Способы коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

2
0
Материал опубликован 11 March 2022

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2090

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Л.Х.ПАПЕРНИКА»









Мастер-класс для родителей

 «Способы коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста»








Подготовила: Цангари А.А.

.



г.Москва,

2019

Описание материала: данный материал направлен на получение и актуализацию теоретических знаний родителями по этой теме и на отработку практических навыков по профилактике и коррекции агрессивных тенденций дошкольников.

Цель: помочь родителям понять своих детей, мотивы их поведения, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка.

Задачи:

Обеспечить осознание родителей необходимости раннего выявления агрессивных проявлений у ребенка-дошкольника и оказания своевременной помощи ребенку;

рассмотреть методы и приемы работы с агрессивными дошкольниками;
3.проиграть с родителями и детьми упражнения, направленные на позитивные способы выражения гнева, коррекцию и профилактику агрессивных тенденций дошкольников.


Участники: воспитатели, родители, дети.


Ход мероприятия:

В последнее время число детей с агрессивным поведением не снижается, а растет и является актуальной проблемой для педагогов и психологов. Если раньше понятие «трудный ребенок» применялся в основном к подросткам, то сейчас все чаще мы сталкиваемся с проблемой проявления агрессивного поведения уже в дошкольном возрасте. Стоит сразу оговориться, что агрессивность как свойство личности ребенка или взрослого следует отличать от «доброкачественной» агрессии, возникающей в ситуации опасности и исчезающей, когда человеку ничто не угрожает. Такая ситуативная агрессия имеет совершенно нормальный защитный характер, и вряд ли стоит корректировать ее в поведении ребенка. В этом случае имеет смысл просто научить его адекватным и принятым в обществе способам проявления агрессивных чувств. Говоря же об истинной («злокачественной») агрессивности, мы имеем в виду устойчивые свойства личности, которые выражаются в повышенной готовности к агрессии. Внешние проявления агрессивности могут несколько различаться в разные возрастные периоды.



Так, у дошкольников критериями агрессивности являются такие характеристики:

- часто теряют контроль над собой;
- часто спорят и ссорятся с окружающими;
- отказываются выполнять просьбы взрослых;
- могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения;
- склонны винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных вещах);
- часто испытывают чувства злости, гнева и зависти;
- не способны забыть об обиде, не отплатив;
- мнительны и раздражительны.

Если для ребенка характерны хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течение полугода, то значит, ребенок действительно обладает агрессивностью уже как качеством личности. Агрессивное поведение - одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Почти в каждой возрастной группе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он всех задирает, обзывает и бьет их, не может себя контролировать, мешает в процессе реализации образовательной деятельности, изводит других детей, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять сверстникам.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Причин агрессивного поведения можно назвать очень много, агрессивные реакции могут быть обусловлены физически и психически (возрастные кризисы, реакции на физический дискомфорт), но решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка играет семейная среда и воспитание. Например, в таблице ниже показано, как влияет реакция взрослых на агрессивные действия ребенка.


t1647006488aa.png


Поэтому коррекционная работа над поведением ребенка должна вестись параллельно с работой родителей и педагогов над собой, в частности:

изменением негативной установки по отношению к ребёнку на позитивную;

изменением стиля взаимодействия с ребёнком;

расширением своего поведенческого репертуара через развитие собственных коммуникативных навыков.

Независимо от причин агрессивного поведения ребёнка существует общая стратегия действия окружающих людей по отношению к нему:

Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением (остановить занесённую для удара руку, окрикнуть ребёнка);

Показать ребёнку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям. Осуждение и демонстрация его невыгодности ребёнку в отдельных случаях действует довольно эффективно;

Установить чёткий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём;

Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

Наши советы:

Часто агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Для таких детей очень полезны релаксационные упражнения. Например, в карман можно положить знак "стоп". Как только ребёнка начнут одолевать незваные мысли и желания, он достанет этот знак и мысленно или вслух произнесёт «стоп». Чтобы этот приём начал действовать, нужна многодневная тренировка.

Очень полезны постановки сценок, спектаклей, где агрессивный ребёнок, или стремящийся к лидерству получают роли положительных сильных героев (рыцари, богатыри ит.д.), однако должен быть у них и опыт проигрывания отрицательных ролей

Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не умеют выразить свои чувства словами или другим способом. Задача взрослого - научит выходить из конфликтных ситуаций приемлемым способом, например с помощью ролевой игры

Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т.д.

Эмпатия - способность сопереживать другим людям. Считается, что развить эмпатию и формировать другие качества личности можно в процессе совместного чтения с ребёнком. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребёнком своих чувств. Очень полезно сочинять с ребёнком сказки, истории, где герои разными способами решают конфликтные ситуации.



А сейчас хотелось бы познакомить вас с одним из путей профилактики и преодоления агрессивного поведения дошкольников – с игровой терапией.

Игровое упражнение «Пальцы добрые, пальцы злые»

Цель: Игра хорошо развивает мелкую моторику, даёт возможность выявить особенности общения ребёнка, помогает ощутить возможности своего тела, новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта, развивает эмоциональную сферу, коммуникативные навыки. Возраст 5-7 лет.

Представьте, что ваши пальчики - добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т.д. на правой руке пальчики превратились в добрых волчат, а на левой в злых мышат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, поссориться и т.д. если хорошо получается можно познакомиться с ручками других детей, мамы или папы.

Игровое упражнение «Если «да»-похлопай, если «нет»-потопай»

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимание. Возраст 5-7 лет.

Взрослый называет предложения, дети должны их оценить и показать своё отношение, похлопав или потопав..

Например: Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на неё

Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя с ним поссорился

Миша подарил Даше конфеты и она очень обрадовалась.

«Ругаемся овощами» (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, .... солнышко!»



Приложение

Другие способы выражения (выплёскивания) гнева

Громко спеть любимую песню

Пометать дротики в мишень

Используя «стаканчик для криков» высказать все свои отрицательные эмоции

Налить в ванну воды, запустить в неё несколько игрушек и бомбить их мячиком

Пускать мыльные пузыри

Устроить «бой» с боксёрской грушей

Полить цветы

Устроить соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»

Скомкать несколько листов бумаги, а затем выбросить.

Быстрыми движениями нарисовать обидчика, а затем зачиркать его

Слепить из пластилина фигурку обидчика, а затем сломать её.

Подраться с подушкой ("Выбиваем пыль". Каждому участнику достается «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошо её «почистить»).

Порвать лист бумаги в мелкие куски

Поколотить стол надувным молотком

Потопать ногами

Высказать свои чувства

Попросить помощи

Смыть дурные чувства

Надуть злостью шарик

Сплясать «буйный» танец


Обратная связь: каждый участник по кругу, передавая мяч, отвечает на вопросы: чем была полезна для вас эта встреча, какие конкретные приёмы вы будете использовать.

В конце встречи родителям и педагогам вручаются памятки «Профилактика и преодоление агрессивного поведения».





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации