Статья «Практика организации дистанционного обучения при изучении русского языка»

2
0
Материал опубликован 15 March 2023




«Я никогда не учу своих учеников. Я только даю им условия, при которых они могут сами учиться», - сказал как-то однажды Альберт Эйнштейн, один из самых влиятельных ученых XX века. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но каждый учитель знает, что если у ученика не будет интереса и внутренней мотивации, то это будет только видимость учебной деятельности. Поэтому перед школой стоит задача создать такие условия для обучения, которые будут способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности у ребенка и повысят эффективность учебного процесса в целом.

В условиях динамично развивающегося и меняющегося общества становится актуальным и необходимым применение дистанционных форм обучения в образовательном процессе. «Дистанционные образовательные технологии – это технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя» [1].

Необходимость развития дистанционного обучения прослеживается сегодня во многих направлениях образовательной деятельности: от применения в рамках основной образовательной программы до использования дистанционных образовательных технологий во внеурочной деятельности.

До настоящего времени элементы дистанционного обучения школьников наиболее востребованы были в следующих направлениях:

углубленное изучение тем, разделов школьной программы или вне школьного курса;

ликвидация пробелов в знаниях, умениях учащихся по определенным темам;

подготовка учащихся, не имеющих возможности посещать школу в течение какого-то периода времени;

дополнительное образование по интересам;

подготовка учащихся к экзаменам [2].

Действительно, все эти направления показывают нам, что использование дистанционных технологий необходимо рассматривать, прежде всего, как дополнительный ресурс в образовании. И в данной статье элементы дистанционного обучения будут рассмотрены именно с этого ракурса.

На уроках русского языка элементы дистанционного обучения могут с успехом применяться, например, для сдачи учащимися домашних заданий через интернет, подготовки к экзаменам, проведения заочных конкурсов, олимпиад. Кроме того, в некоторых случаях с помощью технологий дистанционного обучения на уроках русского языка можно также создавать возможности для освоения учениками нового материала, для закрепления знаний, выполнения контроля и оценки знаний.

Как же создавать эти возможности и не терять при этом качества знаний школьников?

Поскольку дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети, то компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и обеспечивают связь между преподавателем и учеником наиболее полно. Современные средства информационных технологий позволяют использовать на уроках разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). И совершенно очевидным становится, что данные формы способствуют расширению кругозора учеников и углублению знаний по предмету, а значит, способствуют развитию положительной мотивации и интереса к учебной деятельности у ребенка.

Так, например, на своих уроках я использую школьный сайт: http://do.school26spb.ru/ , на котором публикуются уроки на различные темы. Каждый урок содержит не только теоретическую часть, но и практическое задание, которое необходимо выполнить за определенный период времени. При таком подходе акцент делается на самостоятельную активность ученика.

Ученик выбирает самостоятельно индивидуальный темп подготовки и траекторию изучения темы или выполнения задания, что является важным моментом в формировании не только его волевых качеств характера, но и его мотивации к учебной деятельности.

Как справедливо отмечает К.Бочарский в своей работе [5], у современных детей достаточно маленький интервал внимания, а внешние раздражители конкурируют за внимание, деля «полосу пропускания» мозга, поэтому ребенку сложно фокусироваться длительное время на решении какой-либо одной задачи. В современном обществе у детей преобладает «клиповое мышление», «информационная перегрузка», и этот факт является определенным препятствием на пути к достижению успехов в учебной деятельности. Дистанционное обучение дает возможность обойти это препятствие, так как ученик имеет возможность пройти урок в наиболее благоприятное для него время.

Также на своих уроках я использую не только текстовую, но и графическую, звуковую, видеоинформацию. В качестве иллюстративного и справочного материала школьникам предлагаются ресурсы сети Интернет: https://videouroki.net/blog/ , http://gramota.ru/ . При самостоятельном изучении новой темы (или пропущенного материала) обучающиеся могут воспользоваться ресурсами таких сайтов, как: https://www.yaklass.ru/, https://resh.edu.ru/.

Для создания упражнений, осуществляющих контроль знаний учеников, я использую конструктор для разработки интерактивных заданий и тестов на Google.com . Этот сервис позволяет школьникам выполнять задания онлайн и видеть в конце свой результат в удобное для него время. Данная платформа очень удобна в работе учителя и позволяет больше уделить внимание анализу результатов обучающихся.

В процессе дистанционного обучения крайне важно не терять связи с учеником, в том числе эмоционального контакта. Как говорил древнегреческий философ Платон, «любое обучение связано с эмоциями». А это значит, что в процессе обучения очень важна обратная связь. Поэтому в моей работе существуют такие способы дистанционного общения, как форум, чат и переписка.

На уроках русского языка после изучения определенных тем и разделов я провожу в чате небольшие видеоконференции или создаю аудиоконференции, во время которых разбираю с учениками темы или отдельные правила, которые в процессе обучения оказались наиболее сложны.

Такое общение в чате помогает ученикам почувствовать себя увереннее и ощутить поддержку со стороны учителя, восполнить недостаток общения между учителем и учеником, который может наблюдаться при работе в дистанционном режиме. Стоит отметить, что в ходе дистанционной работы в текущем учебном году многие ученики отмечали, что такая практика в чатах очень помогла им лучше усвоить материал и ощутить единение с учителем.

Таким образом, дистанционные образовательные технологии открывают доступ к разнообразным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, способствуют развитию волевых качеств школьников и могут развить интерес к обучению. В нашей школе созданы благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, что в свою очередь, требует от учителя постоянного личностного роста и повышения педагогической компетенции.

Эту истину утверждает и русская пословица: «Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно».




Используемые источники и интернет-ресурсы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (Дата цитирования 20.12.2016)

2. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006 г. – 392 с.

3. Полат Е.С., Теория и практика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.] ; под редакцией Е. С. Полат. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 434 с.

4. Привалова С. В. Использование дистанционных образовательных технологий при изучении географии. Сборник трудов участников конференции: «Дистанционное обучение: реалии и перспективы. Материалы I республиканской научно-практической конференции». – Ижевск; АУ УР «РЦИ и ОКО», 2016. – 31-32 с.

5. Бочарский К. «Зачем учиться?» [Электронный ресурс] - http://interesno.co/mag/23f17b3bcc8f

7. Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения.

[Электронный ресурс] - http://e-college.ru/elearning/analytics/a0004/







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.