12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ЛАПКО ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА5318
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Донецк
Материал размещён в группе «Математика - наука великая»
3

Контрольно - оценочная деятельность на уроках математики при дистанционном обучении

КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ


Лапко И. В., учитель математики

МОУ «Школа № 80 г. Донецка»


Система контроля и оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету. У школьников необходимо развить умение критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения. «Действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостаёт». От того, насколько у человека развита способность проверить и оценить то, что им сделано, зависит его учебная самостоятельность.

Наиболее распространенными видами контроля являются:

– контроль по конечному результату, суть которого состоит в сверке полученного решения с имеющимся ответом или в сверке результатов выполнения задания с образцом такого выполнения на доске или в тетради товарища;

– пошаговый контроль, осуществляемый в тех случаях, когда ориентировочная основа деятельности представлена в виде пошаговой программы (алгоритма, схемы и т.д.).

В соответствии с формами обучения на практике выделяются такие формы контроля:

индивидуальная, групповая, фронтальная.

Различают такие типы контроля:

- внешний контроль учителя за деятельностью учащихся,

- взаимоконтроль, - самоконтроль учащихся.

Особенно важным для развития обучающихся является самоконтроль, потому что в этом случае осознается правильность действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

На уроках математики чаще всего используются следующие методы контроля:

- устный опрос, - письменный контроль, - диктант,

- зачет, - контрольная работа, - тест.

Дистанционное обучение вносит свои коррективы в контрольно – оценочную деятельность. Главная проблема оценивания при такой форме обучения – необъективность. Средством повышения объективности в методических рекомендациях эксперты называют «устойчивые ориентиры на методы и инструменты объективной оценки». Рассмотрим некоторые из них.

Сократить объем текущего контроля

В условиях дистанции привычные проверочные и контрольные работы в необходимом объеме провести фактически невозможно. Кроме того их результаты не всегда будут показательными, ведь появляется множество дополнительных факторов: дома учащиеся отвлекаются, интернет может быть нестабильным, возможна помощь друзей или родственников, появляется масса возможностей списать. Поэтому рекомендуется сократить объем текущего контроля с отметкой до одного раза в неделю. Это позволит накапливать отметки, не перегружать учащихся и уделять больше времени подготовке заданий для контроля.

Использовать приемы формирующего оценивания.

Основа формирующего оценивания – обратная связь. В условиях дистанционного обучения можно использовать разные формы обратной связи, чтобы понять, как усвоен учебный материал. Также приемы формирующего оценивания позволят распространить опыт отдельного ученика или группы на весь класс.

Ввести «накопительную» отметку.

Организовать устную и письменную работу на онлайн-уроке в том же объеме, что и на уроке в классе, невозможно. Этому препятствует и время урока, и технические сложности. Поэтому и текущие отметки за такую работу накапливать в нужном объеме не получится. Решить эту проблему поможет накопительный подход к отметке. Можно выделить 3–5 минут урока на фронтальную преимущественно устную работу с учащимися. За это время можно задать вопросы нескольким учащимся, но выставить отметку такой работы одноразово недостаточно. Но работу можно накапливать.

ПРИМЕР. На первом уроке учащийся верно отвечает на вопрос, педагог фиксирует «красную» отметку – это первичная отметка, которая пока не идет в журнал. На следующем уроке тот же учащийся комментирует решение задачи – учитель фиксирует «желтую» отметку, она может быть как выше, так ниже «красной». Наконец, индивидуально этому учащемуся дается задание определенного уровня. За его выполнение учитель выставляет в журнал «зеленую» отметку с учетом предыдущих «красной» и «желтой» отметок. Такой подход позволит накапливать отметки за объем работы учащегося.

Использовать дифференцированные задания.

Дифференцированные задания – это разноуровневые задания на проверку одного и того же предметного результата.

В очном обучении такие задания предполагают дифференцированную оценку. Если учащийся выполнил задания только базового уровня, он может получить максимум 3; 4 получит учащийся, который справился с заданиями повышенного уровня; 5 – учащийся, который выполнил задания высокого уровня.

При дистанционном обучении такой подход также можно реализовать, но это очень трудоемко. Поэтому надо использовать вариант с поправкой на дистанционное обучение. Цель таких занятий – помочь учащимся успеть освоить программу в сжатые сроки в непривычных условиях. Уровень, на который нужно ориентироваться – базовый. Задания базового уровня должны верно выполнять все учащиеся. Можно предлагать задания этого уровня на уроках и не оценивать отметкой, но обязательно дать обратную связь по выполнению. Задания повышенного и высокого уровня предложите давать на дом. Также задания высокого уровня можно прорабатывать с мотивированными учениками на индивидуальных и групповых консультациях.

Не менять критерии оценивания

Учащиеся должны понимать, что и как оценивается учителем. Поэтому с переходом на дистанционное обучение не надо менять сложившиеся до этого в работе критерии оценивания. Если же смена критериев – вынужденная мера, то надо обязательно разъяснить новшества ученикам. Например, если вводится дифференцированное оценивание.

Использовать вариативные задания

Чтобы учащиеся не списывали задания друг у друга и показывали реальный уровень владения материалом, необходимо индивидуализировать задания. Для проверки одного итого же предметного результата или группы результатов готовятся различные варианты заданий. Каждый раз класс делится на группы перед тем, как провести контроль или дать домашнее задание. Группы каждый раз должны быть разными. Каждой группе выдается собственный вариант. Нужно заготовить 4–5 вариантов. Например, при подготовке набора примеров на отработку одного и того же правила используются разные числа. Такие вариативные задания снизят риск получить списанную работу.

Все это возможно при наличии равных условий и равных возможностей пользоваться интернетом всеми обучаемыми учащимися. В приложениях даны задания, которые использовались при дистанцинном обучении в 2019 – 2020 учебном году.

ЛИТЕРАТУРА

1. Запрудский Н.И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся: пособие для учителя/ Н.И. Запрудский.-Минск: Сэр-Вит, 2012.

2. Никишина И.В. «Инновационная деятельность современного педагога». - Волгоград, Учитель, 2014.

3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2012.

4. Темербекова А.А., Чугунова И.В., Байгонакова Г.А. Методика обучения математике. Учебное пособие. С-П.: Лань, 2015.

5. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика 6 класс –

М.: Вентана-Граф, 2014.

Приложение 1.

Опросник для самодиагностики математических знаний и умений по теме «Умножение и деление десятичных дробей» в 6 классе


ФИ_________________________________________________________

Класс ______________________________________________________

Дата _______________________________________________________


«+»

«-»

1. Я могу записать десятичную дробь в виде обыкновенной дроби



2. Я могу сравнивать дроби с разными знаменателями



3. Я могу округлять десятичные дроби



4. Я могу приводить дроби к общему знаменателю



5. Я могу умножать обыкновенные дроби



6. Я могу делить обыкновенные дроби



7. Я могу решать простейшие уравнения







Приложение 2

Примеры использования тестов с самопроверкой

при организации повторения в 6 классе


«Отношения. Пропорции. Проценты».
https://testedu.ru/test/matematika/6-klass/proporczii-i-proczentyi.html
.

«Уравнения. Решение задач» https://testedu.ru/test/matematika/6-klass/uravneniya.html.


«Десятичные дроби и проценты»
https://onlinetestpad.com/ru/test/34938-desyatichnye-drobi-i-procenty


«Действия с десятичными дробями. Решение задач»

https://banktestov.ru/test/47487



Опубликовано в группе «Математика - наука великая»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.