Особенности адаптивной физической культуры для детей с аутизмом
Особенности адаптивной физической культуры для детей с аутизмом
У детей с расстройством аутистического спектра нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. Плавность, точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в телесном и окружающем пространстве дети с РАС ориентируются с трудом.
Дети-аутисты двигаются иначе: их походка порывистая и тяжелая, движения нелепы и неуклюжи, могут быть напряженно механичными и скованными, либо же вялыми, пластичность практически полностью отсутствует.
На занятиях адаптивной физкультуры специалисты сталкиваются с:
— раскачиванием всем телом;
— машущие движения пальцами, кистями и руками;
— однообразные движения головой, повороты;
— кружения, ходьба на цыпочках;
— нарушена мышечная работа и пространственная ориентация.
Дети с расстройством аутистического спектра могут успешно заниматься различными видами адаптивного спорта. Для них больше подходят индивидуальные, а не командные виды спорта: они не могут понять, зачем необходимо отдавать пас в хоккее и футболе, с трудом взаимодействуют в команде. Особенно детям данной нозологической группы полезно плавание: оно успокаивает, позволяет снизить сенсорные перегрузки, оптимизировать мышечный тонус. Также полезно занятие конным спортом, верховой ездой: зачастую таким детям проще взаимодействовать с животными, чем с людьми. Среди детей с РАС встречаются прекрасные наездники.
Легкая атлетика также очень подходит для занятий с детьми с аутизмом, прежде всего потому, что имеет индивидуальную форму. Бег, прыжки, ходьба помогают ребенку стать сильнее и выносливее. Очень нравится детям данной нозологической группы боулинг, они даже могут играть в него с нейротипичными сверстниками.
Успешно занимаются дети с РАС и боевыми искусствами. В них сочетаются приятные для людей с РАС элементы предсказуемости и алгоритмизации и коммуникационные задачи, связанными с физическим взаимодействием с другими людьми. Для многих детей с аутизмом боевые искусства – отличный способ стать крепче физически и одновременно повысить самооценку.
Дети с расстройствами аутического спектра нуждаются не только в накоплении знаний и получении навыков, их развитие нарушено, система смыслов нарушена, а потому они испытывают сложности с применением полученных умений и знаний на практике. В этом случае адаптивная физкультура (далее АФК) должна быть направлена на осмысленное взаимодействие детей-аутистов с окружающим миром. Важно приобрести бытовые навыки, сформировать крупную и мелкую моторику, базовые предметные действия.
Адаптивная физкультура является инструментом социализации личности, а также средством координации нарушенных движений. Успех работы зависит от осознанности моторного обучения. Ребятам с аутизмом сложно выполнять движения согласно речевым инструкциям, потому что не может подчинить свои движения каким-либо своим командам.
Задачи АФК:
развитие умения подражать и повторять движения;
формирование навыков организации движений во внешнем и пространстве собственного тела;
приобретение коммуникативных навыков и умения взаимодействовать с детьми и взрослыми.
Методы и подходыНекоторые методы и подходы к проведению занятий АФК для детей с РАС:
Индивидуальный подход. Важно учитывать особенности ребёнка, его интересы и уровень развития.
Использование визуальных подсказок. Это могут быть карточки с характерными движениями или аудиоподсказки.
Сопровождение движений. Упражнения сопровождают ритмичными словами, хлопками в ладоши, чтобы помочь ребёнку понять движение.
Поощрение успехов. Любые достижения ребёнка поощряют
Три класса занятий по АФК:
— на ориентирование в пространстве тела;
— на перемещение во внешнем пространстве (прыжки, бег, скольжение, ползание и ходьба);
— на выполнение действий с предметами и без них.
Во время занятий детей учат воспринимать и копировать движения сначала головой, затем руками, кистями и пальцами, а после переходить на движения ногами и всем туловищем.
Занятия по адаптивной физической культуре необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятия или полный отказ от них. Важно учитывать особенности ребенка, его интересы и уровень развития.
Для ребенка с РАС необходим твердый график занятий и четкая структура занятия: ритуалы приветствия и прощания, порядок выполнения упражнений на занятии.
Занятия АФК для детей с РАС могут проводиться:
Индивидуально. Ребенку уделяется больше внимания, ошибки устраняются сразу.
