12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гильманова Ольга Павловна971
Преподаватель в ГБПОУ СО "Уральский государственный колледж имени И.И.Ползунова". Высшая квалификационная категория. Преподаваемые дисциплины "Обществознание", "Экономика", "Введение в специальность", "ДОУ", "Основы экономики", "Финанс
Россия, Свердловская обл., Верхняя Пышма
Материал размещён в группе «Экономическое образование»
19

Статья «Саморазвитие и самообразование личности преподавателя экономических дисциплин как фактор профессионального успеха»

«Саморазвитие и самообразование личности преподавателя экономических дисциплин как фактор профессионального успеха»

Гильманова Ольга Павловна, ГБПОУ СО УГК имени И.И.Ползунова, преподаватель экономических дисциплин, высшая квалификационная категория

Сложившаяся в современном мире социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образовательная, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. И преподавателю в такой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их реализации, но и непосредственным творцом инновационных процессов. И сегодня готовность встречать любую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке, в быстро меняющихся условиях, очень важна для каждого преподавателя в учреждениях среднего профессионального образования.

Характер современной профессиональной деятельности преподавателя экономических дисциплин, требует совершенно нового педагогического мышления, ориентированного на индивидуальность мышления, преобладания образовательных интересов, ежедневное стремление к саморазвитию, самообразованию и к профессиональному успеху.

Ведущим компонентом профессионального самосо­вершенствования и самовоспитания преподавателя экономических дисциплин является самообразование, под которым понимается «целенаправленная, определенным образом осуществляемая по­знавательная деятельность педагога по овладению об­щечеловеческим опытом, методологическими и специ­альными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования пе­дагогического процесса». Самообразование — основа роста преподавателя экономических дисциплин как специалиста.

Педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».

Самообразование представляет собой специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей; непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии личности студентов.

Опыт работы над собой в плане самосовершенствования со­ставляет предпосылку профессионального самовоспитания преподавателя экономических дисциплин, ко­торое предполагает постоянное повышение профессиональной компетент­ности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Направленность  саморазвития и успех в педагогической деятельности преподавателя экономических дисциплин, обусловлены способно­стью  к  активной и целеустремленной деятельности, развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, решительность.

Творческая индивидуальность преподавателя выражается в активной преобразовательной деятельности, в процессах личностного выбора и личностного вклада, полной отдачи себя.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания преподавателя называют потребность в самосовершенствовании.

Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития.

Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и опредёляют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждения, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия). Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах преподавателя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития.

Профессиональное саморазвитие имеет в своей основе довольно сложную совокупность мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в повышении самообразования.

Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом ее должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности преподавателей называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность.

Эффективный путь профессионального самообразования преподавателя - участие в творческих поисках педагогического коллектива, разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, и активное использование педагогических технологий в образовательном учреждении.

Саморазвитие имеет двойной педагогический результат. С одной стороны - это изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой - овладение самой способностью заниматься саморазвитием.

Исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития.

Hа начальной (первой) стадии овладения профессиональным самовоспитанием его цели и задачи неконкретны, их содержание недостаточно определено. Они существуют в виде неопределенного желания стать лучше вообще, которое появляется при воздействии внешних стимулов. Средства и способы самовоспитания еще не вполне освоены. Процесс самовоспитания протекает как учебная процедура, поэтому студент нуждается в помощи со стороны значимого другого (преподавателя).

На второй стадии овладения саморазвитием целеполагание становится более определенным и конкретным. При этом цели и задачи, которые ставит перед собой студент, касаются конкретных качеств его личности. Многое в процедурах саморазвития зависит от внешних обстоятельств. Однако по мере накопления опыта, процедуры реализации саморазвития сокращаются. Рассудительность, самоинструкция, самокритичность - существенные проявления саморазвития на этой стадии.

На третьей стадии саморазвития педагог самостоятельно и обоснованно формулирует его цели и задачи. При этом содержание саморазвития поднимается от частных качеств до глобальных или общих профессионально значимых свойств личности. Планирование работы над собой, отбор средств самовоздействия осуществляются легко.

Самообразование и саморазвитие преподавателя базируется на принятии цели самоподготовки, содержания педагогических знаний, обеспечивающих информационную базу, реализации себя как субъекта инновационного процесса, оценке и самооценке достигнутого результата в соответствии с принятой целью.

      Кроме того, целью самовоспитания могут стать такие важные,  профессиональ­но  значимые  качества  личности  преподавателя,  как деловитость, организованность, толерантность,  настой­чивость в достижении цели, принципиальность,  самокритичность и др.,  теоретическая и методическая готовность к профессио­нальной деятельности,  достижение более высокого уровня развития эстетической культуры,  расширение духовного кругозора.

Самообразование предполагает не только чтение профессиональной литературы.  Важно быть в курсе новинок, знать современные подходы к развитию науки и общества.

Результатом работы по самообразованию и самораз­витию являются позитивные изменения в личности преподавателя и ус­пешное продвижение в учебно-научной деятельности: в научно-практических конференциях, семинарах, олимпиадах, Интернет тестировании, выставках научно-методических работ педагогических работников, посещение открытых уроков коллег, обмен опытом.  

Профессиональная деятельность педагога требует постоянной работы над  голосом —   совершенствованием своего  «рабочего инструмента»,   над развитием умений видеть аудиторию, владеть умением свободно излагать материал  без  опоры на конспект,  передавать свое отношение  к  излагаемому.

         Профессиональное самообразование и самовоспитание  преподавателя экономических дисциплин «через всю жизнь» можно определить как   постоянное самосовершенствование  путем неустанной работы над собой. Овладение основными способами и приемами профессиональ­ного саморазвития поможет преподавателю продук­тивно повышать свое педагогическое мастерство.

 

Используемая литература

1. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография - Волгоград: Перемена, 2014.

2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие. – М.: издательский центр «Академия», 2015.

3. Личностное и профессиональное развитие педагога // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество», 2013.

4. Торгунская Н. Л. Личностное знание как механизм развития педагогических инноваций// Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» / №1.

5. Новичков В.Б., Шевчен­ко В.М. Профессиональное самообразование учителя. М., 2014

6. Клименко Л. Н. Профессиональное самообразование педагога [Текст] // Психология: проблемы практического применения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013

7. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956

8. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Академия, 2015

9. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. – 2-е изд. – М., 2014

10. Образцова Л.В., Супрунова Л.Л., Тарасова О.А.  Педагогические технологии в инновационном образовании: учебное пособие; под ред. Л.Л.Супруновой.  – Пятигорск: ПГЛУ, 2015

Опубликовано в группе «Экономическое образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.