Статья «Личностно - ориентированный подход в обучении и воспитании»
"Личностно-ориентированный подход в обучении "
Еще недавно, закончив общеобразовательную школу, выпускник вступал в мир, стабильной экономики, развивающийся и меняющийся очень медленно. Подготовка дисциплинированного, ответственного исполнителя вполне отвечала запросам времени.
Сегодняшний день требует от выпускника не столько умений выполнять указания, действовать по инструкции, сколько решать проблемы жизни самостоятельно, проводить исследования, давать экспертные заключения, создавать проекты, проявлять находчивость и креативность в решении нестандартных задач.
В данном контексте традиционное обучение не может быть ведущим в целостном образовательном процессе. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ребенка, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения.
В условиях сегодняшнего дня школа остается единственным социальным институтом, который может взять на себя защиту прав каждого ребенка, обеспечивая полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста его индивидуальных ресурсов.
Сегодня в педагогической науке ярко заявляет о себе личностно - ориентированный подход, обеспечивающий создание новых механизмов в обучении и в воспитании и основывающийся на принципах глубокого уважения к личности, ее самостоятельности, учету индивидуальных особенностей.
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике, основной принцип которого - упор на учение, а не на преподавание. В центре обучения находится сам обучаемый, его личностный рост, смыслы учения и жизни. Следовательно, личность ребенка здесь выступает не как средство, а как цель.
Личностно - ориентированное обучение – это обучение, центром которого является личность ребенка, ее самобытность, самоценность. Это признание ученика главной фигурой всего образовательного процесса.
Особую роль в личностно ориентированном подходе играет знание учителем психологии. Учитель не сможет построить свою работу в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности. Ведь личность – это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром, а уровень ее развития характеризуется способностью к поддержанию и защите суверенного пространства этой индивидуальности. Внутренний мир личности есть своеобразное отражение того жизненного пространства, в котором происходит ее становление. Развивающий воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель. Учитель не только дает знания по своему предмету, он не только и не просто «учитель — предметник», а Учитель с большой буквы – воспитатель. От него зависит деятельность целого поколения. В связи с этим учителю необходимо строить отношения с детьми на основе личностного, а не формально-делового подхода. Учитель, реализуя в педагогической деятельности рефлексивно-адаптационную и деятельностно -творческую функции образования, совершенно по иному организует процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой. Первая функция состоит в том, чтобы «учить детей учиться», развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности. Вторая функция предполагает развитие в ребенке «умения думать и действовать творчески», формирование в личности ребенка творческого начала через творчески-продуктивную деятельность. В новом образовательном пространстве картина мира и личность ребенка строятся в процессе совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками. Здесь ребенок имеет право на поиск, ошибку и маленькие творческие открытия. В этом процессе поиска истины происходит переход от отчужденного знания, через личные открытия к личному знанию. Учитель просто обязан обеспечить на уроке приток свежих сведений из самых различных источников; дать совет, что прочитать, посмотреть, услышать, предоставить желающим возможность дополнить учительское повествование и поощрить их за это более высокой оценкой. Педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия для его самодвижения. Наряду с глубиной, особое значение имеет яркость сообщаемой ученикам информации, воздействующей, как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу их восприятия. Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви.
Мне, как коррекционному педагогу, наиболее близки и понятны принципы личностно ориентированного подхода. Часто приходится работать с детьми с различными психическими и поведенческими расстройствами. Уже давно определила для себя три важных аспекта в общении с детьми в ходе личностно - ориентированного обучения. Первый из которых – понимание. Понимание ребенка – проникновение в его внутренний мир. Понимание ученика связано с умением педагога найти степень внушаемости воспитанника, понять его положение. Так просто внушаемый ученик неуверен, чувственно неустойчив, просто поддается воздействию. В конфликтах эти ученики своенравны, истеричны, просто впадают в состояние аффекта. Следовательно, в работе с таковыми детьми педагог обязан внушить им веру в собственные силы, верность собственных мыслей, возможность решения появляющихся проблем. Важным для себя считаю и понимание ситуативного поведения ребенка, связанного с его личными переживаниями по поводу неблагоприятной обстановки в семье или в классе, а также его самочувствия
Второй аспект – принятие. Принятие ребенка – абсолютное позитивное к нему отношение, это признание того, что ребенок принят со всеми его особенностями, как физическими, так и психическими, что он имеет право быть таковым, какой он есть. А также защита его интересов, развитие компенсаторных возможностей.
Третий аспект – признание. Признание ребенка – право быть лично собой, примирение взрослых с его особенностью, взглядами, оценками, убеждением. Мы можем не воспринимать то, что для малыша считается весомым, принципиальным, однако самого его не отвергаем. Учителю важно верить в его способности, в то, что каждый ребенок найдет свой путь самореализации.
Любой ребенок должен быть в чем-то не хуже остальных, а может и превосходить в чем-то: кто-то отлично читает стихи, кто-то играет роли, кто-то танцует, кто-то одарен в арифметике,
В заключение хочется отметить, что современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного общества. Поэтому очевидна необходимость использования личностно-ориентированного подхода, с помощью которого возможно поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Для сохранения здоровья своих учащихся каждому педагогу чрезвычайно важно организовать необходимую педагогическую поддержку, причем в педагогическом сопровождении нуждаются и сильные, и слабые ученики. Поддерживать ребенка - значит верить в него. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей ребенка, его положительных сторон, принятии индивидуальности ребенка, предоставлении большей самостоятельности, демонстрации эмпатии к нему, создании условий для удовлетворения его потребностей. Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно не многое: признать каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.