Статья «Реализация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися с РАС в условиях апробации ФГОС»
Реализация коррекционно-развивающей работы учителя - логопеда с обучающимися с РАС в условиях апробации ФГОС
Согласно требованиям ФГОС, коррекционно-развивающее направление в обучении является обязательным и представлено коррекционно-развивающими занятиями (логопедические занятия, занятия по формированию коммуникативных навыков и ритмика).
Так как речь формируется в рамках общего психического развития ребёнка, последовательность овладения языковыми единицами и правилами их использования тесно взаимосвязана с общим психическим развитием ребёнка и подчинена тем же законам, что и развитие психики в целом. В связи с этим комплексная коррекционная логопедическая работа по преодолению речевой недостаточности предусматривает единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.
Цели логопедической работы с учащимися с РАС:
преодоление коммуникативных нарушений;
использование речи как инструмента полноценной коммуникации;
коррекция речевых нарушений;
совершенствование языковых средств.
Задачи:
развитие коммуникативной (вербальной и невербальной) стороны речи;
применение средств альтернативной коммуникации (жесты, пиктограммы, рисунки-схемы);
развитие общей и мелкой моторики;
развитие слухового восприятия и фонетико-фонематических процессов;
работа над дыханием, просодикой, артикуляцией и коррекция звукопроизношения;
активизация и обогащение словаря;
развитие лексико-грамматической стороны речи;
развитие связной речи;
коррекция нарушений чтения и письма;
развитие высших психических функций.
Учебный год у учителя-логопеда начинается с обследования обучающихся, которое включает сбор анамнеза, комплексное обследование речи, психических особенностей, моторики. Были времена, когда дети поступали в школу с протоколами, в которых уже был описан медицинский анамнез на основании медицинской карты; где были описаны основные психические функции, общее состояние речи; более точный диагноз, который показывал насколько снижен интеллект или нарушена речь. Сейчас в протоколе коротко - ребёнок с ОВЗ, нарушением интеллекта, РАС и нуждается в занятиях с логопедом. Поэтому предстоит проделать большую работу, потратить много времени, чтобы понять почему ребёнок такой, какой он есть, и как строить коррекционную работу. (Два примера, без называния фамилий. Так в процессе сбора анамнеза, общения с родителями, удалось выяснить, что ребёнок рождён мёртвым на седьмом месяце, перенёс в раннем детстве две операции под общим наркозом, и тогда стало понятно почему ребёнок настолько тяжёл и в интеллектуальном, и речевом плане. Другой пример, у ребёнка была открытая форма ринолалии, в народе «волчья пасть». Ребёнок прооперирован, но речи нет. Не зная этих особенностей, трудно правильно построить работу и добиться результата, т.к. ринолалия это тяжёлое нарушение речи. Но далеко не все родители сообщают все данные о своих детях, а других источников получения информации у нас нет). Поэтому и учителям, и специалистам явно не хватает сведений о ребёнке в нынешних протоколах.
По результатам обследования, анализа всех данных, мною был определён уровень развития речи обучающихся первых классов по тяжести нарушения.
Состав групп обучающихся с РАС с учетом тяжести проявления речевого недоразвития, 1 «а» класса
Первую группу составляют учащиеся с отсутствием общеупотребительных средств общения с глубокой степенью аутизации при выраженной умственной отсталости.
Вторую группу составляют учащиеся с системным недоразвитием речи тяжелой степени (1уровень) при умственной отсталости у учащихся с РАС
Третью группу составляют учащиеся с системным недоразвитием речи средней степени (2 уровень) при умственной отсталости у учащихся с РАС
Четвертую группу составляют учащиеся с системным недоразвитием речи легкой степени (3уровень) при умственной отсталости у учащихся с РАС
Состав групп обучающихся 1 «б» класса с учетом тяжести проявления речевого недоразвития
Первую группу составляют учащиеся с системным недоразвитием речи тяжелой степени(1уровень) при умственной отсталости
Вторую группу составляют учащиеся с системным недоразвитием речи средней степени (2 уровень) при умственной отсталости
Третью группу составляют учащиеся с системным недоразвитием речи легкой степени (3уровень) при умственной отсталости
Коррекционно-логопедическая работа с обучающимися ведётся по индивидуальному плану для каждого учащегося с учетом особенностей психофизического развития и тяжести проявления речевого недоразвития.
Коррекционно-логопедическая работа в 1 «б» классе не представляет особых трудностей, за исключением одного ученика. В процессе работы с ребёнком и общения с мамой, выяснилось, что развитие речи осуществлялось, а вернее добивалось, при помощи пищевого стимулятора, т.е. чего-то вкусненького. Поэтому при виде конфеты начинает работать, но ненадолго. Остальные дети с удовольствием занимаются, уже идёт работа по коррекции звукопроизношения.
В 1 «а» классе работа идёт медленнее и труднее, но уже за этот период работы налажен хороший контакт с тремя обучающимися. Дима и Степан с удовольствием идут на занятия, и активно работают. Артём работает пока минимально. Ярослав и Рафаэль в силу тяжести нарушения интеллекта и речи, пока трудно поддаются контакту. К каждому ребёнку осуществляется индивидуальный подход, подбирается материал, игры, которые интересны детям и которые помогают наладить контакт с ребёнком. Так Диму привлекает компьютерная речевая игра, Артёма музыкальная игра, а Ярослав любит выкладывать мозаику. Работа ведётся в тесном контакте с учителями, тьютером, психологом и родителями.
Работа начата, есть определённые трудности, есть вопросы, на которые пока нет ответа. К сожалению практика показывает, что с каждым годом в школу приходят дети всё сложнее и сложнее. Будем работать, будем учиться работать в новых условиях, которые называются ФГОС.
Алчинова Екатерина Леонидовна