12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Мухамедова Наталья Александровна1948
Работаю учителем русского я зыка и литературы
Россия, Тюменская обл., Тюмень
Материал размещён в группе «Материалы для студентов»
14

Особенности личности преподавателя вуза: профессионально важные качества и способности: Контрольная работа по курсу «Теоретические основы обучения и воспитания в вузе»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тюменский государственный университет»

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной педагогики

 

 

 

 

Файзуллина Наталья Александровна

 

 

Особенности личности преподавателя вуза: профессионально важные качества и способности

 

Контрольная работа по курсу

 «Теоретические основы обучения и воспитания в вузе»

 

 

 

 

Проверил:

_______д.п.н., проф. О.С. Задорина

 

Автор работы: _________________

магистрант гр. 29ПОм 142-з,

Направления: «Педагогическое образование»

магистерская программа: «Педагогика высшей школы»

Н. А. Файзуллина

 

 

 

 

Тюмень, 2015

 

 

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3.

1.Понятие личности преподавателя в вузе……………….………………6

2. Профессионально значимые качества личности педагога.... 13

3 Профессиональные способности преподавателя…………...……    19

Заключение…………………………………………………………………..20

Список литературы.. 21

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования: Проблема развития личности педагога на современном этапе развития как средней, так и высшей школы приобретает все большую актуальность, поскольку эффективность будущей профессиональной деятельности студента зависит не только от профессиональных умений и навыков, но и от уровня его профессионального развития педагога. Профессионально-творческое развитие личности будущего преподавателя является одной из основных целей высшего образования.

 Объектом рассмотрения в контрольной работе является процесс

формирования личностных качеств и способностей педагога

Предметом исследования является личностно и профессионально значимые качества и способности преподавателя.

Цель исследования является выявление особенностей личности преподавателя вуза

Задачи:

1. Провести теоретический анализ научных и научно-методических источников по личностно и профессионально значимым качествам преподавателя;

2) Рассмотреть профессионально-значимые качества педагога

3) Выявить профессиональные способности педагога

Методы – теоретические: анализ, синтез, систематизация, обобщение материала по личностно и профессионально значимым качествам преподавателя.

Методологическая база: Институт педагогики и психологии

 

 

 

1. Понятие личности преподавателя в вузе

Рассмотрим понятие и характеристику личности педагога и преподавателя, выявим их различия.

1.             Педагог 1. Тот, кто профессионально занимается воспитательной и преподавательской работой. 2. Тот, кто имеет способности учить, воспитывать и проявляет это в своей деятельности. Преподаватель 1. Тот, кто профессионально занимается преподаванием чего-либо [17] 2.             Преподаватель - звание лица, обучающего чему-либо в среднем специальном или высшем учебном заведении [12]

Из этих определений можно выявить то, что педагог – это тот кто профессионально занимается своей деятельностью, а преподаватель – это звание человека. А для того, чтоб получить звание, необходимо быть личностью.

Что значит личность? Рассмотрим подробно:

Понятие «Личность» - характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно вырабатываемых им у себя свойств и качеств.

Так как личностные качеств формируются прижизненно, то вполне понятно, что у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других - слабее. Поэтому понятие «Личность» должно быть дополнено понятием «Индивидуальность».

Индивидуальность - характеризует непохожесть, своеобразие и отличие одного человека от другого, одной личности от другой.

Индивидуальность, как правило, выделяется особыми чертами характера и темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностями.

Понятие «индивидуальность» -включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой и что придает им своеобразную красоту и неповторимость.

Такова сущность понятия «личность» и связанных с ним родственных категорий.

Поскольку личностные качества человека развиваются и формируются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятий «Развитие» и «Формирование» личности.

 Развитие - процесс количественных изменений в свойствах и качествах личности. Родившись, человек растет физически, отмечается увеличение его органов и систем. У него появляется речь, увеличивается словарный запас. Он овладевает трудовыми умениями и навыками. Однако главным в развитии человека как личности являются происходящие в некачественные изменения. Так, совершенствование речевой деятельности влечет за собой повышение познавательных способностей человека. В процессе познавательной деятельности развивается абстрактное мышление, логическая память.

Формирование - результат развития личности и означает ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать - значит придавать форму чему-нибудь, устойчивость, законченность, определенный вид.» [11].

