Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС

3
0
Материал опубликован 7 May 2021
Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ

в условиях реализации ФГОС.

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
А. Н. Калиман

В условиях современного российского образования уделяется большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое в свою очередь выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения.

Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность. А вот непосредственно само обучение (набор знаний и навыков) в образовательном учреждении остается на заднем плане. Это все сводится к понятию о качестве образования.

Каждый воспитанник дошкольного учреждения по своему готов к школьному обучению на своем уроне развития. Это зависит от многих факторов, например от интеллектуальных способностей, личностных качеств, в том числе и от ограниченных возможностей здоровья.

В условиях образовательного учреждения коррекционно-развивающая работа ведется группой специалистов, которые преследуют цели всестороннего развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей и психо-физических возможностей.

Для полноценной картины, рассмотрим понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

В группы детей с ограниченными возможностями здоровья входят:

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);

дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

дети с тяжёлыми нарушениями речи;

дети с задержкой психического развития;

дети с умственной отсталостью;

дети с расстройством аутистического спектра.

Исходя из выше рассмотренной системы, психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения должна нести разрозненый метод обучения, где главной целью должно быть определение индивидуального маршрута коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

При реализации коррекционно-педагогической работы специалистами образовательного учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать такие принципы ее организации, как:

- единство диагностики и коррекции: наблюдение за динамикой развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение, для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах обучения и воспитания;

- принцип этио-патогенетического подхода, с помощью которого определяется этиология, механизмы и структура дефекта при том или ином варианте ЗПР, что является основой для выбора оптимальной коррекционно-развивающей программы;

- принцип комплексного подхода. Диагностическая часть программы включает медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое исследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции;

- принцип качественного анализа результатов обследования;

- принцип учета закономерностей онтогенетического развития при организации коррекционно-педагогической работы. Важно выявить качественное своеобразие психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, определить их уровень, чтобы выявить полноценную базу для коррекции и дальнейшего развития;

- принцип единства коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка;

- принцип единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития;

- деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность ребенка является движущей силой развития, что ведущая деятельность в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

В организацию работы образовательного учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья входит:

Взаимодействие ОУ с семьей лиц с ограниченными возможностями здоровья (разработка рекомендаций для родителей в соответствии с индивидуальными особенностями; работа с детско-родительской парой).

Взаимодействие группы специалистов в процессе реализации коррекционно-развивающих задач.

Проведение открытых занятий.

Работа по данной системе психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения, обеспечивает системный и непрерывный характер обучения каждого воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей с целью коррекции, что приводит к положительной динамике развития.


Список литературы:

Лильина Е. Т. Особый ребенок / проблемы и решения – М., 2002.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вох­мянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации