12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Врясова Ирина Леонидовна22
4

Проект «Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» города Тетюши» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан















Тема проектной работы

«Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста».

















Подготовила:

старший воспитатель -

Врясова Ирина Леонидовна









Оглавление

Введение ………………………………………………………………….………….3

Основная часть……………………………………………………………………….5

Заключение …………………………………………………………………………10

Список литературы…………………………………………………………………11

Приложение…………………………………………………………………………12
























Введение

В целях сохранения и развития родных языков, культуры и традиций представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, укрепления единства многонационального народа республики, 2021 год был объявлен в Татарстане Годом родных языков и народного единства.

В Татарстане на протяжении многих веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, но какой бы национальности они не были, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. Здесь с раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны - вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.

Чтобы как то решить эту проблему в нашем детском саду «Рябинушка» мы решили создать проект «Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста», с целью научить детей толерантно относиться друг к другу, уважать традиции и культуру других народов.

Ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа.

Цель данного проекта: формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание нравственного отношения, патриотизма, чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей.

Задачи:

Образовательная:

- формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;

- совершенствовать  исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать,  наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы;

- расширять круг знаний народных игр. Вызывать положительные впечатления. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

Развивающая:

- развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к миру национальных культур, языку, расширять представления об образе жизни людей, населяющих наш город, их обычаях, традициях, фольклоре;

- воспитывать доброжелательное отношение  к сверстникам;

- воспитывать уважение к культуре и обычаям других национальностей;

- поддержка детской инициативы и самостоятельности.

С родителями:

- оптимизировать работу с родителями детей для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний об обычаях народов нашего города.

Реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии как личностно-ориентированные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социокультурной среды, интегрированный подход, использование интерактивного подхода в работе с детьми, использование регионального компонента и т.д.

Участники: воспитатели, специалисты детского сада, родители, дети, социум.

Время реализации проекта: долгосрочный (январь 2021 года - декабрь 2021 года).

Тип проекта: информационно-практический, социально- просветительский, познавательно-творческий.

























Основная часть

Реализация поставленных задач проходит в 3 этапа:

I этап - Организационный

Название мероприятия

Сроки

1.

Составление проекта

январь

2.

Обсуждение цели и задач с участниками проекта

январь

3.

Разработать план по году родных языков и народного единства в Татарстане.

январь


2 этап - Основной

Название мероприятия

Сроки

1

Беседа «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов».

Январь

2

Оформление папки-передвижки «Что такое фольклор».

Январь

3

Национальные игры «Люби и знай наш родной край».

Январь

4

Международный День родного языка. Праздник для детей старшего дошкольного возраста «Величие родного языка».

21 февраля

5

Развлечение для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Гордость народа - родной язык».

Февраль

6

«Моя родословная» - создание генеалогического древо своей семьи.

Февраль

7

Выставка рисунков по народным сказкам.

Март

8

Мини-музей «Быт, традиции народов города Тетюши».

Март

9

Изготовление национальных блюд из соленого теста.

Март

10

Международный день театра кукол.

Постановка сказки кукольного театра.

21 марта

11

Театрализация сказок народов Поволжья.

Март

12

Музейный урок «Тарих эзләреннән» - «По следам истории».

Март

13

Татарский национальный праздник «Карга боткасы».

Март

14

Праздник поэзии, посвященный Дню родного языка и 135-летию Г. Тукая.

Апрель

15

Детско-родительский форум родного языка.

Апрель

16

Рисование « Национальный костюм моего народа».

Апрель

17

«Пословица недаром молвится» (конкурс рисунков к русским народным пословицам).

Апрель-июнь

18

Виртуальная экскурсия «Мой край родной».

Май

19

Стена добрых слов на родном языке.

Май

20

222 годовщина со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Международный день русского языка.

6 июня

21

Анкетирование для родителей «Народные традиции вашей семьи».

Июнь

22

Консультация для родителей «Роль родного языка в личности ребёнка».

Июнь

23

Национальные хороводные игры на свежем воздухе.

Июль

24

Книжная ярмарка «Сказки народов Поволжья».

Июль

25

Фотоквест «Города Татарстана».

Июль

26

Онлайн-трансляция стихов о родном языке «Живая классика».

Июль

27

Музыкальный калейдоскоп «Песни народов Поволжья».

Август

28

День Республики Татарстан.

30 августа.

29

День национальной одежды народов, проживающих в Татарстане.

10 сентября

30

Изготовление книжек-малышек «Национальные костюмы народов Поволжья».

Сентябрь

31

Выставка «Национальная кукла».

Октябрь

32

Литературный турнир «Знатоки родного языка».

Октябрь

33

Создание мини-музей кукол в национальных костюмах.

Октябрь

34

Проведение конкурса изготовления костюмов для кукол народов Поволжья.

Ноябрь

35

Мини-проекты о своей семье «Семейные династии».

Ноябрь

36

День народного единства -

Российский государственный праздник.

4 ноября

37

Международный день толерантности «Я, ты он, она - вместе дружная семья».

16 ноября

38

Викторина «Народы Поволжья».

Ноябрь


3 этап. Итоговый

Название мероприятия

Сроки

1

Фестиваль «Говорим на разных языках, понимаем на языке дружбы» (зональный семинар педагогических работников).

Ноябрь

2

Подведение итогов. Трансляция опыта работы по теме проектной деятельности посредством организации семинаров-практикумов на муниципальном уровне; публикации методических разработок; участие в профессиональных конкурсах.

Ноябрь


Ожидаемые результаты

1. Дошкольники имеют представление о народных праздниках, обычаях, традициях, играх и сказках, а также о нормах, принятых у отдельных народов.

2. Воспитанники проявляют чувство любви, открытости и уважения к своей семье, сверстникам, взрослым, к своему народу.

3. В ходе различных видов деятельности дети проявляют чувства патриотизма и толерантности.

4. Родители компетентны в вопросах формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.

Критерии оценки эффективности

1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.

2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.

3. Достижение ожидаемых результатов.

4. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников ДОУ и их родителей.










Заключение

После реализации проекта дети узнали много нового и интересного о родном городе, крае, народах его населяющих, быте, ремеслах жителей Поволжья. Совместно с родителями посетили музеи, создали мини-проекты «Семейные династии», приняли участие в показе национальных костюмов жителей города Тетюши, познакомились с национальными играми разных народов, живущих рядом с нами. За год плодотворной работы мы убедились, что тема дружбы народов разных национальностей интересна детям, поэтому возникла потребность в создании музея, в котором, будут храниться материалы для будущих старших дошкольников, с их помощью дети могут изучать культуру народов различных национальностей, научатся уважать её. Родители активно участвовали в создании мини-музея «Кукол в национальных костюмах», создании «Дерева дружбы», а так же совместно с детьми рецепта «Пирога дружбы» и реализация его в жизнь. Наша страна - многонациональное государство. А умеем ли мы дружить? Не обижаем ли друг друга обидными прозвищами по национальному признаку? Этому надо учиться, развивать в себе не просто толерантное отношение к представителям других национальностей и народов, а взращивать и оберегать величайшую на свете ценность - дружбу. Как известно, лучше всего на свете умеют дружить дети. Это ведь так здорово и интересно. Если бы взрослые с юных лет учились жить в мире и дружбе, то не было бы войн, террора и насилия.

Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант:  «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно, формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.






Список литературы

Бобинова С. Приемы воспитания толерантности//Педагогическая техника - 2008. - №5. - с.40-43.

Богомолова, М. И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие [Текст]/М. И. Богомолова. - Москва: Флинта, 2013. - 176 с.

Заболоцкая В. Э., Андреева Л. Д. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в поликультурной среде//Международный студенческий научный вестник. - 2017. - №3. - С. 4-9.

Орлинская, Г. Б. Формирование толерантности у дошкольников/Г. Б. Орлинская. - Москва: Сфера, 2013. - 262 с.

Подивилова, О. Н. Технология воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/О. Н. Подивилова//Педагогика. - 2015.- №2. - С.181 - 185.

Смирнова, Е. О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном детстве/Е. О. Смирнова. Москва: Сфера, 2014. - 218 с.

Интернет-ресурсы:

https://vk.com/club_sunduk_ru

https://vk.com/vk_club_neposed

https://moluch.ru/archive/127/35341/

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/03/24/nod-moya-semya-i-genealogicheskoe-drevo-moey-semi











Приложения


t1665912330aa.jpg t1665912330ab.jpg


t1665912330ac.jpg t1665912330ad.jpg


t1665912330ae.jpg t1665912330af.jpg



t1665912330ag.png t1665912330ah.jpgt1665912330ai.jpg t1665912330aj.jpg


t1665912330ak.jpg t1665912330al.jpg

t1665912330am.jpg t1665912330an.jpg

t1665912330ao.jpg t1665912330ap.jpgt1665912330aq.jpg t1665912330ar.jpg

Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 16.10.22 в 13:43 0Ответить Пожаловаться
Фотоматериалы очень интересны!!! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.