Статья «Психолого-методический портрет преподавателя вуза: профессионально-важные качества, индивидуальная система знаний, профессиональные умения, навыки педагогической деятельности»

0
0
Материал опубликован 20 March 2023

«Психолого-методический портрет преподавателя вуза: профессионально-важные качества, индивидуальная система знаний, профессиональные умения, навыки педагогической деятельности»

 

Динамика жизни в настоящее время ставит перед образованием масштабные, сложные задачи, и их решение ведет к выдвижению системой образования все более возрастающих требований к личности преподавателя. Все это требует детального анализа новых фактов и явлений, происходящих в сфере образования, с целью изучения психолого-методического портрета преподавателя вуза. Реалиями сегодняшнего дня становятся высокие требования к педагогу в отношении его профессионально-важных качеств, индивидуальной системы знаний, профессиональных умений, а так же навыков педагогической деятельности.

Психолого-методический портрет преподавателя определяется многими факторами. Наличием профессионально-педагогических умений формулировать и достигать целей изучения преподаваемой дисциплины, адекватно оценивать учебный процесс и определять направления его дальнейшего развития и совершенствования, формировать взаимоотношения между преподавателем и студентом, проводить занятия максимально мотивируя познавательную деятельность.

Современный педагог должен быть:

- обучающим (передающим знания, формирующим навыки и умения);

- воспитывающим (всесторонне развивающим личности студентов, развивающим профессиональные и психологические качества);

- ученым (занимающимся научными исследованиями в области преподаваемых дисциплин);

- менеджером (организующим аудиторные занятия, стимулирующим и контролирующим самостоятельную работу студентов).

Масштабные процессы, происходящие в мировой экономике, политике, социальной и культурной жизни, не могли не затронуть систему профессионального образования. По мнению многих ученых, образование перестало быть консервативным социальным институтом, ориентированным только на передачу культурного опыта, оно является элементом мирового сообщества и может рассматриваться как подсистема и социальной, и экономической мировой системы.

И преподаватель вуза, являясь важным звеном системы образования должен стремиться в совершенстве овладевать основами научно-методической и учебно-методической работы, разнообразными методами и приемами изложения учебного материала, различными методами формирования навыков самостоятельной работы студентов, современными образовательными и информационными технологиями используемыми в учебном процессе. Поэтому высококвалифицированные, конкурентоспособные специалисты-преподаватели, качественно выполняющие свои профессиональные обязанности, должны данный процесс постоянно совершенствовать.

Исходя из сказанного, определим цель работы: рассмотреть психолого-методический портрет преподавателя вуза.

В связи с поставленной целью возникает необходимость решить следующие задачи:

-Изучить психолого-педагогическую, публицистическую, литературу по проблеме.

-Рассмотреть основные профессионально-важные качества преподавателя вуза.

-Остановиться на специфических особенностях индивидуальной системы знаний преподавателя.

-Выделить профессиональные умения, навыки педагогической деятельности преподавателя высшей школы.

Реферат для защиты на итоговой аттестации состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.

 

Проблема профессиональной деятельности педагога и особенностей его личности выступает предметом исследования многих авторских коллективов и ученых (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Б.З. Вульфов, И.А. Зимняя, А.К.Маркова, А.В. Мудрик, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, В.А. Сластелин и др.), в их исследованиях рассматриваются различные характеристики профессионально-педагогической деятельности.

Профессионализм – это не только результат усвоения необходимых знаний и умений, это и постоянная динамика профессионально-личностного развития, проявляющаяся в формировании индивидуального стиля деятельности, в изменении сознания специалиста, его установок и отношений к трудовой деятельности. Профессионализм - это и процесс, и промежуточный результат профессионально-личностного становления специалиста, его постоянного прогрессивного развития.

К профессионально-важным качествам относятся: человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, общительность, самокритичность, доброжелательность, патриотизм, эмоциональная культура. Обязательное для преподавателя качество – гуманизм - отношение к растущему человеку, как высшей ценности на земле (сочувствие к ученику, помощи ему, уважение его мнения, озабоченности развитием его личности).

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах, обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности учащиеся не должны чувствовать и видеть.

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных:

-владение методикой преподавания предмета,

-общая эрудиция

-широкий культурный кругозор,

-педагогическое мастерство,

-владение современными педагогическими технологиями,

-педагогический такт,

-владение технологиями общения,

-ораторское искусство и другие качества.

Сегодня практически все страны мира испытывают потребность в выработке новой образовательной системы, основу которой составляет непрерывность образования. Образование и развитие системы непрерывного (пожизненного) образования вызывают заметные изменения в педагогической профессии. Число специалистов, вовлеченных в процесс обучения и воспитания детей, молодежи и взрослых непрерывно растет. При этом наблюдается и усиление разнообразия в педагогической профессии.

Анализ мировых тенденций в области образования в частности профессионально — педагогического, свидетельствует о необходимости предъявления более высоких требований, как педагогическому профессионализму, так и личностным качествам учителя.

Преподавателю ХХI века необходимо непрерывно овладевать прогрессивными технологиями обучения и воспитания, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта, адаптировать их применение к своей предметной деятельности, предстоит решать ряд новых сложных профессионально — педагогических проблем, требующих интеграции знаний, практических умений и навыков — всё это потребует от учителя значительных усилий и способностей к непрерывному образованию.

Можно привести множество примеров из жизни великих людей прошлого, которые именно благодаря работе над собой достигли больших высот в той или иной сфере.

Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко, говоря о своем профессиональном становлении на педагогическом поприще, писал: «Я не обладаю педагогическим талантом и пришел в педагогику случайно, без всякого на то признания. Но я научился. Я сделался мастером своего дела. А мастером может сделаться каждый, если ему помогут и если он сам будет работать».

Говоря о роли самообразования, самовоспитания Л.Н. Толстой в 19 лет писал в дневнике: «У меня есть три недостатка: бесхарактерность, раздражительность и лень, от которых я должен исправляться. Буду со всевозможным старанием следить за этими пороками и записывать». Им было составлена целевая программа, правила самосовершенствования (например «Каждое утро назначай себе все, что ты должен сделать в продолжении целого дня, и исполняй всё назначенное»). Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания учителя является самообразование под которым понимается целенаправленная познавательная деятельность педагога по овладению специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса.

Учитель, по словам А. Дистервега «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием», или К.Д. Ушинский, утверждавший, «что учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

Сама жизнь обозначила проблему непрерывного педагогического образования как наиболее актуальную. Профессиональное самовоспитание имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в совершенствовании в дальнейшем личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т. д.) — все это вызывает систему действий по совершенствованию.

Самый простой и в то же время надежный способ формирования профессионального — идеала:

 -изучение специальной литературы;

-знакомство с жизнью и творчеством выдающихся педагогов с целью поиска своего идеала учителя;

-составление своей программы самообразования и самовоспитания;

-ведение дневника, по которому можно наблюдать за развитием своих способностей;

-наличие времени, оно необходимо педагогу для чтения художественной литературы, периодических изданий, посещения музеев, театров и т.д. 

Процесс профессионального самовоспитания индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить , в этапа

-самопознание;

-самопрограммирование;

-самовоздействие (особенности своей личности и конкретные условия).

Кроме своих непосредственных профессиональных функций педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные. Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. На первый план выдвигается, интегральное качество — учительское мастерство.

Мастерство — это «высокое» и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по признанию и любящему детей. Педагог — это мастер своего дела — это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, практически разбирающийся в вопросах общей и детской психологии, в совершенстве владеющей методикой обучения и воспитания. Мастерство учителя выражается, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы даже при самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке. Для него домашнее задание — это способ углубления, закрепления, расширения знаний.

Важным также показателем мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность. Следующая составная часть педагогического мастерства — это умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у учащихся высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность.

Задачи учителя — найти путь к выработке положительных эмоций в самом процессе учения. Это: разнообразие методов работы, эмоциональность, активность учителя, интересные примеры и т.д. — они способствуют росту симпатии к учителю, вырабатывают устойчивый интерес к предмету.

Суть педмастерства — это своеобразный сплав личной культуры, знаний и кругозора, его всесторонность теоретической подготовки с совершенным овладением приёмами обучения и воспитания, педагогической техникой и передовым опытом.

Педагогическая деятельность — это особый вид человеческой деятельности, имеющий целенаправленный характер, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить, например, умению читать географическую карту, воспитать такое качество личности, как патриотизм. В широком смысле педагогическая деятельность направлена на выполнение вечной социальной функции, состоящей в передаче, трансляции накопленного человечеством опыта будущим взрослым.

Каждый вид педагогической деятельности имеет свою собственную структуру, причем составляющими каждого вида деятельности являются ее объект и субъект, цель, содержание деятельности, способы достижения цели, результат.

Цель педагогической деятельности формируется в связи с реализацией цели обучения и воспитания гармонично развитой личности. Цель педагогической деятельности, разрабатывается, и формируется как совокупность социальных требований к каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также основных тенденций общественного развития.

