12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Морозова Галина Ивановна188

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области

« Краснотурьинская школа – интернат» реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

«СОГЛАСОВАНО»:

Заместитель директора по УВР _______________ О.В.Лузина

«___»______________ 201_г.

«УТВЕРЖДАЮ»:

директор ГКОУ СО «Краснотурьинская школа- интернат»

____________ К.С. Мальцева

от «___»___________201_ г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по адаптивной физической культуре

для обучающихся воспитанников 1-9 классов

Составитель

Учитель высшей к.к.

Г.И. Морозова

г. Краснотурьинск

Рабочая программа по учебному предмету «Адаптированная физическая культура» для 1-9 классов разработана на основании 

Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред.Федеральных законов от 07.05.2013 N99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) (ст.7, ст. 9 п.6. ст. 14 п. 5, ст. 28 п. 19, ст. 32 п. 2, п. 7),

Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 года № 1643),

Проекта Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, обучающихся с задержкой психического развития, под редакцией С.П.Евсеевой, 2003г. город Санкт-Петербург;

Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушениями интеллекта под редакцией П..П. Болотовой,2003г, и программы по физической культуре со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе под редакцией Н.С. Никольского, Ю.Н. Никольской.

Санитарно – эпидемиологических правил и норм СанПиН, 2.4.2.28-21-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189;

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Приказа от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Приказа от мая 2011 года N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного ообразовательного стандарта общего образования»;Письма Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения».

Категория обучающихся с задержкой психического развития — наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Все обучающиеся с задержкой психического развития испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями (отмечаются нарушения внимания, памяти, в том числе, и двигательной, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности), замедленным темпом либо неравномерным становлением познавательной деятельности, трудностями произвольной саморегуляции и самоконтроля, нарушениями в организации и целенаправленности деятельности или поведения, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.). Достаточно часто у обучающихся, отмечаются нарушения речевой и общей моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Обучаемость, данного контингента детей удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной - привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.

Данная рабочая программа по адаптивной физической культуре, для обучающихся с задержкой психического развития, направлена на: укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми нравственными и социально культурными ценностями, овладение учебной деятельностью — усвоение определённых знаний по физической культуре и охране здоровья, двигательных умений и навыков, формирование приёмов деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения. Физическое воспитание неотъемлемая часть комплексной системы учено - воспитательной работы в коррекционной школе для детей с нарушенным интеллектом. Оно направленно на решения образовательных, и лечебно - оздоровительных задач. Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического характера. У 70% учащихся при очередной диспансеризации выявляется нарушения опорно - двигательного аппарата и нарушения со стороны щитовидной железы, отмечаются нарушения зрения, сердечно - сосудистой, мочеполовой систем. Дыхательная система нарушена по чистоте, глубине, ритму а также нарушена согласованность дыхательного акта с дыхательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показаний возрастных норм. Поэтому главной целью обучения в нашей школе по данному предмету является формирование здорового образа жизни и вовлечение в занятия физическими упражнениями учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья, включая хронические болезни и детей инвалидов.

Отметим, что основными задачами адаптивного физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, является:

- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

- повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;

- повышение физической и умственной работоспособности;

- повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;

- формирование правильной осанки;

- освоение основных двигательных умений и навыков;

- воспитание морально - волевых качеств;

- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и внедрение их в режим дня учащегося;

- создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.

Коррекционно-развивающие задачи:

- коррекция осанки путем выполнения упражнений с удержанием предмета на голове, стойка у стены, ходьба с различным положением рук;

- укрепление мышечного корсета через выполнение ОРУ и корригирующих упражнений на снарядах;

- коррекция здоровья через знакомство с нетрадиционными видами оздоровления;

- коррекция и развитие координационных способностей в процессе проведения спортивных игр, эстафет, соревнований и подготовки к ним.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любознательность, чувство товарищества, взаимопомощи;

- развитие интереса к играм разных народов;

- пропаганда здорового образа жизни с преподаванием теоретических знаний о заболеваниях, мерах их предупреждения, способах их преодоления и профилактики.

Система физического воспитания, объединяющая все формы знаний физическими упражнениями, должна способствовать, социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим просматриваются следующие принципы: индивидуализация процесса; оптимистическая перспектива; комплексность обучения. Структурно и содержательно программа построена с учетом индивидуальных особенностей и физических возможностей каждого ребенка. Особенностью данной программы является то, что основой проведения всех занятий во всех классах является цикличность проведения упражнений с изменением дозировки и сложности. Это значит - от простого к сложному, учитывая индивидуальные особенности каждого из учеников.

В соответствии с законом Российской Федерации о физической культуре, устанавливающим обязательное увеличение объема часов на занятие физическими упражнениями в школе -интернате программа рассчитана на адаптивную физкультуру в объеме: с 1-10 классы по 1 занятию в учебную неделю продолжительностью 45 мин., подготовительный класс 2 занятия продолжительностью 45 мин. В связи с этим в школе введен курс адаптивной физкультуры по разделам программы под редакцией СП. Евсеева изд. 2003г. Содержание программного материала уроков состоит из двух частей: базовой и вариативной. При составлении базовой части программы использован материал из программы специальной (коррекционной) образовательной школы под редакцией В.В. Воронковой -2004г.

Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическими упражнениями должны просматриваться следующие принципы:

  • индивидуализация процесса обучения;
  • коррекционная направленность обучения;
  • просмотр наперед ребенком перспективы его занятий;

комплексность обучения; последовательность сдачи зачетов в зависимости от состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ученика. Для формирования единого понятийного аппарата поясняем, что педагогический коллектив понимает под терминами «компетенция» и «компетентность».

