Статья «Дистанционное обучение»
Пандемия, вызванная распространением COVID-19, привела к росту цифровизации образования, радикальной трансформации образовательных форматов и переходу на инновационные технологии в образовательном процессе. Неожиданный и в то же время бесценный опыт, который в условиях борьбы с пандемией позволил нам сделать вынужденный переход на дистанционное обучение.
В период пандемии благодаря инновационным, цифровым технологиям у педагогических работников появилась возможность не останавливать образовательный процесс, а осуществлять его в наиболее привлекательной для учеников форме.
Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. Дистанционное обучение – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.
Выделяются следующие основные направления (модели) внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:
обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы;
обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения (находящихся на госпитализации в медицинских учреждениях, санатории, дома и т.п.);
обеспечение доступности качественного общего образования на профильном уровне;
обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина;
обеспечение возможности дополнительного образования;
обеспечение возможности обучения по отдельным предметам с использованием дистанционных технологий;
Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, обозначено одним из основных мероприятий в Федеральной программе развития образования, обеспечивающих развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Считается, что распространение дистанционных образовательных технологий в результате реализации вышеназванной программы позволит обеспечить вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство.
Существует три варианта проведения удаленных занятий: синхронное, асинхронное и смешанное дистанционное обучение.
Вариант 1. Синхронное обучение
Это занятия в режиме реального времени. Вы выходите на связь с учениками и активно с ними взамодействуете: отвечаете на вопросы, вовлекаете в упражнения, проверяете домашнюю работу. Синхронное обучение — самый трудозатратный для педагога способ провести онлайн-занятие.
Формы синхронного дистанционного обучения:
видеоконференции;
чаты;
вебинары.
Преимущества синхронного обучения:
Личное взаимодействие создает эффект присутствия и уменьшает чувство изоляции.
Вы быстро реагируете на вопросы учеников и помогаете им разобраться в теме урока.
Наличие конкретного учебного времени дисциплинирует учеников.
Недостатки синхронного обучения:
У вас или у ваших учеников могут возникнуть проблемы со связью.
Вам может быть сложно планировать время занятия и его организацию.
Вариант 2. Асинхронное обучение
Вы отправляете учебные материалы ученикам, а они выполняют задания в своем темпе. Здесь важно четко указывать сроки сдачи заданий и строго их соблюдать. При асинхронной методике на учеников возлагается больше ответственности за изучение материала, чем обычно.
Формы асинхронного дистанционного обучения:
видеозаписи лекций;
задания на онлайн-платформах;
онлайн-курсы.
Преимущества асинхронного обучения:
Вам не нужно постоянно взаимодействовать с учениками.
Интерактивное взаимодействие носит регулярный характер, а не эпизодический.
Ученик получает больше времени на изучение материалов и может двигаться в своем темпе.
Вы тратите меньше времени на организацию онлайн-встреч и решение технических проблем.
Недостатки асинхронного обучения:
Вы не общаетесь в реальном времени с учениками, а они — с вами и друг с другом.
У ребят нет возможности задать уточняющие вопросы, поэтому вероятность непонимания материала повышается.
Вариант 3. Смешанное обучение
Смешанное дистанционное обучение сочетает в себе асинхронную и синхронную формы: вы чередуете вебинары и записанные лекции, видеоконференции и задания на онлайн-платформах.
Смешанные курсы — это оптимальная форма дистанционного обучения, которая позволяет объединить преимущества синхронного и асинхронного обучения и компенсировать их недостатки.
Дистанционное обучение - хорошо это и плохо? Рассмотрим основные плюсы и минусы данного вида обучения.
К плюсам дистанционного образования можно отнести:
Обучение в индивидуальном темпе - скорость обучения устанавливается самим студентом в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
Свобода и гибкость - ученик может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
Доступность - независимость от географического и временного положения студента и учебного заведения позволяет не быть ограниченными в образовательных потребностях.
Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
Очевидные минусы дистанционного обучения:
Отсутствие очного общения между обучающимися и учителем. Все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.
Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.
В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
Подводя итог всему сказанному, система дистанционного образования может и должна занять свое место в системе образования, поскольку при грамотной ее организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и ближайшей перспективе. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.