Статья «Дистанционная форма обучения и ее особенности в музыкальной школе»
Дистанционная форма обучения и ее особенности в музыкальной школе
Весна 2020 года... Дистанционное обучение ворвалось в нашу жизнь как цунами, внезапно и неотвратимо… Большинство было не готово…
Чтобы устоять в нахлынувшем информационном потоке новых реалий, педагогическому сообществу пришлось максимально мобилизоваться и заняться поиском новых форм организации учебного процесса, которые бы позволили продолжить освоение и реализацию образовательных программ в школах.
Сложившуюся форс-мажорную ситуацию могло спасти единственно правильное решение – введение электронного обучения. Универсальность этой системы обучения состоит в том, что ее можно использовать в самых разных сферах деятельности, в том числе – в образовании, выбрав для этого соответствующие электронные информационно-образовательные ресурсы и дистанционные образовательные технологии.
Именно дистанционное обучение (далее ДО), как технология, позволяет осуществлять образовательную деятельность на удаленном расстоянии, как того требовал на тот момент режим самоизоляции в социуме. При этом, было принято решение изменить лишь сам подход к обучению, оставив цель и содержание образования неизменными. Зато акцент был сделан на необходимости интерактивного взаимодействия преподавателя и учащегося, находящихся на удаленном расстоянии друг от друга. Организация и сопровождение самостоятельной работы учащихся обязательно должны происходить в форме учебного диалога, без которого обучение становится просто невозможным. То есть, для эффективности совместной работы обязательно должна работать оперативная обратная связь. Все эти требования в полной мере обеспечивались возможностями Интернета и необходимыми техническими средствами коммуникации. Как позже показала жизненная практика, наиболее удобными в ежедневном использовании оказались мессенджеры Viber, WhatsApp, социальная сеть ВКонтакте, электронная почта.
Поэтому педагогам пришлось в кратчайшие сроки повышать свою компьютерную грамотность, активно осваивать новые, незнакомые для многих, техники ДО, изучать функционал мессенджеров, осваивать передачу голосовых сообщений, работу с видео и аудио записями.
ДО в ДМШ и ДШИ проводилось с учетом специфики каждого музыкального предмета. Так, например, в инструментальных классах методы проведения занятий были оставлены на усмотрение преподавателей. Основной формой оставался индивидуальный урок, который проводился с одним учеником, по его индивидуальной программе, с использованием дифференцированного подхода к обучению. В условиях ДО такой урок удобно проводить в реальном времени, по видеосвязи.
Для оптимизации учебного процесса, с целью контроля и оказания помощи в самостоятельной работе для учащегося обязательно проводятся консультации. Такие способы как прослушивание аудио и видео записей учащихся и отправление им замечаний и советов в виде текстовых или аудиофайлов оказались очень полезными и эффективными.
Подготовка и обеспечение учащихся необходимым учебным материалом для организации практической самостоятельной работы осуществлялись посредством электронной рассылки. Это могут быть различные дидактические материалы, ноты, фотографии, видео и аудиофайлы.
Одной из особенностей обучения в инструментальном классе ДМШ является совместная исполнительская деятельность с концертмейстером. В «живом» творческом формате, в активном взаимодействии преподавателя инструмента, учащегося и концертмейстера происходит работа над произведением: отрабатываются технические навыки, ищутся и находятся нужные краски звучания, динамика, темп, агогика, характер исполнения. В совместном «живом» исполнении создается единый художественно-музыкальный образ.
Теперь же, в условиях ДО вся эта творческая работа вынужденно осуществлялась с помощью информационно-коммуникационных технологий. Задача концертмейстера состояла в том, чтобы с помощью диктофона или цифрового клавишного музыкального инструмента, записывать фонограммы с фортепианным сопровождением к программам всех учеников и отправлять им этот музыкальный материал через электронную рассылку. Такие аудиофайлы, при необходимости, можно сопровождать методическими указаниями, дополнительными комментариями. Аккомпанементы можно записывать в разных темповых вариантах, отдельными фрагментами или все произведение целиком. Для удобства вступления солиста начало записи можно сопровождать счетом вслух.
Учебно-методический комплекс с такими аудиоматериалами, созданных концертмейстером самостоятельно, станет актуальным и полезным в условиях ДО. Он позволяет моделировать традиционный учебный процесс и используется для активизации и стимуляции самостоятельной деятельности учащихся. Ведь занятия солиста-инструменталиста с фортепианным сопровождением максимально приближают их к концертным выступлениям.
В заключение хочется отметить основные плюсы и минусы ДО:
«+»:
удобно
комфортно
не тратится время на дорогу
возможен более гибкий индивидуальный график занятий, соответствующий темпу восприятия и продвижения учащегося
приобретение навыков самостоятельной работы и самодисциплины;
«-»:
невысокое качество интернет-связи
технические неполадки
неумение учащихся организовать себя для самостоятельной работы
невозможность интернета заменить живое человеческое общение.
Но, главное, вы мы получили неоценимый опыт погружения в учебную электронную среду, открыли новые возможности интернета, начали осваивать новые дистанционные образовательные технологии, и приобрели новые полезные навыки работы в цифровой среде.