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, заранее задаваемых по отношению к определенному кругу проблем, предметов, процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Это наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В соответствии с образовательной программой школы-интерната данная программа предполагает формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья следующих компетенций (смотрим таблицу ниже).

Компетенция

Основные

характеристики

Содержание учебного материала

Методологическая-

самостоятельное решение задач прикладного

характера

-прочные навыки самостоятельной учебной деятельности (измерения, выполнения графических работ, работа с источниками информации)

Измерение длины, высоты при выполнении прыжков

-навыки самоорганизации (замысел- формулировка цели (желаемого результата)- подбор средств и планирование работы, реализация плана- оценка результатов в соотнесении с запланированным образцом)

Самостоятельная подготовка к уроку

Умение работать в малых группах

-навыки самостоятельного приобретения знаний

*

навыки применения знаний на уроке из других образовательных областей и предметов.

устный счет, измерения времени и расстояний, основные виды движений, понятийный аппарат, чтение инструкций, строение тела, режим дня, гигиена, безопасность жизнедеятельности

До профессиональная — достаточный уровень для выбора профессии (или началу трудовой деятельности), продолжению обучения в учреждениях НПО

-активность обучающегося в образовательном процессе

Бережное отношение к инвентарю, участие во внеклассных мероприятиях

-сформированность знаний, умений и навыков, необходимых к освоению профессии

самостоятельное выполнение задач, самоконтроль, умение работать в группе

- адекватная самоо­ценка, в т.ч. самооценка своих профессиональных возможностей

*

- умение ориентироваться на рынке труда

*

- мотивация к профессиональной деятельности

*

-умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, готовность к сотрудничеству, ответственность и способность принимать решения при выполнении практических задач.

Умение работать в команде

Общекультурная - уровень самоорганизации личности социально приемлемыми способами (в быту, учрежде­ниях социально-культурной направленности, на производстве), а также способность оценивать границы собственных возможностей.

- научные представления об окружающем мире (культурно значимые факты, проблемы)

*

- владеет способами деятельности

*

навыки ЗОЖ

Знания основ гигиены и теории физкультуры, безопасность жизнедеятельности

- знания культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций

*

демонстрирует взаимопонимание и продуктивное взаимодействие в обществе, коллективе, семье

Умение работать в команде

Таким образом, данная рабочая программа предполагает формирование у обучающихся, воспитанников методологической, допрофессиональной и общекультурной компетенций средствами физической культуры. В предложенной школам программе по АФК предусмотрено два уровня требований к занятиям и к умениям школьников.

Первый уровень – доступный: предполагает, реализацию требований к ученику в объеме программного материала, включая в себя теоретическую часть знаний.

Вариативная часть программы скорректирована, по отношению к доступному в сторону уменьшения объема выполнения материала в соответствии с индивидуальными особенностями данной группы учеников, включая в себя выполнение практического материала. При составлении вариативной части ставилась задача общего укрепления организма, используя разные виды гимнастики, закаливания и обще стороннего развития организма, а также учитывался собственный опыт работы с детьми, имеющими отклонения в развитии здоровья и данные литературных источников последних лет. На ряду с общими задачами по данному курсу АФК поставленными в школе, в соответствии с уровнем подготовки учащихся и индивидуальных особенностей каждого, ставятся разные задачи по легкой атлетике, так как детям для изучения предложен более широкий объем знаний.

Доступный уровень:

более глубокое ознакомление с видами легкой атлетики и игровой деятельности;

укрепление здоровья и закаливание занимающихся учащихся;

воспитание интереса и понятие значения знаний к занятиям теоретического плана;

развитие быстроты, гибкости, подвижности в суставах, умение расслаблять мышцы;

укрепление опорно-двигательного аппарата и зрительного нерва;

воспитание общей выносливости, ловкости, чувства коллективизма и командного духа;

изучение техники ходьбы, бега, прыжков, метания, бросков;

выполнение упражнений разного плана с использованием тренажеров;

изучение нетрадиционных форм дыхательной и двигательной гимнастики;

воспитание общей выносливости, ловкости, проявление интереса к выявлению выносливости возможных нагрузок на свой организм;

Минимальный уровень:

-укрепление здоровья и закаливание организма с помощью выполнений не сложных упражнений;

-повышение уровня разносторонней физической подготовленности с помощью изучения теории и практики выполнения нетрадиционных упражнений;

-укрепление сердечно - сосудистой системы;

-развитие быстроты, силы, гибкости и подвижности в суставах, эластичности мышц, умение их расслаблять;

-укрепление опорно-двигательного аппарата с учетом нагрузки для каждого ученика;

-воспитание общей выносливости, ловкости, проявление интереса к выявлению выносливости возможных нагрузок на свой организм;

-обучение основам техники бега без учета времени на длинных дистанциях, прыжков и метаний.

Личностные универсальные учебные действия: формирование стартовой мотивации к изучению нового: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения, принятие и осмысление учебной роли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками на период соревнований; развитие этических чувств.

Коммуникативные универсальные учебные действия: формировать навыки работы в группе; сохранять доброжелательные отношения друг другу; слушать и слышать друг друга, добывать недостающую информацию с помощью вопросов; организовывать и осуществлять совместную деятельность; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные универсальные учебные действия: объяснять для чего нужны занятия по физической культуре и объяснить, понятия «физическая культура, адаптивная физкультура, адаптивный спорт»; что необходимо для успешного выполнения поставленной задачи; уметь рассказать правила Т.Б., правила игры, правила проведения тестов и соревнований, историю олимпийских игр; уметь показать технику выполнения упражнений;

Регулятивные универсальные учебные действия: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области; уметь осуществлять действия по образцу и заданному правилу; с помощь взрослого произвести поиск и выделение необходимой информации.

Медицинское обследование учащихся проводится один раз в год с определением медицинских групп. При определении медицинских групп для школьников с отклонением в состоянии здоровья необходимо учитывать состояния физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления и предупреждения обострений заболевания детей занимающихся по сниженному уровню. Для отнесения учащихся, перенесенных заболеваний целесообразно использовать рекомендации, разработанные на основе данных ряда исследований С.Ф. Цвек 1983г. ( таблица приложение №1).

В программе учебный материал группируется для 1 и 2 класса вместе. Содержание программы дублируется с учетом усложнения для второго класса. Все остальные классы имеют разнообразный по содержанию программный материал, который повторяется для закрепления в следующем классе. Для учащихся начального звена в программе по АФК по сравнению с учебной программой, ограничены упражнения на скорость; силу и выносливость, уменьшены дистанции в ходьбе и беге. Дополнительно введены разделы: дыхательных упражнений, которыми следует пользоваться систематически на протяжении всего обучения в начальных классах, и раздел народных игр. Дети занимаются по программе составленной педагогом. В старших классах идет усложненная дыхательная гимнастика. В 1-3 классах расширен материал в группе упражнений на укрепление правильной осанки и укрепления мышц спины, полностью исключены акробатические упражнения, но в программе имеют место различные прыжки с правильной их дозировкой. Класс с тяжелой формой умственной отсталости : 6-а занимается по программе 3 класса данной программы.

Большинство занятий спланировано с проведением на открытом воздухе: на стадионе, площадке, особенно это будет актуально для детей с заболеваниями верхних дыхательных путей и другими заболеваниями, конечно при этом учитывается температурный режим.

Контроль за проведением уроков проводится в соответствии с планом учебного заведения один раз в неделю с измерением нагрузки и отслеживанием общего состояния занимающихся.Существуют сроки возобновления занятий физическими упражнениями после определенных острых инфекционных заболеваний по Н.Б. Тамбиану (таблица приложение №1). Данной таблицей можно руководствоваться как медицинским работникам школы, так и учителю.

Содержание программного материала.

1 - 2 КЛАСС

I. Основы знаний

Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Сведения о режиме дня и личной гигиене. Значение физических упражнений для здоровья человека. Значение утренней гимнастики, занятий физическими упражнениями на состояние здоровья. Правила приема водных процедур, воздушных и солнечных ванн. Двигательный режим. Значение подсчета пульса при занятиях на уроках. Роль дыхания в жизни человека. Как сохранить и улучшить свое здоровье? Почему люди должны быть внима­тельными друг к другу и помогать в любом деле своим друзьям?

2. Навыки, умения, развитие двигательных качеств.

Гимнастика

Гимнастические построения и перестроения для 1 класса проводятся с помощью учителя.

Построение в одну шеренгу. Построение в колонну по одному. Равнение по носкам (по черте). Равнение в затылок в колонне. Выполнение команд: «Становись!», «Разойдись!», «Шагом марш!», «Класс, стой!» Перестроение в круг из шеренги, взявшись за руки. Размыкание на вытянутые, руки вперед. Размыкание на вытянутые ру­ки в стороны. Повороты на месте направо (налево) переступанием и прыжком. Построение в «круг из колонны по одному.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два.

Общеразвивающие упражнения, упражнения без предметов выполняются детьми по показу учителя для 1 класса и при разучивании упражнения для 2 класса.

Основная стойка: стойка — ноги на ширине плеч. Основные положения рук: вперед, в стороны, на пояс, перед грудью, на голову, за голову. Движения прямых рук: вперед, в стороны, вверх. Махи руками в боковой плоскости. Поднимание согнутой ноги вперед. Движения прямой ноги (правой, ле­вой): вперед, в стороны, назад держась за опору. Движения головы: наклон вперед, назад, влево, вправо. Повороты головы. Поднимание на носках с перекатом на пятки. Полуприседание. Упор присев. Приседание. Из приседания перейти в стойку на коленях. Наклоны туловища: вперед, вправо, влево. Повороты туловища напра­во и налево. Сгибание и разгибание рук. Поднимание и опускание плеч. Движения плечами вперед и назад. Движе­ния кистей (в разных направлениях). Взмахи ногой: вперед, назад, в стороны, сгибание и разгибание ног в по­ложении сидя: одновременно, поочередно. Поднимание прямых ног поочередно в положении сидя. Наклоны туловища вперед с различными исходными положениями рук. Наклоны туловища вправо и влево со скольжением рук вдоль тела. Наклон туло­вища вперед до касания руками пола.

Упражнения в положении лежа на животе (голова, туловище и ноги распо­ложены на одной прямой линии, руки согнуты в локтевых суставах, локти в сторо­ны, подбородок на тыльной поверхности положенных друг на друга пальцев, ступ­ни вместе):

а) поднимание головы, руки назад или в стороны;

б) одновременное поднимание головы и рук, согнутых в локтевых суставах (локти назад, лопатки приближены к позвоночнику).

в) поднимание головы, руки вперед; г) поднимание головы и туловища руки на поясе.

Упражнения в положении лежа на спине, руки вдоль туловища: поднима­ние головы и одновременное тыльное сгибание стоп; попеременное выпрямление ног (под разными углами); движения «велосипедиста» ногами.

