Статья «Особенности обучения аудированию в образовательной среде школы»

1
0
Материал опубликован 23 September 2021


 

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

Аннотация. Постоянно растущие потребности в свободном владении английским языком во всем мире привели к тому, что ученые-лингвисты, преподаватели уделяют приоритетное внимание поиску более эффективных способов обучения языковым навыкам, одним из которых является аудирование. Владея данным видом коммуникативной деятельности, человек понимает все что ему говорят, и адекватно реагирует на сказанное, конвертируя свои мысли в ответ. Это является основой диалогической речи. Речевая особенность аудирования как вида коммуникативной активности играет особую роль на различных этапах овладения английским языком, в связи с чем каждый современный преподаватель или учитель английского языка обязательно включает в свой урок задания на прослушивание. В статье рассматривается важность аудирования при обучении иностранному языку, выделяются подходы, которые можно использовать при прослушивании текста, представляются стратегии аудирования, а также предлагается наиболее удобный и распространенный способ обучения аудированию на занятиях.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует современную школу на формирование универсальных учебных действий, в том числе связанных с иноязычной компетенцией. В рамках образовательных стандартов перед педагогами поставлены задачи, которые требуют новых подходов к содержанию образования, организации учебного процесса и технологиям обучения. Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития. Предмет «Иностранный язык» формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию его чувств и эмоций. Наряду с этим владение иностранными языками в наши дни стало одним из важнейших средств социализации, успешности в профессиональной деятельности человека. Без владения иностранным языком как средством межкультурного общения активная жизнь и успешная карьера личности в современных условиях становятся невозможны. Поэтому основная функция школьного иноязычного образования сегодня — это систематическое обучение и воспитание, направленные на овладение иностранным языком как средством опосредованного и непосредственного общения с носителями языка, средством познания чужой и своей национальных культур.

В последние годы обучение аудированию вызывает больший интерес, чем в прошлые. Вступительные экзамены в университеты, выпускные и другие экзамены теперь часто включают этот компонент прослушивания, признавая, что навыки аудирования являются основным компонентом владения вторым языком.

Аудирование в последние годы постоянно рассматривается в отношении не только понимания, но и как способ изучения языка. Поскольку прослушивание может обеспечить большую часть входных данных, необходимых для понимания иноязычной речи, и данных, которые учащиеся получают при изучении языка, важным вопросом является то, как внимание к языку, который слушатель слышит, облегчает изучение второго языка. В связи с этим возникает вопрос о сознательном осознании языковой формы, а также о том, как такая индивидуальная функция, как «замечать» может быть частью процесса, с помощью которого учащиеся могут включать новые словоформы и структуры в свою развивающуюся иноязычную коммуникативную компетенцию.

Интересным представляется взгляд автора книги «Обучение аудированию и устной речи» Д.С. Ричардс на механизмы восприятия речи на слух. Автор выделяет два основных процесса: «восходящий» (bottom-up) и «нисходящий» (top-down).

При «восходящем» процессе, понимание рассматривается как процесс дешифрирования услышанного. Уровень лексической и грамматической языковой компетенции - это отправная точка для «восходящей» обработки информации при аудировании.

Услышанное анализируется на предмет знакомой лексики и знание грамматических структур позволяет выстроить связи между предложениями и частями аудио текста. Согласно Кларк, Кларк (1979) кратко данный механизм восприятия можно описать следующими стадиями:

1. Учащиеся воспринимают речь и сохраняют ее фонологический образ в рабочей (оперативной) памяти;

2. Они сразу же пытаются организовать фонологический образ в непосредственно составляющие предложения, определяя их содержание и функцию;

3. Учащиеся выстраивают предложения в логическом порядке;

4. Определив смысловое значение услышанного, учащиеся сохраняют в оперативной памяти смысл аудио текста, а не фонологический образ. Таким образом, точные слова аудио текста из памяти вытесняются.

При «восходящем» механизме обработки информации, слушающий мысленно разбивает текст на компоненты, что позволяет выделить главное в каждом из компонентов.

Тогда как при «восходящем» способе понимание происходить от языковых структур к значению, то при «нисходящем» способе, наоборот, от значения к языковым структурам. Фоновые знания, необходимые для понимания речи, могут быть ранее полученные знания лексических единиц по данной теме, похожих ситуаций и возможных причинно-следственных связей между ними.

Типичная последовательность заданий на аудирование в современных учебных материалах включает в себя последовательность упражнений из трех частей (предварительного прослушивания, прослушивания основного текста и последующего аудирования) и содержит действия, которые связывают восходящий и нисходящий подходы к аудированию. Период предварительного прослушивания подготавливает обучающихся как к нисходящей, так и к восходящей обработке прослушиваемого сообщения путем действий, включающих активацию предварительных знаний у слушателя, прогнозирование текстовых событий в прослушиваемом сообщении, анализ ключевого вокабуляра текста. Во время аудирования обучающийся фокусирует внимание на понимании сообщения-текста с помощью различных упражнений, которые требуют выборочного прослушивания. Следующий этап действий после прослушивания обычно включает в себя ответ на понимание и может потребовать от обучающихся высказать мнение по теме аудируемого текста. Однако он также может включать в себя восходящий процесс аудирования, если преподаватель и слушатели подробно изучают тексты или части текста, сосредоточив внимание на разделах, которые обучающиеся не смогли услышать. Это может быть связано с микроанализом разделов текста, что может помочь обучающимся узнать такие языковые средства как сокращения слов, эллипсис и другие особенности разговорного дискурса, которые они были не в состоянии услышать, обработать или признать.

Существуют различные схемы включения стратегий в занятия по развитию навыков аудирования. Приведем наиболее распространенную и понятную схему обучения аудированию на занятии по иностранному (английскому), состоящую из так называемых шагов:

Шаг 1. Предварительное прослушивание. Обучающиеся в парах предсказывают возможные слова и фразы, которые они могут услышать. Они записывают свои предположения. Они могут написать несколько слов на своем родном языке.

Шаг 2. Первое прослушивание. Слушая текст, обучающиеся подчеркивают или обводят те слова или фразы (включая эквиваленты на родном языке), которые они правильно предсказали. Они также записывают новую информацию, которую слышат.

Шаг 3. Обсуждение в парах. В парах обучающиеся сравнивают то, что они поняли, и объясняют, как они пришли к пониманию. Они определяют те части текста, которые не поняли или не услышали, и отмечают те части текста, которые требуют внимания во втором слушании.

Шаг 4. Второе прослушивание. Обучающиеся слушают те части, которые они прежде не поняли или не услышали и делают заметки о любой новой информации, которую они слышат.

Шаг 5. Обсуждение со всеми обучающимися. Преподаватель проводит дискуссию, чтобы убедиться, что обучающиеся правильно поняли текст.

За последние годы различные исследования и теории заставили переосмыслить подходы, связанные с аудированием при изучении иностранного языка, а также пересмотреть само преподавание аудирования. Метод, основанный на когнитивном понимании природы прослушивания, определяет, каким образом аудирование опирается на различные виды знаний – как лингвистические, культурные, так и контекстуальные – и подчеркивает необходимость в помощи учащимся понять и использовать восходящий и нисходящий процессы при обучении аудированию, а также использовать эффективные стратегии прослушивания. Эффективные подходы к обучению аудированию должны проводить четкое различие между обучением и тестированием, а также предоставлять учащимся ориентированную практику использования соответствующих навыков аудирования для конкретных целей прослушивания в зависимости от их потребностей и уровня владения ими.


 

Список использованной литературы.

Казеичева И.Н. Некоторые вопросы проблемы преемственности в         системе непрерывного образования // Формирование нравственно-эстетической культуры личности в рамках непрерывного образования «Детский сад – школа – вуз» (Материалы научно-практической конференции). – Изд. Центр МГОПИ, 2006. – С. 36 – 41.

Колкова М.К. Обучение иностранным языкам.- СПб: Издательство КАРО, 2003.

Колпакчи М.А. Дружеские встречи с английском языком. – 2-е изд. – СПб, 1993.

Коменский Я.А. Учитель учителей - М., «Карапуз», 2008

Коновалова, Л.В. Средства повышения эффективности урока / Л.В.Коновалова // Иностранные языки в школе: научно - методический журнал. - 1990.-№4.-С.61-66.

Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранным языкам. СПб., 2006.

Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие. 

Королева Е.В., Кальщикова Ю.Р. Использование стратегий при обучении аудированию на уроках английского языка // Актуальные проблемы лингводидактики и методики организации обучения иностранным языкам. Сборник статей. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2015, С. 129-134.

Котикова Л.Н. Эффективные принципы и технологии в обучении и изучении иностранного языка // Вопросы современной лингвистики и методики обучения иностранным языкам в школе и вузе [Электронный ресурс]: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции (15 января 2014 года) / А.А. Авилова [и др.]. Электрон. текстовые данные. Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2014. с. 115-122. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iprbookshop. ru/51784.html

Шилина Е.П. Психологические аспекты и стратегии аудирования иноязычной речи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shkolnie.ru/ informatika/20816/index.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации