Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом
Утверждаю»
Директор МБОУ БГО СОШ №6
_______________ Каверин В.В.
Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом
Педагог-психолог:__________Евсеева Н.И.
Пояснительная записка
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- приверженность -преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
к сохранению неизменности окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при РДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.
Актуальность программы:
Для детей имеющих ограниченные возможности в развитии, проблема проведения мероприятий, стимулирующих развитие, является очень актуальной. Чтобы предотвратить тяжелое отставание или по возможности уменьшить ущерб от него нужно своевременно проводить стимулирущие коррекционные воздействия для позитивного влияния на ребенка и приближение его к поведению здоровых детей.
Цели программы:
- -преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи программы:
Обучающие:
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
- формирование социально -приемлемого поведения;
- обучение пониманию своих собственных чувств, распознавание эмоционального состояния другого человека;
- обучение вербальному выражению своих желаний и чувств;
Развивающие: - развитие познавательных навыков;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления;
- развитие речи;
- развивать понятийный аппарат и моторику рук;
Воспитывающие: - формировать интерес к художественной деятельности;
- воспитывать у детей умение видеть красоту в окружающем мире;
- формировать умение работать в коллективе;
- формирование навыков социально- бытового ориентирования и самообслуживания.
Отличительной особенностью данной программы является синтез упрощенных заданий, а также возможность варьирования заданий с целью их дифференцированной подачи.
Основные этапы психологической коррекции:
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 5 до 14 лет. В основе коррекционно- развивающей программы лежат индивидуальные занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Программа разбита на следующие этапы.
Первый этап
– установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности через сенсорную систему.
Второй этап
– усиление психологической активности детей, стимулирование детей к повторению действия, подражанию,развитию приемов самообслуживания.Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе
- важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка разыгрывание интеллектуальных и социальных игр, приближенных к реальности. А также развитие основных психологических процессов.
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел программы |
Содержание тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
«Техника безопасности на занятиях» «Основы безопасности дорожного движения» |
Введение понятий: «пешеходный переход», «светофор», «проезжая часть дороги». Сюжетная игра: «Пешеходный переход». Рисунки – трафареты |
1 |
2 |
Диагностика |
Aнкетирование, Оценка основных навыков. Составление индивидуального плана работы |
1 |
3 |
Диагностика |
Диагностика познавательной, эмоциональной сфер, мелкой и крупной моторик. Составление индивидуального плана работы. |
1 |
4 |
«Я и ты» |
Игра №1 «Раскачивание на ручном гамаке» Цель: проприоцептивное и вестибулярное воздействие, совместное внимание. |
1 |
5 |
«Я и ты» |
Игра №3 «Сосиска в одеяле» Цель: проприоцептивное воздействие, общение, осознавание своего тела, развитие вестибулярной системы, подготовка к обучению |
1 |
6 |
«Я сам» |
Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий |
1 |
7 |
«Мои возможности» |
Игра №2«Нащупай в мешке» Цель: соотнесение тактильной и зрительной информации, тактильное распознавание, речевое развитие, снижение тактильной гиперчувствительности. |
1 |
8 |
«Мои способности» |
Психотехника «У-СИН» |
1 |
9 |
«Основы безопасности дорожного движения» |
Работа с карточками - заданиями, где необходимо распознать и предвидеть опасность, принять эффективное решение. Упражнения – игры: «Иголка в стогу сена», «Хождение по линии». Рисунок дорожных знаков. |
1 |
10 |
«Мои возможности» |
Игра №4«Крестики- нолики» Цель: осязательное воздействие, автономность движений пальцев, зрительно-моторная координация, зрительное восприятие, планирование движений ( праксис) и мышление |
1 |
11 |
«Мои возможности» |
Игра №5 «Веселые пузыри» Цель: зрительные навыки, зрительно-перцептивное развитие, зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука»,очередность, осознание своего тела, речевое развитие, тренировка артикуляции и улучшение техники дыхания. |
1 |
12 |
«Мои возможности» |
Игра №6 «Спрятанные сокровища» Цель: тактильное развитие, тактильное воздействие, снижение тактильной гиперчувствительности, первоначальные учебные навыки. |
1 |
13 |
«Мои возможности» |
Игра №8 «Кто прячется в башне» Цель: тактильное привыкание, тренировка мышц верхних конечностей, зрительная память. |
1 |
14 |
«Мои возможности» |
Игра №12«Трикотажные качели» Цель: вестибулярное воздействие, проприоцептивное воздействие, успокаивающий эффект, возбуждающее воздействие. |
1 |
15 |
«Мои возможности» |
Игра № 15«Шум в ушах» Цель: слуховая чувствительность, слуховое различение. |
1 |
16 |
«Мои возможности» |
Игра №16«Кто дальше дунет» Цель: зрительно- моторный контроль, тренировка дыхания, контроль и тренировка артикуляции. |
1 |
17 |
«Основы безопасности дорожного движения». «Профилактика несчастных случаев на воде» |
Обозначение опасных мест на улицах и дорогах, вокруг школ и домов. Упражнения – игры: «Внимательные глазки», «Светофор», чтение сказки о правилах дорожного движения, с последующим обсуждением. Рисунок светофора. |
1 |
18 |
«Мои возможности» |
Игра №17«Конвейер» Цель: координация крупной моторики, зрительно- моторная интеграция, зрительные навыки. |
1 |
19 |
«Мои возможности» |
Игра №18 « Крушение доски-каталки» Цель: проприоцептивное воздействие, навыки крупной моторики, вестибулярный аппарат. |
1 |
20 |
«Мои возможности» |
Игра №20 «Парящий шарик» Цель: вращение корпуса, моторный контроль, зрительное слежение, зрительно- моторная координация в системе глаз рука, билатеральная( двусторонняя) координация, физическая выносливость, устойчивость туловища, социализация. слуховая интеграция. |
1 |
21 |
«Мои возможности» |
Игра №22«Сафари на каталке» Цель: планирование движений(праксис),укрепление мышц верхней конечности, билатеральная ( двусторонняя) координация, вестибулярное воздействие, следование в заданном направлении, проприоцептивное воздействие, зрительно- моторные навыки, речевое развитие. |
1 |
22 |
«Мои возможности» |
Игра №23 «На велосипеде по лабиринту» Цель: планирование движений (праксис) вестибулярное воздействие, укрепление мышц нижних конечностей, зрительное внимание, вестибулярно- зрительная интеграция. |
1 |
23 |
«Мои возможности» |
Игра №24«бросание мячиков» Цель: планирование движений ( праксис) зрительно- моторные навыки, зрительное слежение и фиксация |
1 |
24 |
«Мои возможности» |
Игра №26 «Ловец с ведром» Цель: : планирование движений ( праксис) зрительно- моторные навыки, проприоцептивное воздействие |
1 |
25 |
«Основы безопасности дорожного движения» |
Введение понятий: «первая помощь», «дорожно-транспортный травматизм». Обсуждение дорожных ситуаций, требующих помощи окружающих. Игра: «Дорожные знаки». |
1 |
26 |
«Мои возможности» |
Игра №27«Ловим на восьмерке» Цель: вестибулярно-зрительная интеграция, координация движений, слуховое воздействие и интеграция. |
1 |
27 |
«Я сам» |
Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий. |
