Статья «Особенности конструирования урока по основам безопасности жизнедеятельности в современной информационной образовательной среде»
Особенности конструирования урока
по основам безопасности жизнедеятельности в современной информационной образовательной среде
Л.В. Линд, учитель ОБЖ муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 99» г. Новокузнецка
Модернизация современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования выделяет информатизацию образования в качестве одного из приоритетов. Информационная образовательная среда меняет способы представления и усвоения знаний, меняет характер взаимодействия между субъектами образовательного процесса, меняет весь процесс профессиональной методической деятельности каждого учителя.
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, знания и умения применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, оказать первую помощь пострадавшим [1].
На уроках ОБЖ обучающиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях, последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО). Одной из важнейших задач курса является военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое основывается на ярких примерах мужества реальных людей, героического прошлого нашей страны.
В изучении курса ОБЖ важно сохранить баланс между теоретической составляющей и практикой, так как в результате у выпускников должен сформироваться четкий алгоритм действий, и отработаны практические навыки поведения в экстремальных ситуациях. Кабинет ОБЖ в школе полностью укомплектован необходимыми учебными пособиями, среди них противогазы, компасы, перевязочные пакеты, манекены-тренажеры и др.
Проведение уроков ОБЖ с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении, средство, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность обучающихся, увеличить эффективность урока. В нашей школе имеется достаточная материально-техническая база для создания полноценной предметной информационной образовательной среды. Выбор способов организации деятельности обучающихся и методов использования информационных технологий напрямую зависит от тематики урока и планируемых результатов. Чтобы идти в ногу со временем, учитель ОБЖ должен умело применять инструментальные средства программного обеспечения связанного с предметной деятельностью педагога.
Целесообразно использование печатных раздаточных материалов, интернет - ресурсов, интерактивной доски, мультимедийного сопровождения урока, контроля уровня знаний с использованием тестовых заданий и систем опроса SMART RESPONSE, дистанционного взаимодействия с обучающимися и родителями (законными представителями) посредством электронного журнала и др.
Стандартные офисные и компьютерные программы и оборудование позволяют создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению со стандартным «рисованием от руки» и переписыванием (либо ксерокопированием). Можно создавать различные документы, подготовить раздаточный материал для уроков, тексты контрольных работ, тесты, помочь оформить школьникам пояснительные записки к творческим проектам, дополняя их рисунками, таблицами и диаграммами.
Специфика предмета ОБЖ заставляет применять в качестве наглядного материала множество фотографий, рисунков, схем. Необходимый материал можно получить, используя собственные фотографии или готовые из различных мультимедийных источников (методом копирования или скриншота экрана). Рисунки, диаграммы схемы изготовить с помощью графических редакторов или использовать их из книг, газет, журналов и интернет - источников.
Современные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью мультимедийных слайдовых презентаций. Визуализация информации позволяет активизировать у ребенка основной - зрительный канал получения информации. При конструировании урока с использованием презентации необходимо учитывать возраст ребенка, особенности его восприятия, так для обучающихся 5-6 классов целесообразно умеренное использование анимации и звуковых эффектов, а для 8-9 класса важнее информационная насыщенность и лаконичность слайда. Наиболее эффективно сочетание данного метода с традиционными методами (устный ответ, письменная работа, беседа).
Уникальные возможности для учителя ОБЖ предоставляет использование учебных мультипликационных и видеофильмов, видеороликов фрагментов телевизионных программ и пр. Применение короткометражных развивающих мультфильмов на уроках ОБЖ в 5-6 классов помогает заинтересовать ребят. При изучении блоков «Чрезвычайные ситуации природного характера» и «Техногенные аварии» в 7- 8 классах широко применяется просмотр и обсуждение фрагментов из новостных программ, в которых рассказывается о последствиях масштабных катастроф, подростки искренне сопереживают пострадавшим, вырабатывают для себя правильный алгоритм действий для спасения в ЧС. Для старшей возрастной группы эффективно использование роликов социальной рекламы, пропагандирующей здоровый образ жизни. Для решения задач по патриотическому воспитанию необходимо подбирать фрагменты документальных фильмов, телевизионных передач, повествующих о биографии и мужественных поступках реальных людей, судьбах воинов при ведении боевых действий и в мирной жизни.
Здоровье сберегающие технологии тоже предполагают использование на уроке мультимедийного оборудования для проведения динамических пауз, двигательной гимнастики для глаз или релаксации.