Упражнения для укрепления мышц стопы: движения ступней в положении лежа и сидя (тыльное и подошвенное сгибание); ходьба на носках, ноги прямые; ходьба на наружных сторонах стопы, ходьба на носках, высоко поднимая колени; ходьба по обручу, гимнастической палке, канату, обхватывая предмет сводом сто­пы; перекаты с пяток на носки и обратно, стоя серединой ступни на гимнастиче­ской палке; захватывание и перекатывание пальцами ног различных предметов (карандаши, веревка, скакалки и др.); захватывание предметов (малый мяч и др.) сводами ступней в положении сидя на скамейке; ходьба боком по рейке гим­настической скамейки.

Прыжки на месте: на обеих ногах; на одной ноге; с поворотом на 30°. Примеры: 4 прыжка на обеих ногах, 3 шага на месте, с 4-м счетом приставить ногу; прыжки: ноги врозь и вместе (после 4—8 прыжков ходьба на месте). Прыжки на месте с правильным мягким приземлением.

Дыхательные упражнения. Вдох через нос и выдох через рот. Вдох и выдох через нос. Грудной и брюшной тип дыхания. Смешанный тип дыхания (грудно-брюшной или полный) в поло­жении стоя и лежа. Дыхание при различных движениях рук: в стороны, вверх. Дыхание при приседаниях и полуприседаниях. Дыхание во время наклона туловища вперед. Дыхание во время ходьбы, руки на пояс, с различными вариан­тами: на 3 шага вдох, на 3 – выдох.

Дыхательные упражнения во время ходьбы с движениями рук назад, в стороны, вверх.

Упражнения с большими мячами (резиновые или волейбольные)- Передача мяча из рук в руки: по кругу, в колонне над головой (сзади стоя­щему). Перекатывание мяча друг другу: в кругу, в двух шеренгах, расположен­ных одна от другой на расстоянии 3-4 шагов. Подбрасывание мяча вверх и ловля его. Перекатывание мяча друг другу: из положения лежа на животе. Перебрасывание мяча в кругу вправо и влево. Перебрасывание мяча друг другу в двух шеренгах. Перебрасывание мяча, хлопок в ладоши и ловля( для 2 класса)

Упражнения с малыми мячами: Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.

Удары мячом о пол и ловля его двумя руками. Броски мяча в стену (высота 1 - 2 - 3 м) правой и левой рукой и ловля его двумя руками. Подбрасывание мяча вверх и ловля его после дополнительных движений: хлопнуть в ладоши.

Упражнения на осанку выполняется по показу учителя и под его контролем для 1 класса.

Упражнения у вертикальной плоскости (стена, деревянный щит, вертикаль­ная перекладина гимнастической стенки и др.): встать спиной к вертикальной плоскости, касаясь ее затылком, лопатками, плечами, ягодицами и пятками, отойти и вернуться к ней, сохраняя принятое положение; отойти от стены, последователь­но расслабить мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища с последовательным возвращением, (в обратном порядке) в первоначальное положение, встать к стене, проверив правильность положения; приседания у стены, касаясь стены затылком и туловищем; поднимание рук в стороны и вверх, стоя спиной к стене; стоя у стены, поднять согнутую ногу, выпрямить ее и отнести в сторону; то же с подниманием на носки; стоя у стены наклоны. Влево и вправо, не теряя касания со стеной.

Упражнения на осанку выполняется по показу учителя и под его контролем для 2 класса. Упражнения с удерживанием груза на голове, (кубики, подушечки, напол­ненные желудями, крупнозернистым песком и др. предметы весом 150—200 г); подняться на носках и медленно опуститься на всю ступню, руки на пояс; присе­дание и выпрямление, руки на пояс; то же с касанием пяток пальцами рук; пройти небольшое расстояние по дорожке шириной 15 см, границы которой обозначены

на полу линиями; встать на скамейку и сойти с нее; пройти, по гимнастической скамейке, руки в стороны; ходьба боком по рейке, гимнастической скамейки; пе­редвижение вправо и влево по гимнастической стенке.

Упражнения в равновесии. Ходьба по скамейке с различными положениями рук.( 1 класс)

Ходьба по скамейке на высоте 30—50 см с различными положениями рук, с большим мячом ( для 1 класс.) и поворотами кругом. Повороты кругом на рейке скамейки.

Ходьба и бег

Ходьба широким свободным шагом с сохранением правильной осанки. Ходьба с различными положениями рук (на пояс, перед грудью, за голову). Ходьба на носках, на пятках, на наружных сводах стопы с различными по­ложениями рук. Ритмичная ходьба: с подсчетом учителя; с хлопками о ладоши, с коллектив­ным подсчетом. Ходьба на носках в «коридорчике» шириной 20 см. Ходьба с замедлением и ускорением (до 100 м)- для 2 класса. Ходьба с высоким подниманием бедра и перешагиванием больших мячей или других предметов. Свободная непринужденная пробежка (15—20 сек.). Чередование бега с ходьбой (15 сек. бега и 1 мин. ходьбы или 20 сек. бега и 1 мин. - ходьбы).

Лазание и перелезание

Лазание на четвереньках по наклонной скамейке, установленной под углом 20°. Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз, в стороны. Подлезание под препятствия (под веревочку, под первую рейку наклон­ной лестницы и т. д.) в горизонтальном положении; то же с перекатыванием мяча. Лазание на четвереньках по наклонной скамейке, установленной под утлом 30° (вверх и вниз, с переходом на гимнастическую стенку) – для 2 класса. Перелезание через препятствие высотой до 80 см.

Прыжки

Прыжки на месте с мягким приземлением. Прыжки на двух ногах через длинную качающуюся скакалку с промежуточ­ным прыжком (дозировка индивидуальная). Прыжки с высоты 30—40 см. Соскок с гимнастической скамейки (на мяг­кость приземления). Прыжки в длину с места(1 класс) и небольшого разбега с приземлением на обе ноги (2—3 прыжка в одном занятии)- 2 класс.

