основной закон РФ - Конституция»

1
0
Материал опубликован 6 April 2023

t1680746362aa.png

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«АВТОМОБИЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







О. Б. Ващенко


Основной закон РФ - Конституция


(методическая разработка урока)


t1680746362ab.jpg




Уссурийск

2023

Ващенко О.Б., преподаватель КГБ ПОУ «Автомобильно-технический колледж»

Методическая разработка урока «Основной закон РФ - Конституция» раскрывает особенности проведения урока по данной теме для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, окончивших специальные (коррекционные) школы и осваивающих программу профессиональной подготовки. На уроке рассматриваются основные положения Конституции РФ, формируются основы правовой культуры и гражданского самосознания обучающихся.

Рекомендуется преподавателям учебной дисциплины «Основы Российского законодательства».




ПЛАН УРОКА

Учебная дисциплина: Основы Российского законодательства

Тема урока: «Основной закон РФ - Конституция»

Преподаватель: О.Б. Ващенко, преподаватель обществознания

Обучающиеся: 2 курс, группа 722, профессия «Повар»

Цели урока:

Образовательная - усвоение и закрепление основных понятий, терминов, сущности Конституции РФ как основного закона страны, имеющего высшую юридическую силу

Развивающая - развивать умения обучающихся анализировать, извлекать информацию из нормативных документов, дополнительных источников знаний, развивать навыки самостоятельной работы с конспектом, выявлять причинно - следственные связи явлений, углублять внутри - и межпредметные связи, развивать устную речь обучающихся

Воспитательная – формирование активной гражданской позиции, чувства уважения к Конституции РФ, патриотизм, повышать интерес к общественным дисциплинам, расширять кругозор обучающихся.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Метод проведения: эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы, исследовательский, наглядный

Методическая цель: показать развитие навыков самостоятельной деятельности обучающихся, использование ИКТ

Комплексное методическое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал (таблицы, кроссворд), термины, карты - конспекты, кроссворд «Конституция РФ», мультимедийная презентация, дополнительные материалы СМИ (видеоролик «Гимн РФ» из Интернет-источников), аудиоприложение, карта Приморского края, флаг РФ, текст гимна РФ, герб РФ, портрет президента РФ, Конституция РФ (15 штук).



Ход урока:

Организационный момент. Мотивация к уроку. Постановка проблемы, целей и сообщение темы и задач урока.

Ознакомление с планом урока. Проведение урока.


План урока:

Понятие Конституции

Символы РФ

Разделы Конституции, основные главы и статьи

Схема ветвей государственной власти

Основные права и обязанности гражданина Российской Федерации


В течение урока самостоятельная работа обучающихся:

- с Конституцией РФ,

- картами - конспектами,

- презентацией,

- терминами,

- картой Приморского края,

- кроссвордом.


III. Контроль знаний.

- с/р – мини- кроссворд «Конституция РФ»,

- самопроверка кроссворда по эталону ответов.


IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

V. Домашнее задание.



Ход урока:

(Звучит музыка – оркестр Поля Мориа «Любовь синего цвета».)

Организационный момент.

Преподаватель: Здравствуйте! Староста, доложите о готовности группы к занятию. (Староста докладывает.) Ребята, сейчас в руках у меня маленькая книжка, как она называется? (Студент отвечает.) Сегодня мы с вами подумаем, а в конце урока вы ответите, почему Конституция - самый главный, основной закон нашей страны. На уроке мы рассмотрим, из каких разделов и глав состоит этот важный закон.

Ознакомление с планом урока. Проведение урока.

Преподаватель: Внимание на доску! Тема нашего урока «Основной закон РФ - Конституция». (Приложение №1, слайд №1)

На уроке у нас будет самостоятельная работа с конспектами- таблицами, терминами, схемой «Органы государственной власти РФ», презентацией, картой Приморского края и тексом самой Конституции России. Также вы посмотрите видео, устно ответите на вопросы и заполните ответы на кроссворд.

Итак, познакомимся с планом урока:

1. Понятие Конституции

2. Символы РФ

3. Разделы Конституции, основные главы и статьи

4. Схема ветвей государственной власти

5. Основные права и обязанности гражданина Российской Федерации (Приложение №1, презентация преподавателя слайд №2)

Обратите внимание на доску: мы поработаем с терминами и понятиями:

Конституция,

Всеобщая Декларация прав человека,

референдум,

суверенитет,

символы РФ,

права, свободы и обязанности граждан,

ветви и органы государственной власти,

столица,

субъект РФ.

Посмотрите на слайд. Сегодня вы работаете не с тетрадями, а с раздаточным материалом. В ходе урока вы будете заполнять карты - конспекты, они перед вами, подпишите их (преподаватель показывает карты - конспекты). (Приложение №1, презентация преподавателя слайд №3).

