Статья «Формирование звуковой культуры речи у детей старшего и среднего дошкольного возраста в рамках занятий по обучению грамоте и развитию речи»
Формирование звуковой культуры речи у детей старшего и среднего дошкольного возраста
План
Определение понятия «звуковая культура речи», элементы звуковой культуры речи.
Основные задачи формирования звуковой культуры речи, важность их решения в дошкольном периоде для дальнейшего успешного обучения грамоте и освоения литературных произведений:
- осознание ребёнком фонологических и интонационных средств выразительности речи;
- работа по усвоению орфоэпических норм языка;
- вычленение отдельного звука из потока звучащей речи и понимание его специфики;
- восприятие слова как совокупности различных звуков, умение различить эти звуки в слове и определить место каждого из них.
3. Пути решения задач формирования звуковой культуры речи:
- в среднем дошкольном возрасте;
- в старшем дошкольном возрасте;
4. Работа по формированию звуковой культуры речи в программе ШРД
«Ступеньки»:
- возможности для данной работы в УМК
- проводимая на занятиях работа.
Понятие культуры речи с позиций современного языкознания включает владение нормами устного и письменного литературного языка, умение использовать выразительные языковые средства в различных условиях общения ; требования культуры речи, не ограничиваясь правилами языковой нормы, отражают потребности качества общения в современном мире: свободное владение навыками и механизмами речи, соответствие её литературной норме современного языка, ясность, точность и выразительность речи.
Термин «звуковая культура речи» входит в понятие культуры речи, являясь важнейшей её частью.
Звуковая культура детей дошкольного возраста – это владение культурой произношения (фонетическая и орфоэпическая правильность речи, чёткая дикция), элементами культуры речевого общения, речевым и фонетическим слухом. (По кн. «Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ»/ Болотина Л. Р. И др. )
Формирование (воспитание) звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счёт постоянного мотивированного общения взрослых и детей друг с другом – разумеется, при обязательном соблюдении взрослыми всех языковых норм. В ДОУ такие условия создаются не всегда; нередко и в семье они отсутствуют, а в школе большее внимание уделяется непосредственно обучению грамоте, т.е. более букве, нежели звуку; поэтому нам особенно важно проводить данную работу в рамках курса, который мы преподаём.
Решение задач, связанных с обучением родному языку и развитием речи детей среднего и старшего дошкольного возраста, проводится по следующим направлениям: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Решению приоритетных задач каждого из направлений данной работы необходимо уделить особое внимание.
Воспитание звуковой культуры речи - одна из основных задач развития речи дошкольников, без решения которой невозможно дальнейшее успешное обучение и развитие ребёнка. Решение этой задачи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, вычленение отдельного звука из потока звучащей речи и понимание его специфики, восприятие слова как совокупности различных звуков, умение различить эти звуки в слове и определить место каждого из них. Ведь известно, что зачастую дети слышат звуки, составляющие слово (логопедические нарушения мы в данном докладе рассматривать не будем) – иначе явление, называемое фонетическим письмом, встречалось бы значительно реже – но затрудняются вычленить отдельные звуки, определить их местонахождение в слове, понять, как изменяется слово при замене, пропуске либо добавлении звука.
Многих педагогов, особенно школьных учителей, занимающихся предшкольной подготовкой, волнует то, что углубление в дебри фонетики только запутает дошкольника и затруднит процесс обучения грамоте. Однако развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению и письму.
Крайне важно уточнить такие понятия, как звук, слог, слово, предложение. Именно от правильного понимания этих слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов — повествованию, описанию, рассуждению.
В воспитании звуковой культуры речи важно осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи.
Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала; это — шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы»), а также потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка — мишка).
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.
Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово», произнося слово с ударением на определённом слоге и наблюдая за изменениями слова в зависимости от постановки ударения, закрепляет понятие «слог» и осознаёт важность правильной постановки ударения для правильного звучания и понимания слова.
В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребёнка, в числе других процессов идёт активное ознакомление ребёнка со словом во всех его проявлениях как частью языка (К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» называет дошкольника «гениальным лингвистом»). На протяжении всего дошкольного детства ребёнок осваивает правильное звукопроизношение и интонационные средства языка: темп, ритм, тембр, мелодику речи, интонации, повышение и понижение голоса. Всеми этими сложными умениями ребёнок овладевает в общении со взрослым. Особенно большую роль играют в этом процессе организованные занятия по ознакомлению детей со звуковой стороной слова. Умение хорошо ориентироваться в звуковой стороне слова готовит ребёнка к усвоению письменной речи, обучению грамоте. Д. Б. Эльконин писал в «Вопросах психологии учебной деятельности младших школьников»: «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии»
Максаков А. И. делит детей на 4 группы в зависимости от уровня критичности восприятия своей и чужой речи:
хорошо улавливающие недостатки как в своей, так и в чужой речи (обычно это дети с незначительным количеством ошибочно произносимых звуков – 1-2);
улавливающие недостатки своей и чужой речи не в процессе говорения, а впоследствии, например, при прослушивании магнитофонной записи (отсутствие, замена, искажение звуков);
имеющие значительные нарушения звукопроизношения, не все звуки улавливающие даже по прослушивании записи своей или чужой речи;
не улавливающие недостатков в своей и чужой речи, имеющие значительные искажения в звукопроизношении.
Дети из первых двух групп, как показали исследования, показывают значительно лучшие результаты в обучении грамоте, нежели дети третьей и четвертой групп, что демонстрирует непосредственную связь между уровнем сформированности звуковой культуры речи и успешностью в обучении.
В среднем дошкольном возрасте работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.
Детей знакомят с новыми терминами и уточняют термины «звук», «слово», с которыми они уже познакомились. Для этого проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», в которых дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные.
Задания должны подразумевать одновременно решение разных задач, которые тесно переплетаются между собой: после определения звукового или слогового состава слова дети выполняют упражнения на подбор определений, тем самым закрепляя правило согласования слов в роде, числе, падеже, а затем вопросы направляют их внимание на определение значения слова или на подбор синонимов (слов, близких по смыслу) и антонимов (слов, противоположных по смыслу). Если слово имеет много значений (явление полисемии), то вопросы заставляют ребенка подумать над разными значениями одного и того же слова (игла швейная, ежиная, сосновая, медицинская и.т.п.).
По ходу изложения игр и упражнений, раскрытия цели и формулировки заданий даются методические указания, на которые взрослый должен обратить внимание. Можно неоднократно возвращаться к выполнению этих заданий и усложнять их.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.
Детей знакомят с новыми терминами и уточняют термины «звук», «слово», которые им уже знакомы. Для этого проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», «Поймай звук» и т.п., в которых дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные.
Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы...), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно... цветы, грядки на огороде; гладить можно... платье, брюки... одежду).
Необходимо поддерживать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать... ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначности слова, умение ориентироваться в сочетаемости слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы): дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий—горький, старый—новый и т.п.
При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом «игла» (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны).
Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).
В речевой работе с детьми пятого года жизни расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению (без наглядного материала).
Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет... шапки, варежек, брюк); правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро).
Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой! спляши! попрыгай!) происходит в играх, когда дети дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям (аналогично с играми, представленными выше).
Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около). Детей учат соотносить названия животных и их детенышей (утенок — утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — много зайчат; лисенок — лисята — нет лисят). Дети, упражняясь в образовании наименований предметов посуды, осознают, что не все слова образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но — масленка и солонка).
Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов («Почему грибы называют... подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором? ...шапку — ушанкой... цветок — подснежником?»).
Особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действиями игрушки, дети обучаются правильному образованию глаголов (лезла — залезла — вылезла; прыгнула — подпрыгнула — перепрыгнула; несла — принесла — унесла). Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона «карр-карр» — каркает, петух «кукареку» — кукарекает, поросенок «хрю-хрю» — хрюкает). Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыло — мылит, звонок — звенит, краска — красит, а также: учитель — учит, строитель — строит, но: врач — лечит, портной — шьет).
Работа с глагольной лексикой находит прямой выход в синтаксис. Составляя с глаголами словосочетания, предложения, дети подводятся к построению связного высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения («Закончи предложение»; «Зачем тебе нужны...?»).
Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии.
Рассматривая картины, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам воспитателя, затем в совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи — «Мне нравится зима, потому что...»). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.
Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего детям даются схемы составления совместного рассказа — тем самым они глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды...», «Как-то раз...», «Дело было летом...» и т.п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз... собрались звери на полянке. Стали они... Вдруг... Взяли звери... И тогда...».) Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представления о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.
Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.
Старшие дошкольники учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял?» (На полянке танцевал.) «Где ты, белочка, скакала?» (Я орешки собирала.) «Эй, зверята, где вы были?» (Мы грибы ежам носили.) Они приучаются изменять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Детям предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные ими самими, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.
Со старшими дошкольниками продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет («дерево», «металл», «пластмасса», «стекло»), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезд идет — движется; Маша и Саша — дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный — толковый; старый — ветхий), дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.
Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения (бежать — мчаться; пришел — приплелся) или значение прилагательных оценочного характера (умный — рассудительный; старый — дряхлый; робкий — трусливый).
Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом — новый, старый человек — молодой), к изолированным словам (легкий — тяжелый), или заканчивают предложение, начатое педагогом: «Один теряет, другой... (находит)».
Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались там, где…»).
Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи.
При пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.
В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и последующих за ним.
Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику.
С детьми старшего дошкольного возраста продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причем это могут быть высказывания разных типов — описания, повествования, рассуждение.
Замечательные возможности для работы дают литературные произведения, в которых обращается внимание на звуковую сторону речи: и устное народное творчество (рифмованные загадки, потешки), и детские стихи с особым вниманием к звукописи, основанные на звукоподражательных словах и т. д.
Необходимо обратить внимание и на картинки: они помогут детям находить формы единственного и множественного числа, подобрать синонимы, антонимы, понять разные значения многозначного слова.
Все эти упражнения, игры, занятия можно повторять, чтобы дети усвоили, что слова имеют значение, могут изменяться, по-разному звучат. Если ребенок выполняет все задания правильно, значит, у него высокий уровень речевого развития и он хорошо подготовлен к школе.
В учебно-методическом комплекте «По дороге к азбуке» (Бунеев. Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р.) заложены большие возможности для работы по формированию звуковой культуры речи.
Удачный подбор иллюстративного материала (рисунков, демонстрирующих артикуляционные особенности звукопроизношения, групп картинок, позволяющих проводить работу по классификации понятий) и заданий для отрабатывания умений, входящих в понятие звуковой культуры речи, логического характера, позволяют проводить данную работу на каждом занятии. В первых двух частях пособия содержится большее заданий для отработки интонационных умений, в последующих (3-5), когда начинается работа по изучению звуков и букв, большее внимание уделяется дикции и ударению, вычленению отдельных звуков и определению их места в слове. Кроме того, в других учебниках УМК также представлены задания, позволяющие интегрировать работу по формированию звуковой культуры речи в другие предметы курса.
Список литературы
Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. По материалам интернет-сайта
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М. – «Просвещение», 1991
Болотина Л. Р. и др. «Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ». М. – «АйрисПресс», 2006
Басов А. В., Тихомирова Л. Ф. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль – «Гринго»1995
Завьялова Н.А. и др. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе. Изд. 2. Волоград – «Учитель», 2009
Маханева М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.
Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом. Изд. 3, испр. и доп. М. – Мозаика –синтез, 2006
Бунеев Р. Н. и др. По дороге к азбуке. М. – Баласс, 2003