Головоломка к уроку истории и физики «Основоположники отечественной науки: изобретатели, конструкторы» (9–11 класс)
ГОЛОВОЛОМКА
Основоположники отечественной науки: изобретатели, конструкторы
В условиях интеграции передовых достижений науки и техники проблема информированности школьников о вкладе наших соотечественников в развитие мировой науки становится все актуальней.
Изучение новой темы в курсе физики начинаю, как и большинство коллег, коротким сообщением о вкладе русских-советских-российских ученых в развитие науки, технологий, техники, упоминая их всемирно известные конструкции и изобретения.
День российской науки, отмечаемый 8 февраля, еще один хороший повод для работы по патриотическому воспитанию школьников. Внеурочные занятия в этот день начала словами:
Без основ науки, как без крыльев,
Человек к желаемым высотам не взлетит.
Ведь наука — это творчество, любовь и сила;
Школа шанс дает исследовать, Трудиться. мыслить и творить.
В день науки я хочу поздравить
Тех, кому сейчас наука интересна,
Тех, кто уже в школе ею увлечен,
Кто готов и сможет в своей жизни
Создавать, исследовать, открыть!
Головоломка, которая предлагается учащимся старшей школы (9-11 классы), содержит информацию о вкладе ученых в развитие мировой науки и техники.
Задание для учащихся: соотнести изобретение, открытие с именем ученого и временем его жизни
Головоломка предложена в двух форматах:
Текстовый вариант головоломки
Интерактивный вариант задания, с использованием сервиса LearningApps.org
PDF / 289.16 Кб
Ключ к ответам Приложение 2
DOCX / 16.28 Кб
Бланк ответов Приложение 1
DOCX / 16.56 Кб
Видеофайл Приложение 4
MP4 / 8.37 Мб
В приложениях к публикации размещены:
- лист задания головоломки,
- бланк для внесения ответов,
- ключ для проверки ответов учащихся,
- видеофрагмент «Стопоходящий механизм Чебышева»
Головоломка состоит из трех частей:
фотография ученого – усиливает визуальное восприятие информации об изобретении;
фамилия и даты жизни ученого – информация об авторе, в том числе и дополнительная (даты жизни), свидетельствующая о непрерывности технического прогресса;
вклад ученого: суть изобретения, закона, открытия, его значимость для людей.
Для внесения результатов учащиеся получают бланк, в который вносят выбранные символы – цифры арабские и римские, заглавные буквы русского алфавита.
Организация образовательной деятельности школьников:
- работа может выполняться индивидуально или парами,
- возможно использование внешних (дополнительных) источников информации,
- время работы фиксируется,
- желательно коллективное обсуждение результатов работы над заданием.
Работа над головоломкой с последующим обсуждением результатов позволяет, являясь элементом патриотического воспитания школьников, обеспечить результаты:
Личностные: осмысление целей самообразования, обретение веры в свои интеллектуально-технические способности и оценку возможностей в образовательном исследовании, проектировании;
Предметные: формирование позитивного отношения к естественным наукам – основе научно-технического прогресса в мире;
Когнитивные: знакомство с реализованными в изобретениях и конструкциях способах решения возникшей проблемы светочами отечественной науки; совершенствование навыков работы с первоисточниками;
Организационно-деятельностные: совершенствование навыков самоорганизации учебной деятельности через оптимальное планирование, постановку целей и выбор способов ее достижения, участие в образовательно-развивающих диалогах, диспутах, дискуссиях.
Интерактивная версия задания https://learningapps.org/display?v=ppev4oy7j20
Источники информации:
Столетов А.Г. Сайт Российская цивилизация, http://xn----ptblgjed.xn--p1ai/node/1305
Лебедев П.Н. https://to-name.ru/biography/petr-lebedev.htm
Чебышев П.Л. https://myfri.org/2019/12/17/pafnutiy-lvovich-chebyishev-genialnyiy-russkiy-matematik
Циолковский К.Э https://topwar.ru/125057-kosmicheskiy-geniy-ciolkovskiy-uchenyy-i-filosof-vselennoy.html
Можайский А.Ф. https://famous-scientists.ru/great/60/
Попов А.С. https://topwar.ru/46704-slavnyy-syn-rossii-aleksandr-stepanovich-popov.html
Королев С. П. http://besage.ru/jzl/korolyov-sergej-pavlovich.html
Лодыгин А.Н. https://elektroznatok.ru/info/people/aleksandr-nikolaevich-lodygin
Яблочков П.Н. https://topwar.ru/42508-russkiy-svetoch-pavel-nikolaevich-yablochkov.html
Гроздева Ирина