Метания

Метание малого мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания в щит (1x1 м), расположенный на высоте 2 м с постепенным увеличением расстоя­ния от 2 м до 5 м для мальчиков и до 3 м для девочек. То же, стоя боком по направлению метания. Метание малого мяча и других легких предметов с места через высоко (1,5—2 м) расположенные препятствия (веревка, волейбольная сетка).

Игры «У ребят порядок строгий», «Совушка», «У медведя на бору», «Ловкие ребя­та», «К своим флажкам.», «Два Мороза», «Волк во рву», «Передача мячей», «Мяч соседу», «Музыкальные змейки», «Перемена места», «Шишки, желуди, орехи». Народные игры народов населяющих северный Урал.

Лыжная подготовка. Переноска лыж. Надевание лыж. Ступающий шаг.

3 класс

I. Основы знаний

Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, осанку, по­вышение умственной и физической работоспособности ослабленных детей. Пра­вильное дыхание при ходьбе, беге. Значение специальных упражнений на осанку, предупреждение плоскостопия в детском возрасте. Знакомить с правилами поведе­ния в спортивном зале и на улице и правилами техники безопасности. Учить как проверить ЧСС. Одежда во время занятий на лыжах. Правила дыхания при занятиях на улице лыжным спортом. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений. Правила закаливания водой и воздухом. Правила и формы занятий физическими специальными упражнениями, доступны­ми по состоянию здоровья. Помощь в определении режима дня во время летних каникул.

II. Навыки, умения, развитие двигательных качеств. Гимнастика.

Строевые упражнения: размыкание и смыкание приставными шагами, пере­строение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две, коман­ды: передвижение в колонне по одному на ука­занные ориентиры: "Шире шаг!", "Чаще шаг!", "На первый-второй рас­считайтесь!"; Построение в две шеренги и в два круга; передвижение по диагона­ли "змейкой".

Общеразвивающие упражнения: дыхательные упражнения в разных положе­ниях, упражнения для предупреждения правильной осанки, предупреждения плос­костопия, комплексы упражнений без предметов, с предметами, г/палкой, скакал­кой, большим и малым мячами, с набивным (1кг) мячом.

Ходьба и бег: ходьба по кругу в колонне, ходьба по разметкам на носках, пятках, в полуприседе, ходьба с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, с перешагиванием через скамейки. Ходьба с дыхательными упражнениями, бег в среднем темпе с изменением направления, с высоким подни­манием бедра, на носках, с высокого старта, сидя спиной вперед с колен, челноч­ный бег 3x10м.

Прыжки в длину с места, в длину и высоту с разбега - обращать внимание на технику.

Метание набивного мяча(вес I кг) двумя руками, малого мяча в цель и на дальность с места и с разбега в горизонтальную и вертикальную мишень.

Лазание и перелезание: лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя на коле­нях, в упоре лежа, лежа на животе, подтягиваясь руками, перелезание через г/скамейку, маты.

Упражнения в равновесии - ходьба по г/скамейке (высота 40-50 см); повороты на носках и одной ноге; ходьба приставными шагами, приседание и переход упор присев; упор стоя на колене, сед.

Танцевальные упражнения - шаги галопа в парах.

Подвижные игры. По усмотрению и выбору самого учителя. Народные игры народов населяющих северный Урал.

Лыжная подготовка. Передвижение без палок и с палками на лыжах ступающим шагом.

Ходьба по лыжне до 500 м.

Развитие двигательных качеств.

Гибкости, ловкости, быстроты движений, выносливости к умеренным нагруз­кам, силы.

Требования к освоению полученных знаний.

1. Ориентироваться в полученных знаниях по гигиеническим правилам на занятиях физической культурой.

2. В силу своих индивидуальных возможностей выполнять все пройденные команды на построения и пере­строения.

3. Овладеть основными положениями и движениями рук, ног, тулови­ща, головы в сочетании с правильным дыханием.

4. Овладеть техникой бросков в ловли мяча.

5. В силу индивидуальных особенностей применять на практике танцевальные шаг и пройденные по программе.

6. Овладевая приемами лазать по гимнастической скамейке разноименным и одноименным способ.

7. Уметь стоять и ходить на повышенной опоре с сохранением правильной осанки.

8. Ориентируясь в музыкальном ритме ходить под счет и музыку, бежать в медленном темпе в течение 1 ми­нуты.

9. Ориентироваться в приемах метания мяча с места из-за головы, стоя лицом по направле­нию метания.

10. Называть названия изученных игр и правила их проведения, активно играть, соблюдая правила.

11. Ориентироваться в способах передвижения на лыжах.

4 класс

I.Основы знаний

Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, осанку, по­вышение умственной и физической работоспособности ослабленных заболеваниями детей. Пра­вильное дыхание при ходьбе, беге с нагрузкой и без нагрузки. Значение специальных упражнений на осанку и умение с помощью учителя выполнения данных упражнений, предупреждение плоскостопия в детском возрасте с помощью спей упражнений. Знакомить с правилами поведе­ния в спортивном зале и на улице а так же с правилами техники безопасности при использовании спортивных снарядов при занятии с их использованием. Продолжать обучение измерения частоты пульса (ЧСС). Одежда во время занятий на лыжах. Правила дыхания при занятиях на улице лыжным спортом. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений. Правила закаливания водой и воздухом. Правила и формы занятий физическими специальными упражнениями, доступны­ми по состоянию здоровья. Помощь в определении режима дня во время летних каникул.