В группе. Занятия помогают наладить взаимодействие со сверстниками.
Чтобы ребенок точно выполнял движения, внимательно наблюдал за инструктором, следует:
— четко и медленно комментировать движения, выполняя их;
— частично или полностью выполнять действия вместе с ребенком;
— просить ребенка называть выполняемые движения;
— начинать с простых упражнений на перемещение и постепенно переходить к более сложным на преодоление и обход препятствий (хлопки в ладоши, махи руками, растирания рук или ног, наклоны туловища);
— развитие движений идет от туловища к рукам и ногам, от рук к ногам, от кистей к пальцам, а также по положению лежа на животе и спине, после — сидя и стоя;
— легкие движения выполнять в виде перемещений по прямой, а после переходить к направлениям по дуге или кругу;
— выполнять только одно или несколько упражнений в один момент, повторяя их;
— во время выполнения упражнений ритмично вести счет;
— чередовать упражнения, чтобы не утомить ребенка, дозировать нагрузку, побуждать к действию, создавая интересные и увлекательные для него ситуации.
Дети должны научиться осознавать действия, которые они выполняют, уметь пояснить, зачем они делают, и в какой последовательности будут выполнять упражнения.
На занятиях АФК инструктору следует научить Я-концепции, а для этого все действия следует проговаривать от первого лица, чтобы у детей сформировалось представление о себе.
Конечной целью адаптивной физкультуры для детей с аутизмом является стремление и возможность самостоятельно выполнять упражнения без посторонней помощи, нормализация психофизического и физического состояния, успешная социализация.
Упражнения для точности движений, правильного восприятия пространства
Детям предлагают бегать и ходить между предметами или передвигаться по специальной план-схеме.
Дети бегают и ходят за звуковым сигналом или по звуковому сигналу.
По словесному описанию находят спрятанные предметы, перекладывают их по ориентирам.
Упражнения на координацию
Темп и направление движений постоянно меняется, движения выполняются с одновременным отведением рук и ног, прыжками и хлопками, при этом важен самоконтроль движений.
Упражнения на зрительно-двигательную ориентацию
Малыши участвуют в играх, прыгают, метают предметы, сохраняют равновесие и выполняют другие действия, отключив периферическое и центральное зрение.
Упражнения на формирование стопы и осанки
Ребенок выполняет:
повороты с палкой, стоит у стены, сохраняя правильное положение тела;
балансирует с грузами, чтобы выработать мышечный корсет,
поддерживать тонус мышц пресса, спины и ног.
Упражнения для мышечной релаксации
Чтобы снять зрительное напряжение, используется корригирующая гимнастика,
физкультминутки, а при внешних признаках утомления — общерелаксационные
упражнения.
Игровые упражнения
Подвижные командные игры, соревнования, спартакиады, спортивные игры,
эстафеты, элементы всех видов спорта (теннис, хоккей, баскетбол, футбол,
прыжки и бег).
Игры помогают развить у детей зрительно-двигательные навыки.
Упражнения на коррекцию и развитие моторики.
Это могут быть пальчиковые игры, игры с различными фактурными поверхностями.
Упражнения на освоение телесного и окружающего пространства.
Задания выполняют в различных исходных положениях.
Самомассаж, растяжки и дыхательные упражнения.
Их используют в конце занятия и между заданиями.
Десять упражнений на развитие крупной моторики у аутичных детей.
Марш
Марш представляет собой простую двигательную
активность, относящуюся к крупной моторике,
которая может также развивать ряд других навыков.
Задание состоит в том, что взрослый делает маршевый шаг
вперед, а ребенок имитирует его действие.
Предложите ребенку начать с движений ног на месте, а затем постепенно переходите к шагам вперед и к движениям рук.
Прыжки на батуте
Батут – это «царь» упражнений на крупную моторику для
детей с аутизмом. Движение подпрыгивания представляет
собой отличную сенсорную стимуляцию, которая может
оказаться очень полезной для снятия сенсорной перегрузки
и тревоги.
У определенного числа аутичных детей после прыжков на
батуте наблюдается менее интенсивное повторяющееся
поведение, и подобная активность помогает некоторым
детям успокоиться и организовать свое поведение.
Игры с мячом
Самые простые занятия могут быть источником большого
удовольствия для ребенка, и одним из таких видов активности
является игра в мяч.
