12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Огороднищук Наталия Евгеньевна38
Концертмейстер, МБУДО «ГДМШ им. Ипполитова-Иванова»
Россия, Ленинградская обл., Гатчина

Дистанционная форма обучения и ее особенности в музыкальной школе


Весна 2020 года... Дистанционное обучение ворвалось в нашу жизнь как цунами, внезапно и неотвратимо… Большинство было не готово…

Чтобы устоять в нахлынувшем информационном потоке новых реалий, педагогическому сообществу пришлось максимально мобилизоваться и заняться поиском новых форм организации учебного процесса, которые бы позволили продолжить освоение и реализацию образовательных программ в школах.

Сложившуюся форс-мажорную ситуацию могло спасти единственно правильное решение – введение электронного обучения. Универсальность этой системы обучения состоит в том, что ее можно использовать в самых разных сферах деятельности, в том числе – в образовании, выбрав для этого соответствующие электронные информационно-образовательные ресурсы и дистанционные образовательные технологии.

Именно дистанционное обучение (далее ДО), как технология, позволяет осуществлять образовательную деятельность на удаленном расстоянии, как того требовал на тот момент режим самоизоляции в социуме. При этом, было принято решение изменить лишь сам подход к обучению, оставив цель и содержание образования неизменными. Зато акцент был сделан на необходимости интерактивного взаимодействия преподавателя и учащегося, находящихся на удаленном расстоянии друг от друга. Организация и сопровождение самостоятельной работы учащихся обязательно должны происходить в форме учебного диалога, без которого обучение становится просто невозможным. То есть, для эффективности совместной работы обязательно должна работать оперативная обратная связь. Все эти требования в полной мере обеспечивались возможностями Интернета и необходимыми техническими средствами коммуникации. Как позже показала жизненная практика, наиболее удобными в ежедневном использовании оказались мессенджеры Viber, WhatsApp, социальная сеть ВКонтакте, электронная почта.

Поэтому педагогам пришлось в кратчайшие сроки повышать свою компьютерную грамотность, активно осваивать новые, незнакомые для многих, техники ДО, изучать функционал мессенджеров, осваивать передачу голосовых сообщений, работу с видео и аудио записями.

ДО в ДМШ и ДШИ проводилось с учетом специфики каждого музыкального предмета. Так, например, в инструментальных классах методы проведения занятий были оставлены на усмотрение преподавателей. Основной формой оставался индивидуальный урок, который проводился с одним учеником, по его индивидуальной программе, с использованием дифференцированного подхода к обучению. В условиях ДО такой урок удобно проводить в реальном времени, по видеосвязи.

Для оптимизации учебного процесса, с целью контроля и оказания помощи в самостоятельной работе для учащегося обязательно проводятся консультации. Такие способы как прослушивание аудио и видео записей учащихся и отправление им замечаний и советов в виде текстовых или аудиофайлов оказались очень полезными и эффективными.

Подготовка и обеспечение учащихся необходимым учебным материалом для организации практической самостоятельной работы осуществлялись посредством электронной рассылки. Это могут быть различные дидактические материалы, ноты, фотографии, видео и аудиофайлы.

Одной из особенностей обучения в инструментальном классе ДМШ является совместная исполнительская деятельность с концертмейстером. В «живом» творческом формате, в активном взаимодействии преподавателя инструмента, учащегося и концертмейстера происходит работа над произведением: отрабатываются технические навыки, ищутся и находятся нужные краски звучания, динамика, темп, агогика, характер исполнения. В совместном «живом» исполнении создается единый художественно-музыкальный образ.

Теперь же, в условиях ДО вся эта творческая работа вынужденно осуществлялась с помощью информационно-коммуникационных технологий. Задача концертмейстера состояла в том, чтобы с помощью диктофона или цифрового клавишного музыкального инструмента, записывать фонограммы с фортепианным сопровождением к программам всех учеников и отправлять им этот музыкальный материал через электронную рассылку. Такие аудиофайлы, при необходимости, можно сопровождать методическими указаниями, дополнительными комментариями. Аккомпанементы можно записывать в разных темповых вариантах, отдельными фрагментами или все произведение целиком. Для удобства вступления солиста начало записи можно сопровождать счетом вслух.

Учебно-методический комплекс с такими аудиоматериалами, созданных концертмейстером самостоятельно, станет актуальным и полезным в условиях ДО. Он позволяет моделировать традиционный учебный процесс и используется для активизации и стимуляции самостоятельной деятельности учащихся. Ведь занятия солиста-инструменталиста с фортепианным сопровождением максимально приближают их к концертным выступлениям.

В заключение хочется отметить основные плюсы и минусы ДО:

«+»:

 удобно

комфортно

не тратится время на дорогу

возможен более гибкий индивидуальный график занятий, соответствующий темпу восприятия и продвижения учащегося

приобретение навыков самостоятельной работы и самодисциплины; 

«-»:

невысокое качество интернет-связи

технические неполадки

неумение учащихся организовать себя для самостоятельной работы

невозможность интернета заменить живое человеческое общение.


Но, главное, вы мы получили неоценимый опыт погружения в учебную электронную среду, открыли новые возможности интернета, начали осваивать новые дистанционные образовательные технологии, и приобрели новые полезные навыки работы в цифровой среде.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.