II.Навыки, умения, развитие двигательных качеств. Гимнастика.

Строевые упражнения: размыкание и смыкание приставными шагами, пере­строение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две и три, коман­ды: передвижение в колонне по одному на ука­занные ориентиры: "Шире шаг!", "Чаще шаг!", "На первый-второй-третий рас­считайсь!"; Построение в две шеренги и в два круга, строение кругов разной величины по указанию учителя; передвижение по диагона­ли "змейкой".

Общеразвивающие упражнения: дыхательные упражнения в разных положе­ниях, упражнения для предупреждения правильной осанки, предупреждения плос­костопия, комплексы упражнений без предметов, с предметами, г/палкой, скакал­кой, большим и малым мячами, с набивным (1кг) мячом.

Ходьба и бег: ходьба по кругу в колонне, ходьба по разметкам на носках, пятках, в полуприседе, ходьба с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, с перешагиванием через скамейки. Ходьба с дыхательными упражнениями, бег в среднем темпе с изменением направления, с высоким подни­манием бедра, на носках, с высокого старта, сидя спиной вперед с колен, челноч­ный бег 3x10м.

Прыжки в длину с места, в длину и высоту с разбега - обращать внимание на технику.

Метание набивного мяча(вес I кг) двумя руками, малого мяча в цель и на дальность с места и с разбега в горизонтальную и вертикальную мишень.

Лазание и перелезание: лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя на коле­нях, в упоре лежа, лежа на животе, подтягиваясь руками, перелезание через г/скамейку, маты.

Упражнения в равновесии - ходьба по г/скамейке (высота 40-50 см); повороты на носках и одной ноге; ходьба приставными шагами, приседание и переход упор присев; упор стоя на колене, сед.

Танцевальные упражнения - шаги галопа в парах.

Подвижные игры. По усмотрению и выбору самого учителя. Народные игры народов населяющих северный Урал.

Лыжная подготовка. Передвижение без палок и с палками на лыжах ступающим шагом.

Ходьба по лыжне до 500-800 м.

Развитие двигательных качеств.

Гибкости, ловкости, быстроты движений, выносливости к умеренным нагруз­кам, силы.

Требования к освоению полученных знаний.

1. Ориентироваться в полученных знаниях по гигиеническим правилам на занятиях физической культурой.

2. В силу своих индивидуальных возможностей выполнять все пройденные команды на построения и пере­строения.

3. Овладеть основными положениями и движениями рук, ног, тулови­ща, головы в сочетании с правильным дыханием.

4. Овладеть техникой бросков в ловли мяча.

5. В силу индивидуальных особенностей применять на практике танцевальные шаг и пройденные по программе.

6. Овладевая приемами лазать по гимнастической скамейке разноименным и одноименным способ.

7. Уметь стоять и ходить на повышенной опоре с сохранением правильной осанки.

8. Ориентируясь в музыкальном ритме ходить под счет и музыку, бежать в медленном темпе в течение 1 ми­нуты.

9. Ориентироваться в приемах метания мяча с места из-за головы, стоя лицом по направле­нию метания.

10. Называть названия изученных игр и правила их проведения, активно играть, соблюдая правила.

Ориентироваться в способах передвижения на лыжах используя приобретенные знания.

5 класс

Теоретические знания: Техника безопасности на занятиях в спортивном зале и на площадке. Техника ходьбы на лыжах. Гигиена и здоровье детей: внешняя среда и здоровье человека. Закаливание организма. Знакомство с бодифлексом. Витамины и их предназначение. Значение опорно - двигательного аппарата в жизни человека. Лекарственные травы их значение в жизни человека. Как проверить осанку. Вредные привычки и как сними бороться.

Практический материал. Использованы методики: для глаз по методу Бейтса, дыхательные упражнений по Стрельниковой, Точечный массаж А.А.Уманской. пальчиковая гимнастика, изучение нового направления дыхательной гимнастики «бодифлекс».

Физические упражнения определенной направленности: упражнения при плоскостопии, легкоатлетические упражнения, комплекс упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки, координационное упражнения с шариками, упражнения для восстановления носового дыхания.

Спортивные игры: футбол, сказочные эстафеты, элементы баскетбола, пионербол, бадминтон, шашки, волейбол воздушными шарами.

Народные игры: использование авторской программы самого педагога.

Ассоциативные медитации, релаксации. Занятия в тренажерном зале.

6 класс

Теоретические знания: Техника безопасности на занятиях в спортивном зале и на площадке. Техника ходьбы на лыжах. Гигиена и здоровье детей: внешняя среда и здоровье человека. Закаливание организма. Изучение правил народных игр. Продолжение знакомства с бодифлексом. Техники выполнения скользящего шага Витамины и их предназначение. Как проверить осанку. Вредные привычки и как сними бороться. Знакомство с йоготерапией. Лекарственные травы и их значение в жизни человека.

Практический материал. Использованы методики: для глаз по методу Бейтса, дыхательные упражнений по Стрельниковой, нового направления дыхательной гимнастики: уроки Ольги Дан - «йоготерапия», закрепление знаний по бодифлексу, точечный массаж по А.А.Уманской.

Физические упражнения определенной направленности: упражнения при плоскостопии, беговые упражнения спринтерского характера, прыжковые упражнения с разбега, бег на длинной дистанции, гимнастика для глаз по методу Бейтса, упражнения для коррекции стопы и закаливания организма: ходьба по траве босиком, использование полосы препятствия, упражнения по сохранению правильной осанки, точечный массаж биологически активный точек для профилактики простудных заболеваний по А.А.Уманской, дыхательная гимнастика.

Спортивные игры: футбол: ведение мяча, сказочные эстафеты, пионербол, бадминтон, шашки, волейбол воздушными шарами, шашки, баскетбол, головобол,

Народные игры: использование авторской программы самого педагога.

Ассоциативные медитации, релаксации. Занятия в тренажерном зале.

7 класс

Теоретические знания: Т.Б. занятий на спортивной площадке и при ходьбе на лыжах в тренажерном зале, гигиена и здоровье детей: внешняя среда и здоровье человека, гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья, задачи гигиены; закаливание организма; изучение методики выполнения дыхательной гимнастики – рыдающее дыхание; беседы и видео уроки на темы: о вреде курения; как избавится от вредных привычек; кровь и кровеносная система; мышцы и ткани; вредные привычки и как сними бороться.

Практический материал: как правильно чистить зубы, как проверить осанку, гимнастика для глаз по методу Бейтса, дыхательные упражнения по Стрельниковой, точечный массаж биологически активный точек для профилактики простудных заболеваний по А.А.Уманской, гимнастические упражнения для глаз по методу Е.Е. Сомову.

Новое направление: рыдающее дыхание( поверхностное дыхание).

Физические упражнения определенной направленности: упражнение на развитие быстроты на движущий предмет комплекс упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки; физические упражнения при заболевании плоскостопием, беговые упражнения спринтерского характера, прыжковые упражнения, бег на длинной дистанции. Гимнастика для глаз, закаливания организма, полоса препятствия, дыхательные упражнения, точечный массаж биологически активный точек для профилактики простудных заболеваний, упражнений с акцентом на брюшной пресс, фитнес и аэробика, бодифлекс, йоготерапия.

Спортивные игры: учебно – игровая программа с пожарными, футбол, пионербол, бадминтон, головобол, шашки, баскетбол, городки.

Народные игры: использование авторской программы самого педагога.

Ассоциативные медитации, релаксации. Занятия в тренажерном зале.

8 класс

Теоретические знания: Т.Б. занятий на спортивной площадке и при ходьбе на лыжах в тренажерном зале. Внешняя среда и здоровье человека. Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Задачи гигиены. Факторы укрепления и ослабления здоровья. Закаливание организма; методика выполнения дыхательной гимнастики – бодифлекса и пилатеса; беседы и видео уроки на темы: нарушение гигиены питания, ведущая к заболеваниям желудочно-кишечного тракта; наркотические вещества и алкоголь их вред; все о курении; табачные изделия, их производство и вред организму от употребления. Повторение тем: мышцы и ткани, кровь и кровеносная система, органы и выделительная система человека, опорно-двигательная и кровеносная система, как с пользой для здоровья провести летние каникулы.

Практический материал: тестовые упражнения: локтевой сустав, шейный отдел позвоночника; гимнастика для глаз по методу Бейтса, дыхательные упражнения по Стрельниковой, точечный массаж биологически активный точек для профилактики простудных заболеваний по А.А.Уманской, гимнастические упражнения для глаз по методу Е.Е. Сомова.

Новое направление: пилатес Ольги Дан.

Физические упражнения определенной направленности: физические упражнения при плоскостопии, беговые упражнения спринтерского характера, прыжковые упражнения; упражнения для коррекции стопы и закаливания организма; использование полосы препятствия, упражнения для глаз, упражнения для формирования правильной осанки, занятия на тренажерах, точечный массаж по Уманской, дыхательные методики для стройности, функциональная подготовка в движении, упражнения на развитие подвижности суставов и повышение эластичности мышц, упражнения на развитие координационных способностей.

Спортивные игры: учебно – игровая программа с пожарными, футбол, игры-« Тише едешь дальше будешь», бадминтон, пионербол, баскетбол, волейбол, фитбол, головобол.

Народные игры: использование авторской программы самого педагога.

Ассоциативные медитации, релаксации: занятия в тренажерном зале, ассоциативные медитации.

9 класс

Теоретические знания: Т.Б. занятий на спортивной площадке и при ходьбе на лыжах в тренажерном зале. Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Задачи гигиены. Факторы укрепления и ослабления здоровья. Закаливание организма; методика выполнения дыхательной гимнастики – бодифлекса и пилатеса; беседы и видео уроки на темы: ожирение, гипертония и гипотония, точечный массаж его значение, о вреде курения для нашего организма, бодифлекс и еда, как с пользой для здоровья провести летние каникулы.

Практический материал: тестовые упражнения: локтевой сустав, шейный отдел позвоночника; гимнастика для глаз по методу Бейтса, гимнастические упражнения для глаз по методу Е.Е. Сомову, дыхательные упражнения по Стрельниковой, точечный массаж биологически активный точек для профилактики простудных заболеваний по А.А.Уманской, пальчиковая гимнастика, пилатес Ольги Дан. Новое направление: йоготерапия (асан) Ольги Дан.

Физические упражнения определенной направленности: физические упражнения при плоскостопии, беговые упражнения спринтерского характера, бег на длинные дистанции, прыжковые упражнения; упражнения для глаз, упражнения для формирования правильной осанки, занятия на тренажерах, точечный массаж , дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, йоготерапия, функциональная подготовка в движении, упражнения на развитие подвижности позвонков, упражнения на развитие подвижности суставов и повышение эластичности мышц, тесты на подвижность определенных суставов, упражнения по общей физической подготовке, упражнения на развитие координационных способностей.

Спортивные игры: футбол, пионербол, баскетбол, волейбол, бадминтон, фитбол, шашки.

Ассоциативные медитации, релаксации: занятия в тренажерном зале.