Игра «Поймай мяч» может показаться не самой реалистичной
целью для начального этапа, однако к ней можно идти постепенно.
Начните с обычного перекатывания мяча вперед-назад. Это простое
задание развивает важные навыки зрительного слежения
за объектами, а также формирует моторные навыки по мере того,
как ребенок двигается вслед за движением мяча. Другие виды
деятельности включают в себя:
• удары ногой по мячу;
• ведение мяча;
• отбивание мяча от пола;
• отбивание мяча руками и ловлю мяча.
перекатывание мяча к себе — от себя;
Равновесие
Для детей с расстройствами аутистического спектра удерживание
равновесия зачастую является очень сложной задачей, в то время как многие
упражнения на развитие крупной моторики требуют от ребенка хорошего чувства
равновесия.
Проведите тестирование и проверьте, может ли ребенок неподвижно стоять с
закрытыми глазами и не терять равновесия. Это поможет вам определить, сколько
потребуется работать над развитием навыков удержания равновесия.
Можно начать с движения ребенка по тонкой линии, а затем постепенно
перейти к балансировке на специальных качелях.
Двухколесные и трехколесные велосипеды
Велосипеды для аутичных детей не обязательно должны быть спроектированы
специальным образом для удовлетворения потребностей детей с расстройствами
аутистического спектра, однако некоторые из таких адаптированных моделей
обладают дополнительными преимуществами. Двухколесные и трехколесные
велосипеды помогают развивать не только чувство равновесия, но и укрепляют
мышцы ног у ребенка.
Задание предполагает способность передвигаться на велосипеде, концентрируясь
на направлении его движения, что может оказаться довольно сложной задачей
для многих детей.
Танцы
Важна занимательная и веселая моторная активность для развития ребенка.
Родители и преподаватели могут использовать танцы под музыку для того,
чтобы стимулировать формирование навыков моторной имитации и других
повседневных жизненных навыков.
Идеи для танцевальной деятельности охватывают уборку, чистку зубов,
игры с замиранием и т.п.
Символические игры
Символические игры зачастую представляют собой серьезную проблему
для аутичных детей. Многим из них будет легче работать над своим воображением,
если подобные игры будут предполагать двигательную активность. Вот несколько
идей символических игр для развития моторных навыков:
• «Летаем как самолетик»
• «Прыгаем как кролик»
• «Одеваемся»
Шаги в коробку
Когда дело касается подбора различных увлекательных занятий для детей,
специалистов и родителей часто выручает такой простой предмет, как обычная
картонная коробка. Для начала поощрите ребенка к тому, чтобы он наступил
в коробку, а затем снова вышел за ее пределы. Постепенно усложняйте эту
задачу, придумывая последовательности шагов или используя более глубокие коробки.
Туннель
Ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью
для ребенка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает
чувство неизменности и устойчивости объектов. В этот вид деятельности также
можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки», поиск
спрятанных вещей и символические игры.
Необязательно покупать специальный туннель для того, чтобы ребенок мог
насладиться этим занятием. Можно выстроить в ряд большие картонные
коробки или построить туннель из стульев и одеял.
Игры в туннеле могут быть преобразованы во множество других занятий,
начиная от игры в поезд и заканчивая воображаемым лагерем.
Полоса препятствий
Полоса препятствий представляет собой уникальный комплекс упражнений для
развития навыков крупной моторики. Кросс не обязательно должен быть
сложным для того, чтобы быть эффективным. На самом деле, специалисты и
родители могут начать с кросса, который будет состоять всего лишь из одного
препятствия, и постепенно дополнять его различными упражнениями.
Самые простые идеи для полосы препятствий включают в себя:
• «Крабовую» походку;
• Прыжки лягушкой;
• Перекатывания;
• Прыжки на скакалке;
• Ходьбу по линии;
• Лазание по предметам и т.п.
Полоса препятствий представляет собой прекрасную возможность использования
разнообразных упражнений на крупную моторику, кроме того, их можно
применять для занятий с аутичными детьми по упорядочиванию последовательности
действий. Такая физическая активность является отличным способом достижения
целей обучения, касающихся выполнения инструкций.
Важно, чтобы программа была адаптирована под ребёнка и включала разнообразные упражнения, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени.