12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Семянникова Ирина Михайловна16
3

Особенности имиджа современного учителя английского языка, способствующие мультикультурному воспитанию учащихся.

Особенности имиджа современного учителя английского языка, способствующие мультикультурному воспитанию учащихся.

И.М. Семянникова

Е.В. Шах


Аннотация: В статье рассматриваются особенности профессионального имиджа учителя, в частности учителя английского языка, позволяющие в процессе обучения иностранному языку решать проблемы межкультурного воспитания, а, значит, воспитания в человеке духа солидарности и взаимопонимания, толерантности и «открытости миру».

Ключевые слова: имидж, иностранный язык, учитель, педагог, профессиональный имидж, имидж педагога, имидж учителя, учебные интернет ресурсы, коммуникативные задачи, межкультурное воспитание.


В настоящее время глобальные изменения, сопровождающиеся инновационными технологиями и мощными социальными сдвигами, затронули и систему образования. Эти изменения не могли не затронуть и саму личность педагога, способного работать по-новому, а так же требования к его качествам и компетенциям.

В связи с этим актуализировалась проблема профессионального имиджа педагога, отражающая его значимую роль в позитивном развитии системы образования.

В нашей статье мы обратимся к вопросу формирования имиджа учителя иностранного языка. В переводе с английского «имидж» означает «образ». Можно сказать, что имидж – это образ человека, который складывается среди других людей. Толковый словарь Вебстера дает следующее определение этого понятия: «имидж - искусственная имитация или подача внешней формы определенного объекта, особенно личности. Он является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, направленно формируемым в общественном сознании с помощью паблисити, рекламы или пропаганды».

По утверждению других исследователей, термин «имидж» имеет англоязычные корни и наиболее часто употребляется для определения того образа, который конструируется, создается с целью вызвать желаемые изменения в сознании и поведении людей, оказать на них определенное социально-психологическое воздействие. С точки зрения психологии имидж рассматривается как образ, возникающий в психике человека в процессе восприятия. В социологии понятие «имидж» часто рассматривается через статусный образ: «Имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе». [1, c. 30] А.П. Панфилова, автор книги «Имидж делового человека», определяет имидж как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально – психологическое воздействие на кого – либо в целях популяризации, рекламы, формирования репутации [2, с. 53].

Выделяют разные типы и виды имиджа. Нам же необходимо обратиться к имиджу профессиональному. Профессиональный имидж – образ человека, детерминированный его профессиональными характеристиками. Поскольку имидж учителя относится к профессиональному, необходимо рассмотреть важные слагаемые профессионально – личностного имиджа. Л.К. Аверченко и Г.М. Залесов к таким качествам относят следующие характеристики. Во-первых, профессионализм и компетентность; во-вторых, нравственная надежность. Кроме того, для качественного выполнения своей работы специалисту необходимы не только профессиональные знания и навыки, но и широкие познания в области мировой культуры, освоение общечеловеческих ценностей, таких, как духовность, здоровье и т.д., что можно объединить в понятие гуманитарная образованность. Имидж педагога можно условно разделить на несколько составляющих. Во-первых, это сам образ, то есть некая целостная картинка, которая возникает в сознании людей, когда они видят и воспринимают педагога, а также то, что впоследствии остается в их памяти. Во-вторых, некоторые внешние аспекты, к которым относят манеру поведения, походку, жесты, мимику, одежду, прическу; а также внутренний аспект, включающий в себя интересы, эрудицию, творческий подход, хобби. Не мене важны процессуальный аспект, включающий темперамент, темп, пластичность, эмоции, волевые качества; и ценностный аспект, который определяется жизненной позицией человека, приоритетами, ценностными установками, а также созданной легендой. Огромное значение имеет и профессиональная репутация педагога, к которой можно отнести наработанный практический и теоретический опыт, авторские методики, отзывы детей, родителей, коллег о профессиональной компетентности, профессиональные награды и премии, фото и видео свидетельства его деятельности, авторские сайты и публикации. Важно, чтобы имидж был цельным, когда его внешние проявления не расходятся с внутренними установками учителя, соответствуют его характеру и взглядам. Для создания имиджа учителя важным является также профессиональный антураж, то есть совокупность предметов, которыми себя человек окружает, тем самым проявляя не только свой вкус и свои интересы, но и определенным образом демонстрируя принадлежность к конкретному культурному сообществу специалистов. Например, если в кабинете учителя иностранного языка есть необходимое для работы оборудование (магнитофон, компьютер, интерактивная доска, учебники и методические пособия, словари), то такой специалист будет вызывать больше доверия. Однако такая среда не возникает спонтанно, она целенаправленно формируется и далее влияет на имидж учителя. Иногда созданная учителем среда призвана показать профессиональную и социальную позицию, которую занимает данный учитель в профессиональной сфере. Этого можно добиться при помощи внешней атрибутики - дипломов, благодарственных писем и фотографий в компании известных людей.

Для каждого времени характерны свои требования, предъявляемые к педагогу. Подробные результаты исследования образа педагога отражены в книги Петровой Е.А. [3, с. 53]. Автор показывает, что в каждый исторический период к педагогу предъявлялись разные требования; каждое общество формировало определенные стереотипы образа учителя, что влияло на восприятие представителя педагогической профессии. Исследование, проведенное Т.Н. Щербаковой в студенческой среде в 2010 году показало, что в первую очередь в педагоге студенты хотят видеть образованного и эрудированного человека, знающего основы детской психологии, владеющего методикой преподавания своего предмета, придерживающегося норм этики и эстетики, уважающего личность ребенка, умеющего слушать учащихся и сопереживать, имеющим чувство юмора, имеющего высокую культуру речи. [4, с. 53]. Наиболее значимыми компонентами, формирующими имидж педагога, являются профессиональная компетентность и эрудиция, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импровизация, педагогическое общение.

Существенное значение в этой связи приобретает культурологическая подготовленность современного педагога английского языка, ибо она способствует адекватному транскультурному общению. Такое общение, наряду со знанием культуры другого народа, предполагает владение определёнными навыками и умениями, а именно: соотносить знания об иноязычной культуре со знаниями своей культуры, вести себя в соответствии с требованиями этикета другого народа, выбирать адекватные способы решения коммуникативной задачи. Подбор специфического учебного культурологического материала и активные методы его представления помогают педагогу решить поставленную коммуникативную задачу. В рамках современного урока иностранного языка этому способствует применение цифровых образовательных ресурсов: мультимедийных презентаций, электронных таблиц, обучающих программ на CD-ROM, электронных учебников, учебных интернет ресурсов.

В этой связи хотелось бы поделиться опытом использования на уроках английского языка общеобразовательной школы материалов интернет-портала Macmillan Teacher Plus.

Создание интернет-портала Macmillan Teacher Plus предполагало разработку ресурсов и инструментов с опорой на опыт и пожелания преподавателей английского языка, которые уже достаточно продолжительное время работают с разными группами учеников и используют в своей работе учебные пособия издательства «Macmillan». К таким общеобразовательным учреждениям относится и ЧОУ школа «Эврика» г. Самары, которая уже много лет является Серебряным партнёром издательства.

Ресурсы интернет-портала представляют учителю свободу выбора методических разработок, ознакомления со статьями коллег, а также - что является особенно ценным - подбора великолепных аутентичных материалов по широкому спектру образовательных тем.

Одним из эффективных методов, позволяющих современному учителю широко использовать подобные материалы, является метод проектов, напрямую направленный на овладение учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией. В качестве кросскультурных проектов для школьников на уроках иностранного языка можно предложить следующие: «Профессии в современном мире», «Нормы этикетного общения», «Кухни народов мира», «На каникулах! Отдыхаем в России и за рубежом», «Популярные хобби детей России и Англии», «Глобальные проблемы экологии и их решение в разных странах» и подобные им. В рамках данных проектов учащиеся рассказывают не только о своей собственной жизни, но и знакомятся с реалиями стран изучаемого языка.

Иными словами, происходит коммуникативно-психологическая адаптация обучающихся к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения. А также происходит приобщение школьников к новому социальному опыту с использованием английского языка.

Таким образом, у учащихся формируется целостная система универсальных знаний, умений и навыков, приобретаются знания в различных сферах культуры, как то: социально-экономической, политико-правовой, в сфере науки и религии, экологической, эстетической, коммуникативной, бытовой, досуговой и других. В этой связи особую ценность приобретают профессионально-имиджевые характеристики преподавателя, поскольку в процессе обучения иностранному языку решаются проблемы межкультурного воспитания, а значит, воспитания в человеке духа солидарности и взаимопонимания, толерантности и «открытости миру», что само по себе является важнейшей составляющей процесса культурного развития современного школьника.


Abstract

This article deals with specific features of the English language teacher professional image which enable to solve problems of cross-cultural upbringing while teaching a foreign language. In the process of studying students develop better perception of such notions as cooperation, mutual understanding, tolerance and being “people of the world”.

Key Words: image, foreign language, teacher, professional image, image of a teacher, educational online resourses, communicative aims, cross-cultural upbringing.


Литература

1. Панасюк А.Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. - М.: РИПОЛ

2. Панфилова А.П. Имидж делового человека. М.,2007.

3. Петрова Е.А. Имидж педагога. М.,2003.

4. Щербакова Т. Н. Профессиональный имидж современного учителя иностранного языка // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 200-203


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.