10 класс

Теоретические знания: Т.Б. занятий на спортивной площадке и при ходьбе на лыжах в тренажерном зале. Закаливание организма. Гигиена и здоровье детей. Оздоровительная дыхательная гимнастика - бодифлекс. Знакомство с китайской системой Табата. Мышцы и ткани человека. Цирроз печени. Как сберечь свое зрение. Двигательный режим. Вред алкоголя. Вред табакокурения. Первая помощь при травмах. Что такое ЗОЖ? Специальная Олимпиада России. Правила самостоятельного выполнения скоростных и силовых упражнений страховки товарища во время выполнения упражнений.

Практический материал: упражнения для глаз по методу Бейтса, дыхательных упражнений по Стрельниковой, Точечный массаж биологически активный точек для профилактики простудных заболеваний по А.А.Уманской.

Новое направление: Система Табата. Гимнастические упражнения для глаз по методу Е.Е. Сомова. Хатха – йога.

Физические упражнения определенной направленности: физические упражнения для коррекции стопы при плоскостопии, беговые упражнения спринтерского характера, прыжковые упражнения, бег по длинной дистанции, гимнастика для глаз, упражнения для коррекции стопы и закаливания организма, полоса препятствия, упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки, дыхательных упражнений по Стрельниковой, точечный массаж, ОФП, система Табата, тесты на плечевой, локтевой и лучезапястный суставы. Тесты на позвоночник, упражнения на развитие подвижности шейного, грудного и поясничного отделов, упражнения на силовых тренажерах,

Спортивные игры: Игры: « Тише едешь дальше будешь»,пионербол, волейбол, баскетбол, теннис, футбол.

Ассоциативные медитации, релаксации: « Море».

7-а класс ( умеренная форма умственной отсталости)

 

I. Основы знаний

Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, осанку, по­вышение умственной и физической работоспособности ослабленных детей. Пра­вильное дыхание при ходьбе, беге. Значение специальных упражнений на осанку, предупреждение плоскостопия в детском возрасте. Знакомить с правилами поведе­ния в спортивном зале и на улице и правилами техники безопасности. Учить как проверить ЧСС. Одежда во время занятий на лыжах. Правила дыхания при занятиях на улице лыжным спортом. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений. Правила закаливания водой и воздухом. Правила и формы занятий физическими специальными упражнениями, доступны­ми по состоянию здоровья. Помощь в определении режима дня во время летних каникул.

 

II. Навыки, умения, развитие двигательных качеств.

Гимнастика.

Строевые упражнения: размыкание и смыкание приставными шагами, пере­строение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две, коман­ды: передвижение в колонне по одному на ука­занные ориентиры: "Шире шаг!", "Чаще шаг!", "На первый-второй рас­считайтесь!"; Построение в две шеренги и в два круга; передвижение по диагона­ли "змейкой".

Общеразвивающие упражнения: дыхательные упражнения в разных положе­ниях, упражнения для предупреждения правильной осанки, предупреждения плос­костопия, комплексы упражнений без предметов, с предметами, г/палкой, скакал­кой, большим и малым мячами, с набивным (1кг) мячом.

Ходьба и бег: ходьба по кругу в колонне, ходьба по разметкам на носках, пятках, в полуприседе, ходьба с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, с перешагиванием через скамейки. Ходьба с дыхательными упражнениями, бег в среднем темпе с изменением направления, с высоким подни­манием бедра, на носках, с высокого старта, сидя спиной вперед с колен, челноч­ный бег 3x10м.

Прыжки в длину с места, в длину и высоту с разбега - обращать внимание на технику.

Метание набивного мяча(вес I кг) двумя руками, малого мяча в цель и на дальность с места и с разбега в горизонтальную и вертикальную мишень.

Лазание и перелезание: лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя на коле­нях, в упоре лежа, лежа на животе, подтягиваясь руками, перелезание через г/скамейку, маты.

Упражнения в равновесии - ходьба по г/скамейке (высота 40-50 см); повороты на носках и одной ноге; ходьба приставными шагами, приседание и переход упор присев; упор стоя на колене, сед.

Танцевальные упражнения - шаги галопа в парах.

Подвижные игры. По усмотрению и выбору самого учителя. Народные игры народов населяющих северный Урал.

Лыжная подготовка. Передвижение без палок и с палками на лыжах ступающим шагом.

Ходьба по лыжне до 500 м.

Развитие двигательных качеств.

Гибкости, ловкости, быстроты движений, выносливости к умеренным нагруз­кам, силы.

Требования к учащимся

1. Ориентироваться в полученных знаниях по гигиеническим правилам на занятиях физической культурой.

2. В силу своих индивидуальных возможностей выполнять все пройденные команды на построения и пере­строения.

3. Овладеть основными положениями и движениями рук, ног, тулови­ща, головы в сочетании с правильным дыханием.

4. Овладеть техникой бросков в ловли мяча.

5. В силу индивидуальных особенностей применять на практике танцевальные шаг и пройденные по программе.

6. Овладевая приемами лазать по гимнастической скамейке разноименным и одноименным способ.

7. Уметь стоять и ходить на повышенной опоре с сохранением правильной осанки.

8. Ориентируясь в музыкальном ритме ходить под счет и музыку, бежать в медленном темпе в течение 1 ми­нуты.

9. Ориентироваться в приемах метания мяча с места из-за головы, стоя лицом по направле­нию метания.

10. Называть названия изученных игр и правила их проведения, активно играть, соблюдая правила.

11. Ориентироваться в способах передвижения на лыжах используя приобретенные знания.

Опубликовано в группе «Спортивно-оздоровительная работа в школе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.