12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Курочкина Галина Александровна39
0

Особенности формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста

Курочкина Галина Александровна,

воспитатель детей дошкольного возраста,

МАДОУ НТГО Детский сад «Чебурашка»,

Нижняя Тура


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ

РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


В работах отечественного психолога Л.С. Выготского и диалогическое речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи, развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов [1, с. 102].

У младших дошкольников совершенствуется понимание речи (понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета литературного произведения). Речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого [2, с.259].

Пятый год жизни занимает особое место в становлении речи детей. В этот период ярко проявляется способность к внеситуативному общению со взрослыми, к игровому и речевому взаимодействию со сверстниками, к играм со словами, звуками, рифмами. В общении со взрослыми особую ценность приобретают инициативные высказывания детей. Инициативная речь контекстна, развернута, грамматически структурирована. В ней чаще встречаются сложные предложения: – Когда ложишься спать, ночь наступает. А машины едут в гараж [3,с.8,9].

Важное значение в становлении коммуникативной функции речи имеет общение детей со сверстниками. На начальных этапах оно носит практический характер. Речевое взаимодействие имеет форму отдельных диалогических циклов (единств), часто невзаимосвязанных («эго-речь»: «коллективный монолог», «а-я-высказывания»). Пример «а-я-высказываний». – Посмотри, какая у меня будет крыша! – Ух ты, а у меня тоже. – Я вот это буду. – А я вот это.

Дети стремятся выразить себя, рассказать о своих действиях, чувствах. Им кажется, что их слушают. Но партнеры не замечают, что каждый говорит о своем. Такой характер общения обусловлен не только возрастными особенностями, но и

спецификой деятельности, когда, находясь рядом, каждый занимается своим делом [3, с.9].

Более сложное и разнообразное общение ребенка со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития речи:. обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, главным образом за счет существительных и прилагательных. Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно для связного высказывания). Ребенок правильно строит простые предложения, используя разные слова и различный их порядок: Лиля будет купаться; Гулять хочу; Я питъ молоко не буду. Появляются первые придаточные предложения времени (когда...), причины (потому что...) [2, с.259].

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия – для обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения.

Дети чаще начинают пользоваться придаточными предложениями, особенно причинными, появляются придаточные условия, дополнительные, определительные (Спрятала игрушку, которую мама купила; Если дождик кончится, пойдем гулять?)

В диалогической речи дошкольники этого возраста употребляют преимущественно короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требует развернутого высказывания. Нередко вместо самостоятельной формулировки ответа они неуместно используют формулировку вопроса в утвердительной форме. Не всегда умеют правильно сформулировать вопрос, подать нужную реплику, дополнить и исправить высказывание товарища.

Структура речи также еще несовершенна. При употреблении сложноподчиненных предложений опускается главная часть (обычно они начинаются с союзов потому что, что, когда) [4, с.140].

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры: речь-сообщение, речь-побуждение, вопрос; речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним.

Как было показано в исследовании А. М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная [2, с.258].

Форма высказывания зависит от того, как понимает ребенка собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребенка. Например, в общении со сверстниками дети в большей мере используют контекстную речь, поскольку им надо что-то объяснить, в чем-то убедить. В общении со взрослыми, легко понимающими их, дети чаще ограничиваются ситуативной речью.

Дети 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом).

Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности [2, с.259].

Знание специфики диалогической речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.
Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения. А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их многообразии, а также правилами ведения диалога – как речевыми, так и социальными [5, с.7].

Для этого, дети должны овладеть целым рядом умений, которые решаются через решение следующих задач:

  • содействовать развитию умений понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: выражать в социально принятых формах отношение к полученной информации, отвечать на вопросы и реагировать на побуждения в соответствии с установленными правилами поведения;

  • учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т.п.; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности, действию и пр.;

  • формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами;

  • развивать умения следовать правилам ведения диалога:
    соблюдать очередность в разговоре: выслушивать собеседника, не перебивая его; поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее; проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо; не говорить с полным ртом; говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; использовать литературную лексику;

строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника
и чтобы оно было понятно ему;

  • ознакомление с правилами речевого этикета, их назначением;

  • формирование умений ориентироваться в разнообразных ситуациях общения, усвоение вариативных формул речевого этикета, обслуживающих эти ситуации, осознанное их использование в соответствии с обстоятельствами и задачами общения [5, с.4].

  • развивать умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участво­вать в обсуждении определенной темы;

  • развивать умение общаться в паре, группе из 3–­­­5 человек, в коллективе.

Выше названными умениями ребенок овладевает, во-первых, повседневно общаясь со взрослыми и сверстниками, а во-вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога [6, с .64].

В ходе обучения используют разнообразные методы:

  1. Разговор воспитателя с детьми с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Содержанием разговоров служит жизнь детей в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, поступки детей, книги и т.д.

  2. Чтение литературных произведений. Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

  3. Словесные поручения. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации, ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребенка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры в поручения.

  4. Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации.

  5. Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

  6. Беседа как метод формирования диалогической речи, в ходе которой, дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи. Тема беседы должна быть близкой детям, отталкиваться от их жизненного опыта, знаний и интересов.

  7. Репродуктивные вопросы требуют ответа в форме простой констатации, это вопросы: что?, какой?, как? Они помогают припомнить конкретные данные об объектах, на основе которых можно сделать обобщение (называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов).

  8. Поисковые вопросы начинаются со слов «почему», «отчего», «зачем». Эти вопросы требуют установления причинно-следственных связей, обобщений, умозаключений, выводов («для чего нужен почтовый ящик?»; «Почему надо бережно относиться к хлебу?» и др.).

  9. Наводящие и подсказывающие вопросы. Они помогают дошкольникам не только точнее уловить смысл спрашиваемого, но и наталкивают на правильный ответ и дают возможность самостоятельно справиться с заданием, что очень важно для неокрепшего сознания детей.

8. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Их высказывания в этом случае непосредственно опираются на ощущения и восприятие. Наглядный материал используется по-разному: одни предметы воспитатель показывает всей группе (картина, живое существо и т. п.), другие раздает детям (предметные картинки, листья деревьев, семена).

Таким образом, основными особенностями процесса формирования диалогической речи детей среднего дошкольного возраста являются: использование разговора воспитателя с детьми, развитие умений слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать, в соответствии с услышанным  строить  ответ,  дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. Дошкольники приобретают навыки самостоятельного построения игровых и деловых диалогов, освоения правил речевого этикета, использования прямой и косвенной речи.


Список литературы:

  1. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст]: Хрестоматия по общей психологии / Л. С. Выготский. – Москва: Учебно-методический центр «Психология», 2001. –212с.

  2. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В.Хабарова. - СПб.: Детство-пресс, 2011.- 80 с.

  3. Арушанова, А. Г. Истоки диалога [Текст]: Книга для воспитателей. / А. Г. Арушанова, Н. В. Дурова, Р. А. Иванкова, Е. С. Рычагова ; под ред. А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 216 с. \

  4. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - М. : Изд. Инст-та психотерапии, 2001. - 288 с.

  5. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136с.

  6. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов / Н. А. Стародубова. - М. : Изд. центр «Академия», 2008. - 256 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.