12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александра677
Россия, Сарапул

Пандемия, вызванная распространением COVID-19, привела к росту цифровизации образования, радикальной трансформации образовательных форматов и переходу на инновационные технологии в образовательном процессе. Неожиданный и в то же время бесценный опыт, который в условиях борьбы с пандемией позволил нам сделать вынужденный переход на дистанционное обучение.

В период пандемии благодаря инновационным, цифровым технологиям у педагогических работников появилась возможность не останавливать образовательный процесс, а осуществлять его в наиболее привлекательной для учеников форме.

Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. Дистанционное обучение – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

Выделяются следующие основные направления (модели) внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:

обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы;

обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения (находящихся на госпитализации в медицинских учреждениях, санатории, дома и т.п.);

обеспечение доступности качественного общего образования на профильном уровне; 

 обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина;

 обеспечение возможности дополнительного образования;

обеспечение возможности обучения по отдельным предметам с использованием дистанционных технологий;

Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, обозначено одним из основных мероприятий в Федеральной программе развития образования, обеспечивающих развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Считается, что распространение дистанционных образовательных технологий в результате реализации вышеназванной программы позволит обеспечить вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство.

Существует три варианта проведения удаленных занятий: синхронное, асинхронное и смешанное дистанционное обучение.

Вариант 1. Синхронное обучение

Это занятия в режиме реального времени. Вы выходите на связь с учениками и активно с ними взамодействуете: отвечаете на вопросы, вовлекаете в упражнения, проверяете домашнюю работу. Синхронное обучение — самый трудозатратный для педагога способ провести онлайн-занятие.

Формы синхронного дистанционного обучения:

видеоконференции;

чаты;

вебинары.

Преимущества синхронного обучения:

Личное взаимодействие создает эффект присутствия и уменьшает чувство изоляции.

Вы быстро реагируете на вопросы учеников и помогаете им разобраться в теме урока.

Наличие конкретного учебного времени дисциплинирует учеников.

Недостатки синхронного обучения:

У вас или у ваших учеников могут возникнуть проблемы со связью.

Вам может быть сложно планировать время занятия и его организацию.

Вариант 2. Асинхронное обучение

Вы отправляете учебные материалы ученикам, а они выполняют задания в своем темпе. Здесь важно четко указывать сроки сдачи заданий и строго их соблюдать. При асинхронной методике на учеников возлагается больше ответственности за изучение материала, чем обычно.

Формы асинхронного дистанционного обучения:

видеозаписи лекций;

задания на онлайн-платформах;

онлайн-курсы.

Преимущества асинхронного обучения:

Вам не нужно постоянно взаимодействовать с учениками.

Интерактивное взаимодействие носит регулярный характер, а не эпизодический.

Ученик получает больше времени на изучение материалов и может двигаться в своем темпе.

Вы тратите меньше времени на организацию онлайн-встреч и решение технических проблем.

Недостатки асинхронного обучения:

Вы не общаетесь в реальном времени с учениками, а они — с вами и друг с другом.

У ребят нет возможности задать уточняющие вопросы, поэтому вероятность непонимания материала повышается.

Вариант 3. Смешанное обучение

Смешанное дистанционное обучение сочетает в себе асинхронную и синхронную формы: вы чередуете вебинары и записанные лекции, видеоконференции и задания на онлайн-платформах.

Смешанные курсы — это оптимальная форма дистанционного обучения, которая позволяет объединить преимущества синхронного и асинхронного обучения и компенсировать их недостатки.

Дистанционное обучение - хорошо это и плохо? Рассмотрим основные плюсы и минусы данного вида обучения.

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

Обучение в индивидуальном темпе - скорость обучения устанавливается самим студентом в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.

Свобода и гибкость - ученик может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.

Доступность - независимость от географического и временного положения студента и учебного заведения позволяет не быть ограниченными в образовательных потребностях.

Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.

Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

Очевидные минусы дистанционного обучения:

Отсутствие очного общения между обучающимися и учителем. Все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.

Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.

Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.

В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.


Подводя итог всему сказанному, система дистанционного образования может и должна занять свое место в системе образования, поскольку при грамотной ее организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и ближайшей перспективе. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.