Современные интерактивные доски и программное обеспечение позволяют обучающимся стать полноценным субъектом образовательного процесса. Выполнение различных заданий с использованием интерактивной доски способствуют формированию предметных, метапредметных результатов и универсальных учебных действий. Уроки, разработанные с использованием технологии SMART- занимательны, направлены на полноценное взаимодействие учащихся между собой и учителем. Специальные эффекты и инструментальные возможности программного обеспечения позволяют подготовить задания на сравнение, выявление несоответствий, выработку верного алгоритма действий и др.
Поиск нужной информации, презентации и «интерактивные уроки» требуют тщательной внеаудиторной подготовки, но существенно расширяют возможности творчества учителя, формируют компетенции различного уровня, как учителя, так и ученика.
Тесты в современном учебном процессе широко внедряются в практику изучения многих предметов, в том числе в преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Наличие компьютерной программы, позволяющей самим создавать подобные тесты, решает сразу несколько задач.
Контроль уровня знаний с использованием систем опроса SMART RESPONSE упрощает работу учителя, сокращая время на обработку тестовых заданий. В программе имеется возможность разработки тестов разного уровня сложности, при этом удается избежать негативной эмоциональной окраски при проведении контроля знаний, так как у учащихся работа с пультами для голосования ассоциируется с игрой. Другие варианты использования системы: проведение рефлексии в конце урока, анкетирование, анонимные опросы, изучение общественного мнения и т.д.
Современные реалии предъявляют новые требования к системе образования. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. Особая роль при этом отводится использованию ресурсов и возможностей интернета в педагогической практике учителя. Это удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес обучающихся к приобретению знаний, облегчить учителю и ученику подготовку к занятиям.
Интернет-ресурсы предлагают богатейший материал для подготовки обучающимися сообщений и рефератов, но чтобы исключить возможность бездумного копирования информации каждому дается индивидуальное задание. Тема конкретизуется в плане реферата, следуя пунктам плана, ученик и подбирает Интернет-информацию. Составление плана реферата и работа по нему развивает логическое мышление школьников, дисциплинирует их сознание. По такому плану найти готовый реферат в интернете невозможно, что гарантирует исключение прямого плагиата со стороны обучающихся, так как потребует самостоятельной правки и связывания частей текста между собой. Тем не менее, готовые работы проверяются на совпадение (плагиат) и защищаются. Творческую активность школьников при написании реферативной работы стимулирует внесение в текст рисунков, схем, графиков.
При использовании интернет - ресурсов важно умение находить достоверные источники. Среди них, сайты общественных организаций и движений, тематические образовательные ресурсы, информационно-справочные системы, электронные периодические издания, форумы и конференции. Подобные сайты могут содержать достоверную информацию, при этом отражают разные точки зрения на одни и те же вопросы. Работа с разными источниками способствует формированию критического мышления у
обучающихся. Рекомендуемые цифровые образовательные ресурсы по ОБЖ:
• Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru/
Сайт о борьбе с наркоманией http://www.narkotiki.ru/
МЧС России http://www.mchs.gov.ru/
Первая медицинская помощь http://www.meduhod.ru/
Все о пожарной безопасности http://www.0-1.ru/
Пожарная охрана России http://www.fireman.ru/ и т.д.
Для учителя ОБЖ ресурсы интернета тоже представляют огромную ценность. В современном мире – это возможность самообразования и повышения квалификации учителя, диссеминации педагогического опыта, получение нормативно-справочных документов, использование на уроках и внеклассных мероприятиях методических и дидактических материалов, имеющихся в сети, разработка собственных материалов и их публикация, знакомство с новыми книгами, учебниками, методической литературой и их приобретение, участие в заочных конференциях и конкурсах, общение с коллегами.
Важной составляющей современной информационной среды является взаимодействие с обучающимися и родителями (законными представителями) посредством электронного журнала. Коммуникационный канал позволяет отсутствующему на уроке ребенку узнать тему, домашнее задание и сроки выполнения. А родителям легче произвести мониторинг присутствия ребенка на уроке, текущих и итоговых оценок, а возможно замечаний учителя.
Компьютер облегчает деятельность учителя ОБЖ в школе, храня массу данных и программ, необходимых в работе, помогая быстро подготовить планы, отчёты, дидактические и методические пособия, по сути своей – это целый рабочий комплекс, обеспечивающий быстрый поиск нужной информации и её представление в удобном для пользователя виде. Применение компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ в общеобразовательной школе позволяет повысить качество и модернизировать процесс обучения, при условии тщательной и продуманной подготовки к уроку.
Применение информационно - коммуникационных технологий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует развитию личностных результатов у школьников; формированию у обучающихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; укреплению межпредметных связей, обеспечению комплексного подхода в изучении изучения явлений действительности; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов образовательного процесса.
Библиографический список
Федеральный государственный образовательный стандарт // интернет-издание издательства «Просвещение». [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.- М.,2008-2013. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=228