1 |
28 |
«Мои возможности» |
Игра №29 «Скользящий мяч» Цель: навыки крупной моторики, вестибулярно- зрительная интеграция, зрительно- моторная интеграция, зрительная конвергенция |
1 |
29 |
«Мои возможности» |
Игра №30«Попади мячиком в цель» Цель: зрительно- моторная координация в системе глаз рука, планирование движений ( праксис) по словесной команде, распознавание букв команде |
1 |
30 |
«Мои возможности» |
Игра №31«Черепаший панцирь» Цель: планирование движений ( праксис) зрительно- моторная интеграция, укрепление мышц верхних конечностей, развитие мышц кисти руки, осознание тела. |
1 |
31 |
«Мои возможности» |
Игра №32 «Монетки в копилке» Цель: разработка пинцетного захвата, действия одной рукой, навыки крупной моторики |
1 |
32 |
«Мои способности» |
Я рисую пальчиковыми красками «Елка» |
1 |
33 |
«Техника безопасности на занятиях» «Основы безопасности дорожного движения» |
Какие бывают светофоры. Лево,право,середина дороги |
1 |
34 |
«Мои возможности» |
Игра №33«Забиваем колышки» Цель: зрительно- моторная координация в системе глаз рука, моторный контроль, тренировка кисти руки, стабилизация верхних конечностей. |
1 |
35 |
«Мои возможности» |
Игра №34 «Город на реке» Цель: формирование свода кисти руки, тренировка мышц верхних конечностей, тренировка мышц кисти руки тактильное воздействие, тренировка мышц кисти руки. |
1 |
36 |
«Мои возможности» |
Игра №36 «Собираем на скорость» Цель: тренировка мышц руки, противопоставление большого пальца, внимание, последовательность при выполнении заданий. |
1 |
37 |
«Мои возможности» |
Игра №38«Вкусное ожерелье» Цель: билатеральная двусторонняя координация, действия одной рукой, зрительно- моторная координация в системе глаз рука |
1 |
38 |
«Мои возможности» |
Игра №39«Лепим и режем» Цель: билатеральная двусторонняя координация, действия одной рукой, проприоцептивное воздействие |
1 |
39 |
«Мои возможности» |
Игра №40 «Авангардная живопись» Цель: пинцетный захват, противопоставление большого пальца, тактильное воздействие развитие крупной моторики ( мышц плечевого пояса) |
1 |
40 |
«Мои способности» |
Работа с соленым тестом |
1 |
41 |
«Основы безопасности дорожного движения» |
Как перейти перекресток |
1 |
42 |
«Мои возможности» |
Игра №41« схватить пока не убежало» Цель: билатеральная двусторонняя координация зрительно- моторная координация в системе глаз рука,навыки мелкой моторики ,зрительные навыки |
1 |
43 |
«Мир эмоций» |
Игра №42«Ку-ку» Цель: понимание элементарных свойств объектов, совместнойе внимание, социальное взаимодействие |
1 |
44 |
«Мир эмоций» |
Игра № 43«Красный свет, зеленый свет» Цель: контроль над телом, следование подсказкам, речевое развитие, первоначальные учебные навыки, проприоцептивное воздествие, социальное воздествие |
1 |
45 |
«Мир эмоций» |
Игра№44 «Ищем пару» Цель: оперативная память, следование правилам, игра по очереди, речевое развитие. |
1 |
46 |
«Мир эмоций» |
Игра №45«Где в моем мире» Цель: Формирование пространственных представлений, речевое развитие |
1 |
47 |
«Мир эмоций» |
Игра №46«Любимый герой командует» Цель: выполнение инструкций, слуховые навыки, речевое развитие, |
1 |
48 |
«Мои способности» |
Аппликация к празднику |
1 |
49 |
«Основы безопасности дорожного движения» |
Как вести себя на остановке,правила посадки и высадки на остановке. |
1 |
50 |
«Мир эмоций» |
Игра №47«Изображаем предлоги» Цель: речевое развитие |
1 |
51 |
«Мир эмоций» |
Игра №48«Вспомни слово» Цель: речевое развитие, слуховая память, вестибулярное воздействие |
1 |
52 |
«Мир эмоций» |
Игра № 49«Чем заканчивается» Цель: слуховая память, воображение, эмоциональный интеллект. |
1 |
53 |
«Мир эмоций» |
Игра № 51«Порядок дома» Цель: навыки расположения по порядку, зрительная память, навыки повседневной жизни |
1 |
54 |
«Я и ты» |
Игра №52«щекотка» Цель: социальное взаимодействие, зрительный контакт, совместное внимание |
1 |
55 |
«Я и ты» |
Игра №53«Что не хватает на лице» Цель: эмоциональное распознавание, зрительная память, целостное восприятие |
1 |
56 |
«Мои способности» |
Аппликация « Цветок» |
1 |
57 |
«Основы безопасности дорожного движения» |
Обсуждение схем обращения за помощью, как эффективно оказывать помощь. Ориентирование по дорожным знакам. Рисунки по теме |
1 |
58 |
«Я и ты» |
Игра №54 «Угадай кто» Цель: узнавание лиц, зрительная память |
1 |
59 |
«Я и ты» |
Игра №«56» Цель: Указываем пальцем,совместное внимание, указывание пальцем, зрительное слежение, зрительное различение |
1 |
60 |
«Я и ты» |
Игра № 57« Описание людней на карточках» Цель: навыки наблюдения, эмоциональный интеллект, речевое развитие |
1 |
61 |
«Я и ты» |
Игра № 59«Я вижу я делаю» Цель: навыки двигательной имитации, навыки сопряженной имитации, тактильное воздействие, социальное взаимодействие |
1 |
62 |
«Я и ты» |
Игра №60 «Показываем телом» Цель: язык тела, совместное внимание |
1 |
63 |
«Я и ты» |
Игра №62«Не урони мяч» Цель: эмоциональный интеллект и социальное развитие, распределение внимания |
1 |
64 |
«Мои способности» |
Работа с пластилином «Украшение пасхального яйца» |
1 |
65 |
«Основы безопасности дорожного движения» «Профилактика несчастных случаев на воде |
Обсуждение правил дорожного движения при катании на велосипедах, скейтах, роликах. Требования к одежде, обеспечивающая защиту. Настольная игра – «На улице».май |
1 |
66 |
«Я и ты» |
Игра №69«Карточки на каждый день» Цель: соотнесение слова и его значения зрительные навыки, зрительно- перцепривные навыки |
1 |
67 |
«Я сам» |
Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий. |
1 |
68 |
«Я и ты» |
Игра № 70«К пазлу через препятствия» Цель: формирование логических выводов планирование движений, зрительно пространственные навыки |
1 |
69 |
«Я и ты» |
Игра №74 «Гонки на бумаге» Цель: навыки мелкой моторики, речевое развитие понятие о направлениях первоначальные учебные навыки |
1 |
70 |
«Я и ты» |
Игра №19«Прыгающие медведи» Цель: речевое развитие первоначальные учебные навыки: планирование движений зрительное слежение проприоцептивное воздействие вестибулярно- зрительная интеграция |
1 |
71 |
«Я и ты» |
Игра «Картофельная голова» Цель: распознавание эмоций, эмоциональный интелект |
1 |
72 |
Диагностика |
Диагностика познавательной, эмоциональной сфер, мелкой и крупной моторик. Оценка основных навыков. |
1 |
Предполагаемые результаты
- применение навыков социально- бытового ориентирования и самообслуживания;
- повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
- ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
- развитие познавательных навыков;
- развивать понятийный аппарат и моторику рук;
- развитие самосознания и личности аутичного ребенка.
Для определения результатов осуществляются наблюдение, оценка развития основных навыков, опрос родителей обучающихся.
Материально- техническая и учебно- методическое обеспечение программы
Учебно-методическоие пособия, книги, предметы быта различных цветов, форм, фактур, муляжи, игрушки, игры, карточки, наборы для творчества, сенсорные коробочки, видео- и аудио диски.
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998
7.Лютова Е.,Монина Г.-« Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми»- СПб.: Речь,2006
8.Хилтунен Е.А.- «Дети Монтессори»- М.: Астрель: АСТ,2008
9.Монахова А.Ю._-«Психолог и семья: активные методы взаимодействия»- Ярославль:Академия развития,2004
10.Хухлаева О.В.- « Основы психологического консультирования и психологической коррекции»-11.М.:Гумманит. Изд. Центр Владос,2001
12.Захаров А.И. –«Дневные и ночные страхи у детей»- СПб: Издательство « Союз»,20041.