В конце урока вы сдадите их на проверку, это ваша самостоятельная работа на оценку. (Приложение №2, 3: карты – конспекты.) Другая карта – таблица будет дана вам на дом как задание.

Итак, переходим к пункту №1 нашего плана урока. (Приложение №1, слайд №4.)

Конституция – это Основной закон страны, который имеет высшую юридическую силу. Иными словами, это означает, что все остальные законы нашей страны не должны противоречить Конституции. Положения Конституции регулируют различные стороны жизни нашей страны. Сегодняшний разговор мы построим с учетом уже полученных вами знаний и направим его на более глубокое понимание значения этого документа для нашего общества, государства и каждого из нас как гражданина России.

Давайте узнаем, какой международный документ был принят после II мировой войны Всемирной организацией ООН. В нем перечислены права и свободы человека. Посмотрите на слайд. Как называется этот документ, и когда был принят? (Обучающийся отвечает). А теперь заполните в таблице пропущенное, вопрос №1.

Содержание Конституции РФ сегодня включает эти международные нормы, выделяя личность человека как особую ценность. Давайте посмотрим видео о том, что в переводе означает слово «Конституция», узнаем об истории конституций разных стран. (Следует видео). А теперь обратимся к истории возникновения Конституций нашей страны. (Приложение №1, слайд №5.)

Перечислите этапы развития Конституции (обучающийся читает). Добавлю, что изменения, происходящие в жизни страны, требовали внесения определенных поправок в этот документ. Наиболее значительные из них были внесены в 2020 году.

Преподаватель: Итак, познакомимся с самой Конституцией РФ. Откройте ее на странице 2, найдите и прочитайте предложение, в котором говорится о дате её принятия. (Обучающийся отвечает). Правильно. Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по итогам всенародного голосования на референдуме. Придание этому дню статуса государственного праздника — признание исключительного значения данного документа. Посмотрите на термины и даты и заполните в таблице вопросы № 2 и 3, вставив пропущенное (дату и слово).

Необходимо отметить, что в Конституции провозглашается государственный суверенитет РФ  – независимость и свобода многонационального народа России в определении своего политического, экономического, социального и культурного развития, а также территориальная целостность, верховенство РФ и независимость ее во взаимоотношениях с другими государствами. Давайте опять обратимся к таблице - конспекту и заполним пункт 4. Обратите внимание на термины на доске.

Перейдем ко второму пункту нашего плана урока и поговорим о символах России. Что к ним относится? Обратите внимание на слайд (Приложение №1, слайд №6.)

(Обучающиеся отвечают.) Давайте заполним пропуски в конспекте- таблице - вопрос №5.

Возьмите в руки текст Конституции. Посмотрите на внутренние обложки в начале и в конце. (Приложение №1, слайд №7.) О каком из символов РФ идет речь? (Ответ: гимн.) Кто автор слов и музыки гимна России? (Следуют ответы: Сергей Михалков и Александр Александров.) «При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов», — говорится в одной из статей соответствующего федерального закона. Дополнительно уточню, что в случае, если исполнение Гимна РФ сопровождается поднятием Государственного флага, то «присутствующие поворачиваются к нему лицом». Так мы делаем во время линеек колледжа. А теперь предлагаю вашему вниманию видео, в котором известные певцы на Красной площади в День России исполняют гимн. Так как у вас текст перед глазами, можете подпевать. (Обучающиеся встают. Следует видео https://www.youtube.com/watch?v=UtZIIGkslVs).

Садитесь. Внимание на слайд. Перед вами также другие символы нашей страны. Назовите их. (Следует ответ и объяснение преподавателя.)

Продолжаем знакомиться с содержанием Конституции. Откройте в конце Оглавление и назовите, прочитайте названия разделов и глав Конституции РФ. (Приложение №1, слайд №8.) (Следует ответ.)

Откройте теперь в начале страницу 3 и найдите ответ на вопрос – а кто принял Конституцию России? Используйте текст (следует ответ).

В п.1 ст.1 найдите и назовите два официальных названия нашей страны (обучающие читают). Теперь запишите ответ вопроса №6 в вашем конспекте.

Прочитайте статью 5, п.1, посмотрите на карту в кабинете и назовите субъект РФ, в котором мы живем. (Ответ: Приморский край.) Теперь вы можете заполнить пункт 7 в вашем конспекте. Продолжаем знакомиться с содержанием Конституции и переходим к пункту 4 плана урока. Посмотрите на схему под названием «Органы государственной власти Российской Федерации». (Приложение №1, слайд №9.)

Назовите ветви государственной власти. (Обучающиеся отвечают.) Верно. (Следует пояснение преподавателя.) Заполните пропуски вопроса №8 в вашем конспекте - таблице. (Приложение №1, слайд №10.)

Давайте теперь перейдем к следующему пункту плана урока и поговорим об основных правах и обязанностях граждан РФ. Внимание на слайд! (Приложение №1, слайд №11.)

Глядя на схему, назовите основные права и свободы согласно Конституции России. (Обучающиеся отвечают.) Откройте оглавление и вспомните, в какой главе Конституции об этом идет речь? (Следует ответ.)

Приведите примеры гражданских прав и свобод с номером статьи Конституции. Приведите примеры политических прав с номером статьи Конституции. Приведите примеры экономических, социальных и культурных прав с номером статьи Конституции. (Обучающиеся отвечают.) Теперь заполните ответ 9 в ваших карточках.

Опять переходим к тексту Конституции РФ. Откройте статью №43, о чем идет в ней речь? (Следует ответ.)

Как вы поняли, у вас есть много прав и свобод. Давайте теперь откроем страницу 15, прочитайте статьи №57-59 и заполните ответ №10 вашего конспекта. Обратите внимание на подсказку – слайд презентации. (Приложение №1, слайд №12.) (Ответ: обязанности.)

У вас остался один незаполненный ответ под номером 11. Он под «звездочкой», дополнительный. Если вы знаете на него ответ, напишите его. Обратите внимание на стенд с терминами.

Контроль знаний.

Преподаватель: Итак, мы ознакомились со всеми пунктами плана темы урока. Проверим ваши знания с помощью мини-кроссворда. Он перед вами. Подпишите листы и заполните ответы. Вам дается 5 минут на заполнение и самопроверку кроссвордов. Обратите внимание, этот кроссворд есть на слайде (Приложение №1, слайд №13.) А теперь вы сами себя проверите, глядя на ответы следующего слайда (Приложение №1, слайд №14.) Если в ходе самопроверки правильных ответов 5 - ставим «5», если их 4 - ставим «4» и т.д. (Следует самопроверка.) Сдаем конспекты- таблицы и кроссворды.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Преподаватель: Итак, подведем итоги урока. (Следует объявление отметок и их комментирование.) Что нового вы сегодня узнали? Пригодятся ли эти знания в вашей в жизни? Ответьте на вопрос, который прозвучал в начале урока - почему Конституция является самым главным, основным законом нашей страны? (Следуют ответы.)

V. Домашнее задание

Преподаватель: Ваше домашнее задание на доске. Внимание на слайд! (Приложение №1, слайд №15.)

Домашнее задание:

изучите и заполните таблицу «Права и свободы, обязанности гражданина РФ» (преподаватель выдает индивидуальные карточки- задания для письменных ответов)

подготовьте сообщения на тему «Конституция РФ», «Избирательное право» (опережающее домашнее задание по желанию)

(Следует объяснение дифференцированного домашнего задания).

Преподаватель: Урок окончен. До свидания!

(Следует видео - песня «Россия» https://www.youtube.com/watch?v=mKYOEqhy4XQ)


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Конституция РФ с поправками 2020 года (с гимном России), М., «Проспект», 2022

http://duma.gov.ru/news/48953/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BC%D0%BD_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

https://yandex.ru/maps/11409/primorsky-krai/?ll=134.709375%2C45.041980&z=8

http://duma.gov.ru/news/49137/

https://www.youtube.com/watch?v=UtZIIGkslVs

https://www.youtube.com/watch?v=mKYOEqhy4XQ


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение №1 –презентация к уроку «Основной закон Российской Федерации»

Приложение №2 карты - конспекты для студентов «Основной закон Российской Федерации»

Приложение №3 – карты - конспекты для студентов (домашнее задание - таблица «Права и свободы граждан РФ»)

Приложение №4 – кроссворд

Приложение №5 – ответы на кроссворд


Приложение №1. Презентация к уроку «Основной закон Российской Федерации»

t1680746362ac.pngСлайд 1


t1680746362ad.pngСлайд 2


t1680746362ae.pngСлайд 3


t1680746362af.pngСлайд 4


t1680746362ag.pngСлайд 5


t1680746362ah.pngСлайд 6


t1680746362ai.pngСлайд 7


t1680746362aj.pngСлайд 8

t1680746362ak.pngСлайд 9

t1680746362al.pngСлайд 10


t1680746362am.pngСлайд 11


t1680746362an.pngСлайд 12



t1680746362ao.pngСлайд 13




t1680746362ap.pngСлайд 14




t1680746362aq.pngСлайд 15



Приложения №2,3: карты - конспекты для студентов «Основной закон Российской Федерации», карты - конспекты для студентов (домашнее задание - таблица «Права и свободы граждан РФ»)



t1680746362ar.png


Приложение №4 – кроссворд


t1680746362as.jpg


Приложение №5 – ответы на кроссворд


t1680746362at.gif





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации