Проект «Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» города Тетюши» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан
Тема проектной работы
«Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста».
Подготовила:
старший воспитатель -
Врясова Ирина Леонидовна
Оглавление
Введение ………………………………………………………………….………….3
Основная часть……………………………………………………………………….5
Заключение …………………………………………………………………………10
Список литературы…………………………………………………………………11
Приложение…………………………………………………………………………12
Введение
В целях сохранения и развития родных языков, культуры и традиций представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, укрепления единства многонационального народа республики, 2021 год был объявлен в Татарстане Годом родных языков и народного единства.
В Татарстане на протяжении многих веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, но какой бы национальности они не были, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. Здесь с раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны - вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.
Чтобы как то решить эту проблему в нашем детском саду «Рябинушка» мы решили создать проект «Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста», с целью научить детей толерантно относиться друг к другу, уважать традиции и культуру других народов.
Ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа.
Цель данного проекта: формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание нравственного отношения, патриотизма, чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей.
Задачи:
Образовательная:
- формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;
- совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы;
- расширять круг знаний народных игр. Вызывать положительные впечатления. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.
Развивающая:
- развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к миру национальных культур, языку, расширять представления об образе жизни людей, населяющих наш город, их обычаях, традициях, фольклоре;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать уважение к культуре и обычаям других национальностей;
- поддержка детской инициативы и самостоятельности.
С родителями:
- оптимизировать работу с родителями детей для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний об обычаях народов нашего города.
Реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии как личностно-ориентированные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социокультурной среды, интегрированный подход, использование интерактивного подхода в работе с детьми, использование регионального компонента и т.д.
Участники: воспитатели, специалисты детского сада, родители, дети, социум.
Время реализации проекта: долгосрочный (январь 2021 года - декабрь 2021 года).
Тип проекта: информационно-практический, социально- просветительский, познавательно-творческий.
Основная часть
Реализация поставленных задач проходит в 3 этапа:
I этап - Организационный
№ | Название мероприятия | Сроки |
1. | Составление проекта | январь |
2. | Обсуждение цели и задач с участниками проекта | январь |
3. | Разработать план по году родных языков и народного единства в Татарстане. | январь |
2 этап - Основной
№ | Название мероприятия | Сроки |
1 | Беседа «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов». | Январь |
2 | Оформление папки-передвижки «Что такое фольклор». | Январь |
3 | Национальные игры «Люби и знай наш родной край». | Январь |
4 | Международный День родного языка. Праздник для детей старшего дошкольного возраста «Величие родного языка». | 21 февраля |
5 | Развлечение для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Гордость народа - родной язык». | Февраль |
6 | «Моя родословная» - создание генеалогического древо своей семьи. | Февраль |
7 | Выставка рисунков по народным сказкам. | Март |
8 | Мини-музей «Быт, традиции народов города Тетюши». | Март |
9 | Изготовление национальных блюд из соленого теста. | Март |
10 | Международный день театра кукол. Постановка сказки кукольного театра. | 21 марта |
11 | Театрализация сказок народов Поволжья. | Март |
12 | Музейный урок «Тарих эзләреннән» - «По следам истории». | Март |
13 | Татарский национальный праздник «Карга боткасы». | Март |
14 | Праздник поэзии, посвященный Дню родного языка и 135-летию Г. Тукая. | Апрель |
15 | Детско-родительский форум родного языка. | Апрель |
16 | Рисование « Национальный костюм моего народа». | Апрель |
17 | «Пословица недаром молвится» (конкурс рисунков к русским народным пословицам). | Апрель-июнь |
18 | Виртуальная экскурсия «Мой край родной». | Май |
19 | Стена добрых слов на родном языке. | Май |
20 | 222 годовщина со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Международный день русского языка. | 6 июня |
21 | Анкетирование для родителей «Народные традиции вашей семьи». | Июнь |
22 | Консультация для родителей «Роль родного языка в личности ребёнка». | Июнь |
23 | Национальные хороводные игры на свежем воздухе. | Июль |
24 | Книжная ярмарка «Сказки народов Поволжья». | Июль |
25 | Фотоквест «Города Татарстана». | Июль |
26 | Онлайн-трансляция стихов о родном языке «Живая классика». | Июль |
27 | Музыкальный калейдоскоп «Песни народов Поволжья». | Август |
28 | День Республики Татарстан. | 30 августа. |
29 | День национальной одежды народов, проживающих в Татарстане. | 10 сентября |
30 | Изготовление книжек-малышек «Национальные костюмы народов Поволжья». | Сентябрь |
31 | Выставка «Национальная кукла». | Октябрь |
32 | Литературный турнир «Знатоки родного языка». | Октябрь |
33 | Создание мини-музей кукол в национальных костюмах. | Октябрь |
34 | Проведение конкурса изготовления костюмов для кукол народов Поволжья. | Ноябрь |
35 | Мини-проекты о своей семье «Семейные династии». | Ноябрь |
36 | День народного единства - Российский государственный праздник. | 4 ноября |
37 | Международный день толерантности «Я, ты он, она - вместе дружная семья». | 16 ноября |
38 | Викторина «Народы Поволжья». | Ноябрь |
3 этап. Итоговый
№ | Название мероприятия | Сроки |
1 | Фестиваль «Говорим на разных языках, понимаем на языке дружбы» (зональный семинар педагогических работников). | Ноябрь |
2 | Подведение итогов. Трансляция опыта работы по теме проектной деятельности посредством организации семинаров-практикумов на муниципальном уровне; публикации методических разработок; участие в профессиональных конкурсах. | Ноябрь |
Ожидаемые результаты
1. Дошкольники имеют представление о народных праздниках, обычаях, традициях, играх и сказках, а также о нормах, принятых у отдельных народов.
2. Воспитанники проявляют чувство любви, открытости и уважения к своей семье, сверстникам, взрослым, к своему народу.
3. В ходе различных видов деятельности дети проявляют чувства патриотизма и толерантности.
4. Родители компетентны в вопросах формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.
Критерии оценки эффективности
1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.
2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.
3. Достижение ожидаемых результатов.
4. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников ДОУ и их родителей.
Заключение
После реализации проекта дети узнали много нового и интересного о родном городе, крае, народах его населяющих, быте, ремеслах жителей Поволжья. Совместно с родителями посетили музеи, создали мини-проекты «Семейные династии», приняли участие в показе национальных костюмов жителей города Тетюши, познакомились с национальными играми разных народов, живущих рядом с нами. За год плодотворной работы мы убедились, что тема дружбы народов разных национальностей интересна детям, поэтому возникла потребность в создании музея, в котором, будут храниться материалы для будущих старших дошкольников, с их помощью дети могут изучать культуру народов различных национальностей, научатся уважать её. Родители активно участвовали в создании мини-музея «Кукол в национальных костюмах», создании «Дерева дружбы», а так же совместно с детьми рецепта «Пирога дружбы» и реализация его в жизнь. Наша страна - многонациональное государство. А умеем ли мы дружить? Не обижаем ли друг друга обидными прозвищами по национальному признаку? Этому надо учиться, развивать в себе не просто толерантное отношение к представителям других национальностей и народов, а взращивать и оберегать величайшую на свете ценность - дружбу. Как известно, лучше всего на свете умеют дружить дети. Это ведь так здорово и интересно. Если бы взрослые с юных лет учились жить в мире и дружбе, то не было бы войн, террора и насилия.
Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно, формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.
Список литературы
Бобинова С. Приемы воспитания толерантности//Педагогическая техника - 2008. - №5. - с.40-43.
Богомолова, М. И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие [Текст]/М. И. Богомолова. - Москва: Флинта, 2013. - 176 с.
Заболоцкая В. Э., Андреева Л. Д. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в поликультурной среде//Международный студенческий научный вестник. - 2017. - №3. - С. 4-9.
Орлинская, Г. Б. Формирование толерантности у дошкольников/Г. Б. Орлинская. - Москва: Сфера, 2013. - 262 с.
Подивилова, О. Н. Технология воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/О. Н. Подивилова//Педагогика. - 2015.- №2. - С.181 - 185.
Смирнова, Е. О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном детстве/Е. О. Смирнова. Москва: Сфера, 2014. - 218 с.
Интернет-ресурсы:
https://vk.com/vk_club_neposed
https://moluch.ru/archive/127/35341/
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/03/24/nod-moya-semya-i-genealogicheskoe-drevo-moey-semi
Приложения
Потамошнева Наталья Алексеевна