 

 

 

2. Профессионально значимые качества личности педагога

Содержание деятельности педагога определяется возможностью его реализации в профессии на разных этапах жизненного пути. Оценку педагогического потенциала (Б. Г. Ананьев, Е. А. Климов, В. В. Рубцов, Д. И. Фельдштейн и др.) связывают с социальным заказом и целями в образовании. Несмотря на разработанность отдельных аспектов данной проблемы, остаются недостаточно изученными ресурсы педагога, связанные с различными этапами педагогического профессионального развития.

Рассмотрим характеристику этапов освоения профессиональной деятельности.

1й этап. Овладение профессией, адаптация. Осуществляется реализация практики формирования деятельности педагога в начале профессиональной карьеры. Формируется мотивация деятельности, обретается смысл деятельности и овладение профессиональной ролью. Результатом первого этапа становятся: сформированность мотивации на овладение профессиональной культурой и профессиональными потребностями; осознание «образа Я»; готовность к принятию профессиональных, личностных и социальных ценностей.

2й этап. Акме, профессиональная компетентность. Систематизируется изучение внешних и внутренних условий личностно-профессионального развития педагога, возникает овладение различными профессиональными ролями, происходит творческое осмысление профессиональной деятельности, самореализация, характеризующая яркие профессиональные достижения.

Результатом второго этапа являются: развитость профессионально-личностных качеств; осознание ответственности и долга в профессиональном взаимодействии; овладение продуктивными технологиями и умениями. Совершенствуется профессиональная культура педагога, которая позволяет соотносить результат деятельности с заданной целью и определяет критерии эффективности личностно-профессионального развития педагога. Создается и распространяется новый опыт, нацеленный на овладение профессиональными смыслами деятельности. Возникает актуализация ресурсов педагогов, создающая условия целостности, единства, системной организации его труда через взаимосвя занные пространства: личности педагога, педагогической деятельности и педагогического общения при превалирующей роли личности педагога [8].

3й этап. Зрелость, самореализация. Возникает удовлетворенность педагогической деятельностью, формируется профессиональная активность педагога, его устойчивость к процессам профессиональных деформаций на основе акмеологических принципов. Результат третьего этапа – творческая, гармонично развитая личность педагога с интенциями к добру, справедливости, любви к окружающему миру; творчески владеющая системой операциональных действий, значений и смыслов, индивидуальным стилем профессиональной деятельности и наличием выраженной педагогической рефлексии, позволяющей осознать: – необходимость поиска личного смысла жизни; – систему ценностных ориентаций, установок и нравственных норм; – поиск своего места в жизни.

 4й этап. Стагнация. Снижение активной педагогической практики, наличие достаточно высокого уровня творческих способностей. Результатом четвертого этапа становятся: снижение мотивации в профессиональной деятельности, минимизация профессиональных потребностей; гипертрофированность в осознании»образа Я»; устойчивость профессиональных, личностных и социальных ценностей; постепенная утрата профессиональных и социальных смыслов деятельности. Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение профессионального поведения, и, конечно, перестройка личности порождает субъективные и объективные трудности [10].

 Ведущая деятельность в рамках одного возраста и стадии становления претерпевает качественные изменения: перестраивается мотивация, планирование, способы самоконтроля и т. п. Это порождает огромное количество альтернативных траекторий профессионального развития, которые одних приводят к самореализации в профессиональной деятельности, других– к постепенному угасанию профессиональных функций, а третьих– к саморазрушению личности. Проблема самореализации личности в профессиональной деятельности педагога побуждает к пересмотру критериев эффективности труда. Помимо традиционных критериев(скорость, точность, экономичность), важно принимать во внимание внутренние, психологические критерии, которые отражают степень вовлеченности личностного потенциала человека в реализацию стоящих перед ним задач. Содержание самореализации личности определяет субъективное отношение к ситуации деятельности, мотивы саморазвития и самосовершенствования. Поэтому самореализация как саморазвитие представляет собой сознательную деятельность человека, направленную на возможно более полное раскрытие себя как личности. В качестве критериев процесса самореализации выделяют: субъективные(чувство удовлетворенности) и объективные(социально значимые вклады, интегративные характеристики личности), а также соотношение субъективного и объективного. В процессе становления профессионала, увеличения масштаба личности субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами. Другими словами, профессионал может сам сознательно изменять свою профессиональную биографию, заниматься саморазвитием, самосовершенствованием жизнедеятельности. Компоненты личностного развития включают содержание индивидуальной модели самопроектирования личностнопрофессионального развития педагога на разных этапах жизненного пути [9].

Профессионализм учителей представляет собой системное образование, состоящее из мотивации профессионального самосовершенствования операционального, личностного ресурсов, среди которых блок мотивации профессионального самосовершенствования является системообразующим в усилении профессионально значимых личностных качеств [3]

5. Пьянкова Л. А. Индивидуальный подход к проблеме формирования профессионального самоопределения студентов педагогического [4; 5].

Так, операциональный ресурс отвечает за исполнительскую часть деятельности педагога через приемы профессионального мышления, сознание, профессиональные способности для воплощения педагогической деятельности. Операции объединяются в способы, формируя в дальнейшем определенные техники, подчиняя их содержание и методы поставленным целям, готовность педагога к овладению неизвестными приемами и действиями, т. е. его профессиональная обучаемость. В такой ситуации важны педагогические технологии, которые различаются по направленности: – на модернизацию методов и форм обучения, диагностику мотивационной и операциональной сферы деятельности; – на способы адаптации к профессиональной деятельности и достижение результата. В целом задачи операциональной сферы сводятся к выявлению профессиональных знаний, «психологической цены» деятельности. У многих педагогов с увеличением стажа работы формируются шаблонные способы профессиональной деятельности, снижается способность к восприятию новых методов и технологий работы. Часто уменьшаются творческая мотивация, желание осваивать и применять новый опыт, снижается само оценка профессионального развития и профессиональных качеств [1,16].

Анализ объективного состояния основан на поиске оптимальных профессионально важных качеств, исследовании профессионального самосознания, в котором важен учет разнообразных ресурсов. Мотивационный ресурс включает диагностику сферы самосовершенствования– способность к постоянному наращиванию квалификации и профессиональной компетентности в рамках некогда приобретенной профессии как необходимое качество современного специалиста, решая ряд задач: – узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие из стремления занять определенную позицию в отношениях с окружающими, возможность получить их одобрение, заслужить авторитет; – широкие потребности педагога в общении, стремление иметь удовлетворение от процесса эмоционально окрашенного взаимодействия с окружающими. Иногда позиционный мотив проявляется в желании педагога занять первое место, быть одним из лучших, в таком случае говорят о «престижной мотивации». Позиционный мотив может состоять из разного рода самоутверждения: желания стать лидером, участвовать в конкурсном движении, доминировать в группе и т. д. Социальные мотивы сотрудничества включает осознание форм взаимоотношений педагога с администрацией, родителями и учащимися в образовательной среде. Они являются важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности педагога. К этой же группе относится мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, уважении со стороны других. Можно предполагать, что доминирование той или иной мотивации обусловлено склонностью педагогов к тому или иному стилю руководства. Нами отмечено, что отсутствие доминирования определенного мотива наблюдается у учителей с демократическим стилем руководства. По мере освоения педагогической профессии повышается по требность в актуальности новых задач, решаемых современным образованием. Личностный ресурс – многопараметрическая характеристика специалиста, которая не может определяться простой суммой имеющихся личностных качеств и способностей. Для этого необходимо применение комплекса взаимосвязанных параметров. В процессе выявления ключевых компетентностей ценной является классификация общих способностей на основе функций психики. Так, можно вести речь о коммуникативных, информационных и регулятивных ключевых компетентностях педагога, которые имеют двойную направленность– на обучающихся и самого себя [14].

Компетентными являются не только педагоги, имеющие большой опыт в педагогической деятельности, но и те, кто обладает особым типом организации предметно-специфических знаний в этой области и способностью принятия эффективных решений. Интеллектуально-педагогическая компетентность выражается в умении применять имеющиеся знания для установления педагогически целесообразных взаимоотношений, в приобретении и преобразовании знаний обучающимися и самим педагогом. Данную компетентность можно рассматривать как комплекс анализа, синтеза, сравнения и абстрагирования, проявляющиеся как качества интеллекта и критичности мышления. Коммуникативная компетентность педагога – интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются: во-первых, эмоциональная устойчивость(связана с адаптивностью); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; деликатность; во-вторых, показатель информированности педагога о целях, сущности, структуре, средствах, особенностях педагогического общения; уровень владения индивидуально-психологическими качествами специалиста; стремление к постоянному совершенствованию; ориентация на личность человека как главную ценность педагогического общения. Коммуникативная компетентность – это личностные качества педагога, формирующееся в процессе развития и саморазвития Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением через целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Операциональная компетентность определяется набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности в прогностических, проективных, предметнометодических, организаторских навыках педагогической импровизации [7].

Сущность профессиональной активности проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя. Постижение вершин профессионализма (акме) – свидетельство того, что личность состоялась. Основу профессионально значимых личностных качеств составляют психологические предпосылки: когнитивные и аффективные характеристики, отдельные черты личности, сочетание которых может облегчать или затруднять как становление, так и специальное формирование этих качеств [15].

 

 

 

3. Профессиональные способности преподавателя

Н.В. Кузьминой, А.И. Щербаковым и другими исследователями были определены основные функции преподавателя (конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая). По содержанию они во многом совпадают с выделенными ранее Ф.Н Гоноболиным педагогическими способностями. В планах осуществления профессионально- педагогической подготовки преподавателя и его самоподготовки, саморазвития этот вопрос очень важен. Ведь именно способности первичны, они основа функций, они развиваются в деятельности и определяют пригодность человека к ней, именно они должны быть объектом осознания учителем.

1.             Хочу обратить внимание на исследования А.К. Марковой, С.Д. Литвин, в котором авторы понимают педагогические способности «не только как сочетание качеств личности, обеспечивающих успешность педагогической деятельности, но и как профессиональную активность преподавателя по перестраиванию педагогической ситуации» [6].

2.             Определяя разный уровень развития этих способностей по критериям обобщенности, нестереотипности и диалогичности перестраивания ситуации С.Д.Литвин выявляет и совокупность условий, формирующих такую способность. К ним относятся благоприятное межличностное общение в школе и с другими преподавателями, обладающими другими структурами этой способности. При этом существенно, что многие исследователи отмечают необходимость постоянного совершенствования способности, ибо, как отмечал С.Л.Рубинштейн «процесс развития способности человека есть процесс развития человека. Освоение человеком определенных знаний и способов действия имеет своей предпосылкой, своим внутренним условием уровень умственного развития, развития умственных способностей…» [4].

Для педагогической психологии большое значение имеет разработанная Ф.Н. Гоноблиным на этой общетеоретической основе совокупность педагогических способностей (дидактические, академические, перцептивные, экспрессивные, авторитарные, коммуникативные, организаторские). Эта трактовка была развита Н.Д. Левитовым, В.А.Крутецким и др. [5].

Соответственно педагогические способности имеют следующее содержание:

1. Дидактические способности способности передавателя излагать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Преподаватель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать рабочий материал, трудное делать легким, сложное простым, непонятное, неясное понятным.

Профессиональное мастерство, как мы его понимаем сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужную сторону.

2. Академические способности способности к соответствующей области науки (к математике, физике, биологии, литературе и т. д.). Способный преподаватель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.

3. Перцептивные способности способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный преподаватель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.

4. Речевые способности способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

Речь способного преподавателя на уроке всегда обращена к учащимся. Сообщает ли преподаватель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает или одобрение или порицание, речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.

5. Организаторские способности это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.

Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.

6. Авторитарные способности способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта преподавателя и т. д.). Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств преподавателя, в частности его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т. д.), а также от чувст ва ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности преподавателя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.

7. Коммуникативные способности способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы преподавателя. Способный, опытный преподаватель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием своей мысли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за своим собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой) « [9, с. 354].

Содержание педагогических способностей раскрывается через определенные действия, умения преподавателя. Есть умения, в которые включается содержание нескольких способностей, например, соотносимое с дидактической способностью умение организовать самостоятельную работу учащихся и есть, по сути, умение организовать работу других, что предполагает организаторскую способность. Умения, раскрывающие прецептивную способность, очень близки к умениям, входящим в «способность к распределению внимания» и. т. д. Это может свидетельствовать о том, что в основе определенных преподавательских действий (умений), а тем более их совокупности, которой реализуется та или иная педагогическая функция, могут лежать только несколько способностей. Соответственно, знание учителем своих способностей и уровня их развития составляет важный компонент самопроверки и профессионально педагогической подготовки преподавателя.

Вторым пунктом профессионально-педагогической подготовки являются личностные качества преподавателя, на что обратил внимание еще П. Ф. Каптерев. Исследователи отмечают обязательность таких качеств как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества ума, как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества преподавателя, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура преподавателя и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности. Так, преподавателя, человека, организующего и управляющего учебной деятельностью школьника в любых условиях обучения, должен характеризовать: а) высокий профессионализм в области преподаваемого языка, который дает ему моральное право и предметную возможность учить других, б) подлинная объективность оценивания результатов и хода обучения и в) дидактичность, т. е. владение педагогическими умениями, позволяющими организовать учебный процесс. Это уровень его профессионализма, которым как само собой разумеющимся должен характеризоваться любой настоящий преподаватель: Преподавателя нашей школы должны отличать высокая социальная активность, гуманность, любовь к детям и воспитывающий характер педагогического воздействия.

Как вывод ко всему рассмотренному выше станет ответ на вопрос, каким должен быть педагог в начальной школе А. А. Алхазишвили: «... на фоне демократического стиля общения:

а) преподаватель должен уметь становиться равноправным собеседником своих учеников (должен уметь освобождать их от воздействия своего авторитета, которым он в типично учебных ситуациях, безусловно, пользуется),

б) он должен уметь изображать интерес к возникшей теме беседы, если даже она его не интересует (должен обладать необходимой для этого долей артистизма),

в) он должен быть хорошим собеседником (мало самому говорить, но и уметь поддержать разговор» [2]

 

 

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены особенности личности преподавателя вуза и профессионально важные качества и способности.

Для того чтоб раскрыть эту тему решили несколько задач. Провели теоретический анализ научных и научно-методических источников по личностно и профессионально значимым качествам преподавателя. Рассмотрели профессионально-значимые качества педагога. Выявили профессиональные способности педагога. На ми было выявлено несколько способностей личности преподавателя: дидактические способности ,академические способности, перцептивные способности, речевые способности,  организаторские способности, авторитарные способности, коммуникативные способности, педагогическое воображение, способность к распределению внимания. Нравственные качества педагога: гражданская позиция, гуманизм, честность, моральная устойчивость, трудолюбие, порядочность.

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.             Авдеева, И.Н. Работа фасилитатора по созданию поддерживающих взаимоотношений в социальной сети клиента [Текст] // Горизонты образования. - 2007. - №3. - С. 72–82.

2.             Баранов, С.П. Сущность процесса обучения. [Текст] // С. П. Баранов - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.

3.             Дианова, В.И. Профессионально значимые качества личности и их формирование у педагогов центров психолого-медико-социального сопровождения [Текст] дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 2005. - 193 с.

4.             Караковский, В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. [Текст] // В.А. Караковский - М.: Просвещение;1992.- 126 с.

5.             Крутецкий, В.В. Психология обучения и воспитания школьников. [Текст]// В.В. Крутецкий М.: Просвещение, 2000- 304 с.

6.             Маркова, А.К., Никонова, А.Я. Особенности индивидуального стиля деятельности учителя [Текст]//Вопросы психологии. 1997. - №5

7.             Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации [Текст]// Интеграция методической(научно-методи-ческой) работы и системы повышения квалификации кадров. Челябинск, 2003.

8.             Панова, Н.В. Коучинг руководящих кадров: учеб. пос. [Текст].// СПб.: СПб ИВЭСЭП, 2011. 392 с.

9.             Панова, Н.В. Личностно-профессиональное развитие педагога на разных этапах жизненного пути: монография. [Текст]// СПб.: СПб АППО, 2009. 208 с.

10.         Панова, Н.В. Профессиональная жизнь педагога: монография. [Текст]// СПб.: ИПКСПО, 2007. 244 с.

11.         Понятие о личности, ее развитие и формирование [Электронный ресурс].//Студопедия ваша школопедия – Режим доступа: http://studopedia.ru/2_124684_ponyatie-o-lichnosti-ee-razvitii-i-formirovanii.html (дата обращения: 28.11.2015 г).

12.         Преподаватель [Электронный ресурс]. / Словари и энциклопедии на Академике - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1328030 (дата обращения: 28.11.2015 г).

13.         Пьянкова, Л.А. Индивидуальный подход к проблеме формирования профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа [Текст].// Вестн. Томского гос. пед. ун-та(Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2011. Вып. 4 (106).- С. 10–12.

14.         Равен, Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. [Текст].М.: Когито-Центр, 2002. – 396 с.

15.         Степанова, Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. [Текст]// СПб.: Алетейя, 2000. 288 с.

16.         Червонный, М.А. Стратегия человеческих ресурсов как основа формирования концепции дополнительного профессионального образо-вания учителей малокомплектных школ [Текст].// Вестн. Томского гос. пед. ун-та(Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2010. - Вып. 11 (101). - С. 9–13.

17.         Шпаргалки по педагогике [Электронный ресурс]. / Проект «Крибс Ми» - Режим доступа: http://cribs.me/pedagogika/opredelenie vospitaniya_ (дата обращения: 28.11.2015 г)

 

Опубликовано в группе «Материалы для студентов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.