12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Катышева Татьяна Александровна37
Россия, Нижегородская обл., р.п. Ветлужский
1

Статья «Технология подготовки урока иностранного языка в современной информационной образовательной среде»

Технология подготовки урока иностранного языка в современной информационной образовательной среде.

Катышева Татьяна Александровна,

 учитель английского языка МАОУ Ветлужской СОШ

Введение федеральных государственных образовательных стандартов изменило представление о системе образования в целом.

Цель современного образования:

развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу;

включение социально-ценностной активности личности;

обеспечение возможностей эффективного самообразования.

В связи с этим, чрезвычайно важна технология подготовки урока иностранного языка в современной информационной образовательной среде.

@ Цель работы: выяснить инновационный характер стандарта второго поколения, новое в подготовке урока, в деятельности учителя, в принципах и этапах проектирования урока.

Инновационность стандартов заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.

Новая цель образования требует новые средства обучения, новое содержание образования, новые технологии, новое целеполагание для учителей и учащихся, новые требования к подготовке учителя.

Стандарт закрепил  требования к результатам (личностным, предметным и метапредметным) освоения основных образовательных программ, включая предмет «Иностранный язык».

@ Что такое ИОС?

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; информационных и коммуникационных технологий, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

@ Из определения информационно-образовательной среды образовательного учреждения мы выделяем понятие информационно-образовательная среда урока. Ей присуши следующие характеристики, обеспечивающие достижение планируемых образовательных результатов: гибкость организационной структуры обучения, целостность, открытость, полифункциональность, вариативность, визуализация, интерактивность. Остановимся более подробно на этих значимых для организации учебного процесса характеристиках информационной образовательной среды.

Гибкость организационной структуры обучения. Специфика профессиональной деятельности учителя в условиях работы в новой информационной образовательной среде определяется, в частности, тем, что сама среда имеет гибкую структуру и набор средств обучения, изменяющихся в зависимости от применяемых учителем образовательных технологий.

Целостность, т. е. внутреннее единство компонентов среды, благодаря которой обеспечивается целесообразная логика развёртывания процесса обучения: определяются планируемые образовательные результаты и связанные с ними деятельность учителя и деятельность учащихся. Целостность возникает в результате сознательных действий субъектов учебного процесса. Она конструируется с учётом инвариантного содержания учебного материала, оптимальных методов и способов обучения, содействующих достижению целей обучения.

Открытость как результат взаимодействия среды с информационным образовательным пространством. Неограниченные ресурсы позволяют организовать вариативное обучение, отвечающее субъектным позициям и запросам всех участников образовательного пространства.

Полифункциональность. Среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Вариативность. Каждому учащемуся предоставляется возможность самому выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию и двигаться по ней, достигая запланированных образовательных результатов. Кроме того, вариативность предполагает ещё и различный подбор фрагментов содержания в зависимости от поставленных задач. Такой подход вызван избыточностью информационной образовательной среды.

Визуализация — представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительского восприятия.

Интерактивность предоставляет условия для оперативного контроля учебных достижений, доступа к разнообразным источникам учебной информации, организации индивидуальной работы школьников, развития их познавательной самостоятельности и творчества средствами ИКТ, возможности использования новых педагогических инструментов для решения учебных задач (тем самым расширяя крут решаемых задач), возможности перехода к принципиально новым моделям изучаемых процессов и объектов с возможностями их оперативного анализа, исследования и экспериментов с ними и г. д.

@ Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Формирование информационно-образовательной среды в учреждении открывает возможности для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.

При проектировании уроков английского языка ИОС - это инструмент, позволяющий не только решать задачи  развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка, повышать мотивацию, а значит и качество своей работы, но и сделать занятия более продуктивными, современными, интересными и увлекательными для своих учащихся. 

@ Обучение в ИОС по сравнению с традиционной системой обучения

Увеличиваются возможности выбора (средств, форм, темпа…и т.д.)

Увеличивается доступность информации

Повышается мотивация (за счёт интерактивности, наглядности, занимательности)

Повышается значимость самостоятельной работы и формирования критического мышления

Активнее используются методы взаимообучения

Создаётся установка на непрерывное образование в течение всей жизни

Отличие урока в традиционной среде и в ИОС: (таблица)

@

Основные возможности Учителя:

Проведение наглядных и интерактивных уроков

Создание викторин и контрольных работ

Разработка тематических планов

Использование готовых материалов или создание собственных

Ведение проектной деятельности

Обмен педагогической информацией коллегами

Просмотр работ учащихся

Ведение электронного классного журнала

Информационно-образовательная среда как педагогическая система определяет новую роль учителя, на которого возлагаются следующие функции:

координирование познавательного процесса;

корректировка преподаваемой дисциплины;

консультирование при составлении индивидуального учебного плана;

руководство учебными планами, учебными проектами.

Должна оставаться главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития.

Основные возможности Ученика:

Создание структуры папок для систематизированного хранения информации

Поиск готовых уроков и медиаобъектов

Самостоятельная разработка презентаций по предметам

Использование электронной библиотеки

@ Дидактические принципы проектирования урока в информационной образовательной среде

В ходе проектирования учебного процесса в современной информационной образовательной среде следует помнить, что он должен отвечать важным дидактическим принципам, содержание которых оптимизировано с позиций деятельностного подхода. Дидактические принципы построения урока в информационной образовательной среде являются важным инструментом анализа планируемых образовательных результатов.

В настоящее время конкретизировано и представлено на инструментальном уровне содержание принципов научности, визуализации, системности, активности, кооперации, принципа сознательности и индивидуализации. Рассмотрим подробнее содержание каждого из них.

Принцип научности является одним из основных дидактических принципов.

В современном представлении он определяет как отбор содержания учебного материала, так и способы его усвоения, адекватные научному знанию.

В соответствии с этим учащиеся должны получить навыки научного поиска, освоить современные методы познания.

Принцип визуализации указывает на необходимость создания у школьника чувственного представления об изучаемом объекте в современной его трактовке, выдвигает требование предъявлять модель изучаемого объекта или процесса в форме, позволяющей наиболее чётко раскрыть существенные связи и отношения объекта. Такие связи и отношения модели могут быть подчёркнуты и усилены возможностями средств ИКТ.

В современной дидактике особо выделяется принцип системности. Он включает в себя идеи общенаучного метода системности, логику системного раскрытия объектов и явлений изучаемой действительности. Согласно этому принципу необходимо выделять в объектах или явлениях, представляемых с помощью средств ИКТ, основные структурные элементы и существенные связи между ними, позволяющие представить этот объект (явление) в целостном виде.

Принцип активности призван указывать критерии выбора наиболее рациональных видов деятельности учащихся. Таким критерием является адекватность содержания действий ученика усваиваемой информации, причём активность выступает как требование воспроизведения школьниками не только предметных, но и собственных учебных действий, в ходе которых и происходит освоение предметных умений.

Принцип индивидуального подхода в современном понимании базируется на идеях личностного подхода к обучаемому как к субъекту деятельности. Содержание этого принципа предстаёт как система индивидуализированных приёмов и способов сотрудничества учителя с учащимися в рамках современного педагогического мышления.

Принцип кооперации отражает совместную деятельность педагога с учащимися, когда каждый из участников выполняет определённые функции, при этом учитель прежде всего стремится создать условия для развития школьников, которые должны быть ориентированы на достижение новых образовательных результатов.

Учебный процесс в информационной образовательной среде строится как интегрированная система, состоящая из многих компонентов, которые соответствуют урочной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения. Важнейшим качеством учебного процесса в такой среде на базе применения средств ИКТ является его целостность, а также взаимосвязь всех компонентов — блоков.

@В состав учебного процесса в информационной образовательной среде входит пять блоков:

Ценностно-целевой;

Программно-методический;

Информационный;

Коммуникационный;

Технологический.

@Этапы проектирования урока

Этапы проектирования урока в информационной образовательной среде.

Переход к работе в информационной образовательной среде предполагает изучение и анализ педагогом возможностей, методов, форм и средств обучения, характерных для этой среды, а также видов учебной деятельности школьников, обеспечивающих получение ожидаемых результатов.

Проектирование учебного процесса в информационной образовательной среде представляет собой реализацию определённой последовательности этапов.

Этапы подготовки урока в ИОС:

1.Определение  и анализ планируемых образовательных результатов

2.Подбор видов  учебной деятельности и методов обучения, соответствующих запланированным образовательным результатам..

3. Отбор средств обучения для реализации новых видов учебной деятельности.

В помощь учителю  разработана Технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде, учитывающая поэтапное проектирование урока. Её использование позволит выстроить урок с учётом требований ФГОС и сэкономить усилия учителя по проектированию каждого из этапов структуры урока.

При этом каждый урок конструируется учителем с учетом как общих, так и индивидуальных особенностей школьников, исходя из условий и специфики данной общеобразовательной организации, в которой будет происходить процесс обучения.

Потенциал ИОС позволяет достичь новых образовательных результатов и предоставляет учителю большие возможности в конструировании урока.

Для учителя ИОС – это и источник информации, и уникальная возможность постоянного профессионального роста и самосовершенствования, возможность повышать свой уровень владения языком и активно приобщать к этому своих учеников.

Сегодня существует множество направлений и способов применения ИКТ (ресурсы Интернет, аудио и видео материалы, мультимедийные программы и т.д.), при этом главное для учителя - с умом распорядиться этими ресурсами, чтобы урок был интересным для учащихся, эффективным с точки зрения прочного овладения видами речевой деятельности и способствовал формированию положительной мотивации.

Желаю вам успеха в освоении технологии подготовки современного урока в информационной образовательной среде.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.