Субъектом педагогической деятельности является обучающий, педагог. Объектом же этого вида деятельности , и одновременно и ее субъектом, поскольку педагог не только оказывает соответствующие воздействия на учащихся, но и, в свою очередь, испытывает определенные воздействия с их стороны, выступают обучаемые, группа или учебный коллектив.

Содержание преподавательской деятельности охватывает процесс организации учебной деятельности, направленной на усвоение предметного социокультурного опыта, как основы и условия развития, а так же процесс организации собственной деятельности.

Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются объяснение, показ, совместная работа, непосредственная практика обучающихся.

Результатом педагогической деятельности является развитие обучающегося: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.

Целостное концептуальное представление о деятельности содержится в трудах отечественных ученых К.А. Абульхановой-Славской, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и др. Большой вклад в понимание сущности педагогической деятельности, ее содержания и структуры внесли исследования таких педагогов и психологов, как З.Ф. Есарева, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.И. Рогова, В.А. Сластенина и др. Однако следует учитывать, что профессиональная деятельность современного преподавателя претерпела существенные изменения в связи с усложнением его функций, с появлением новых образовательных технологий и информационных средств обучения.

Таким образом: под педагогической деятельностью понимается особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Традиционно выделяют два вида профессиональной деятельности преподавателя высшей школы – педагогическую и научно-исследовательскую, считая, что именно в этом и заключается специфика его труда. Однако при таком усеченном подходе, по сути, игнорируются другие виды деятельности преподавателя:

-предметно-методическая, связанная с пополнением знаний по учебным курсам и разработкой их методического обеспечения;

-психолого-педагогическая деятельность, предполагающую общение со студентами;

-технико-дидактическая деятельность, связанная с внедрением и активным использованием технических средств обучения;

-управленческая, предпринимательская и другие виды деятельности.

Бесспорно, ведущей в структуре профессиональной деятельности вузовского преподавателя является педагогическая деятельность, представляющая собой органический сплав преподавания и воспитания, которая реализуется в определенных ситуациях через выполнение самых разнообразных действий, подчиненных определенным целям и направленных на решение тех или иных педагогических задач.

Содержание психолого-педагогической деятельности преподавателя весьма многообразно и определяется конкретными задачами обучения и воспитания студентов. Специфика данного вида деятельности заключается в том, что в ее основе лежит непосредственное, или опосредованное техническими средствами (как при дистанционном обучении) коммуникативное взаимодействие преподавателя со студентами. В данном случае уместно говорить именно о психолого-педагогической деятельности, потому что преподавателю приходится решать не только воспитательные и дидактические задачи, которые сами по себе требуют хорошей психологической подготовки, но и выполнять собственно психологические функции, связанные с диагностикой индивидуальных особенностей студентов, прогнозированием развития их личности, стимулированием учебной деятельности, организацией продуктивного общения, разрешением конфликтных ситуаций и т.п. Рамки психолого-педагогической деятельности ограничены ее предметом (обучение, воспитание, развитие студентов) и сведены к системе «человек-человек».

Усиление технизации дидактического процесса, распространение информационно-коммуникационных средств обучения ведет к тому, что преподаватели должны профессионально владеть соответствующими технико-дидактическими умениями. По прогнозам экспертов, именно технико-дидактическая направленность профессиональной деятельности преподавателя со временем будет доминировать. Уже сейчас часть вузовских педагогов работает в режиме дистанционного обучения, успешно осваивает технологию использования компьютерных и телевизионных средств, проведения лекций-презентаций, видеотренингов, имитационных лабораторных практикумов и других инновационных форм и методов обучения. Предметом технико-дидактической деятельности преподавателя является разработка и использование обучающих технологий на основе современной, прежде всего, информационной техники.

Преподаватель вуза реализует не только функции обучения и воспитания студентов, не только осваивает информационные дидактические технологии, он является, прежде всего, специалистом в какой-либо предметной области. Подготовка современных студентов требует постоянного обновления предметных знаний и совершенствования содержания учебных курсов. Изучение новой информации и методическое обеспечение учебной дисциплины занимает достаточно большой объем времени в процессе подготовки преподавателя к занятиям. Учитывая это, целесообразно рассматривать предметно-методическую деятельность как самостоятельный вид деятельности преподавателя. Ее предмет – отбор и анализ информации, конструирование структуры и содержания учебного курса.

Педагогическая деятельность преподавателя теснейшим образом связана с его научно-исследовательской работой. Обновление знаний по предмету осуществляется не только путем переработки новейшей информации, но и путем проведения самостоятельного исследования в области конкретной науки. Высшие учебные заведения исторически развивались как сообщества ученых, осуществляющих и научную, и педагогическую работу.

В настоящее время роль высшей школы в развитии фундаментальной и прикладной науки только возрастает, что связано с принятием соответствующих федеральных программ. Правительство на конкурсной основе определило группу исследовательских университетов, которые получают государственную помощь на проведение научных исследований и развитие инновационных технологий. Научно-исследовательская работа остальных вузов осуществляется на основе грантовой поддержки.

Научно-исследовательская деятельность продолжает рассматриваться и как составная часть обязанностей всех членов преподавательского коллектива, и как главное средство повышения квалификации преподавателей. Оригинальные исследования в области естественных, социально-гуманитарных, технических и других наук пополняют научные знания по специальности и непосредственно влияют на качество преподавания. В исследовании З.Ф. Есаревой убедительно доказано позитивное влияние научного творчества на педагогическую деятельность: научная работа преподавателя повышает качество обучения, а педагогическая работа, в свою очередь, может стать стимулом для научных изысканий.

При этом существуют и дополнительные виды деятельности, которые выполняются в соответствии с характером базовой профессиональной подготовки преподавателей и с учетом новых функций, которые на них возлагаются. Так, например, преподаватели специальных кафедр технического вуза участвуют в хоздоговорных работах, занимаются изобретательством, выполняют функции технических экспертов и консультантов. С расширением инновационной функции высшей школы, с появлением в ее организационной структуре малых предприятий, опытно-конструкторских и иных подразделений, объем специально-профессиональной деятельности (инженерно-технической, технологической, сельскохозяйственной, художественной и т.д.) существенно возрастает.

Увеличение коммерческой составляющей деятельности высшей школы актуализирует экономическую, маркетинговую, социально-правовую, хозяйственную и другие виды деятельности преподавателя.

Стоит учитывать, что часть вузовских преподавателей занята административной работой, то есть в их деятельности в достаточно большом объеме присутствуют управленческие функции. Другие заняты материально-техническим оснащением учебного процесса, преподают в системе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Кроме того, в качестве отдельного вида деятельности можно рассматривать профессионально-личностное развитие преподавателя (деятельность, предметом которой является саморазвитие).

Таким образом, все вышеперечисленные виды деятельности непосредственно связаны друг с другом, но при этом сохраняют свою автономность. Кроме того, в деятельности конкретного преподавателя одни виды могут доминировать, а другие использоваться в «свернутом» варианте. Так, например, есть преподаватели-предметники, преподаватели-просветители, преподаватели-ученые, преподаватели, занятые преимущественно техническим оснащением дидактического процесса.

Профессионально-педагогическая деятельность вузовского преподавателя есть не что иное, как особым образом организованный вид трудовой деятельности по обучению, воспитанию и развитию личности студента.

Современной тенденцией развития науки, культуры является взаимодействие различных областей, что отражается на открытии новых межнаучных направлений, культурных сфер, специальностей и специализаций. В этой связи в образовательном процессе актуализируется проблема объединения учебных дисциплин, методологических стратегий, подходов в реализации межпредметных связей, создания единой развивающей среды. Разработка целостных междисциплинарных интегрированных курсов в значительной мере меняет структуру знаний, умений и навыков учителя.

Педагогические умения – основа профессии учителя. Психологической основой педагогических умений, по К.К.Платонову, является единое взаимоотношение между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения. Под педагогическим умением понимают владение педагогом определенными способами и приемами педагогической деятельности, основанное на сознательном применении психолого-педагогических знаний.

При определении перечня профессиональных умений большинство исследователей исходит из функций педагога. Так, О.А.Абдуллина считает первейшей функцией любого педагога изучение учащихся и выдвигает на первый план диагностические умения, затем – проектировочные, воспитательные и исследовательские. А.И.Щербаков выделяет следующие функции умений: информационная, развивающая, ориентационная, мобилизационная, конструктивная, коммуникативная, организаторская, исследовательская.

В.А.Сластенин выделяет конструктивно-планирующую, организаторскую, коммуникативно-обучающую, воспитывающую и исследовательскую функции педагогических умений.

Структура педагогических умений

 

Умение "переводить" содержание процесса воспитания в конкретные педагогические задачи:

- изучение личности и коллектива;

-проектирования развития коллектива и отдельных учащихся;

-выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Умение построить и привести в движение педагогическую систему:

- комплексное планирование образовательно-воспитательных задач;

- отбор содержания образовательного процесса;

-оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания:

- активизация личности обучаемого, развитие его деятельности;

- организация и развитие совместной деятельности;

- обеспечение связи учебного заведения со средой.

Умение учета и оценки результатов педагогической деятельности:

- самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя;

- определение нового комплекса педагогических задач.

Педагогическую компетентность преподавателя составляет совокупность знаний, умений и педагогических и научно-исследовательских способностей, необходимых ему для выполнения функции обучения и воспитания студентов. Он должен знать: государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; цели и сoдержание высшего профессионального образования; принципы построения содержания профессионального образования; предмет, основные понятия и задачи научной дисциплины «Педагогика высшей школы»; сущность и закономерности процесса обучения и воспитания; принципы, методы и организационные формы обучения и воспитания студентов; современные педагогические технологии.

Быть способен: самостоятельно подбирать учебный материал и оптимальные технологии их подачи студентам с целью обеспечения усвоения студентами за сравнительно короткий срок его значительного объема информации; правильно планировать и организовывать занятия с использованием активных и интерактивных методов обучения, обеспечивающих процесс творческого познания  и добывания собственных знаний, формирования умений и навыков самими студентами; формировать у студентов мотивацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности; передавать свой опыт коллегам и учиться у них, заниматься самообразованием.

В деятельности преподавателя особое место занимает умение выстраивать общение со студентами, своими коллегами. В данном случае оно выступает средством научной и педагогической коммуникации, условием совершенствования профессионализма, создания благоприятного психологического климата в студенческой аудитории, между педагогом и студентами. Для этого преподаватель должен владеть специальными коммуникативными умениями, к которым относятся: познание личности обучающегося – студента; организация деятельности студентов в образовательном процессе в форме сотрудничества, творческого поиска; восприятие и правильное оценивание ситуации общения; сочувствие, сострадание, понимание личности студента; сочетание уважения личности обучающегося с высоким уровнем требовательности к нему, построенного на гуманистических методах взаимодействия.

При этом он должен быть способен: выступать в студенческой аудитории, вести беседу или дискуссию, используя вербальные и невербальные средства общения; объективно воспринимать партнера по общению и вызывать у него потребность к совместной деятельности; способность предвидеть и предупреждать конфликты; способность конструктивно критиковать, воспринимать и учитывать критику. В качестве одного из самых важных коммуникативных способностей преподавателя выступают рефлексивные способности, позволяющие ему объективно осознать, как он воспринимается партнером по общению, что возможно при умении воспроизводить внутренний мир собеседника.

Помимо, выде­ленных коммуникативных умений и способностей особо стоит сказать о профессионально важных личностных качествах преподавателя, наличие которых является катализ­атором становления профессионально компетентного преподавателя вуза. Сюда входят: подлинный интерес к студентам, потребность и умение с ними общаться; умение ощущать и подде­рживать обратную связь в общении; умение управлять собой, своими чувствами, быть эмоционально устойчивым; умение прогнозировать педагогические ситуации, возмо­жные последствия и пути их решения; способность к педагогической импровизации; умение применять все разнообразие методов взаим­одействия (убеждение, внушение, беседа, дискуссия, психическое заражение и др.).

Как известно, преподавательская деятельность это управленческая деятельность и для ее успешной реализации преподаватель должен обладать организаторскими умениями, включая знания в области менеджмента образования: понятие о менеджменте, его цели, значение, функции и особенности менеджмента образования.

Преподаватель должен уметь выполнять действия по: определению цели учебно-­познавательной деятельности студен­тов; планировать содержание, методы, средства обучения по преподаваемой дисциплине; подготовить и провести различные виды занятий, органи­зовать совместную деятельность студентов, контроль за выполнением работ и оценку результатов, обеспечение учебной дисци­плины при творческой обстановке.

И конечно, определяясь с составляющими профессиональной умений преподавателя вуза непременно нужно остановиться на креативной составляющей. Креативность - это относительно устойчивая характе­ристика личности, показывающая уровень ее творческой одаренности, способность к творчеству. Проявляется в творческом процессе, обеспечивающемся системой знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых ему для творчества. Пожалуй, самым важным составляющим данного вида умений является способность к творчеству: интуиция, ассоциативность, одухотворенность, воображение; чувство новизны; гибкость и критичность ума, изобретательность, самобытность; умение видеть знакомое в незнакомом; способность к анализу, синтезу и комбинированию; способность к предвидению, переносу опыта; способность ставить и решать нестандартные задачи; стремление к новому, свободе.

Преподаватель вуза на каждом этапе профессиональной деятельности включается в решение всего комплекса педагогических задач, для решения которых требуется реализация всего его профессионально-педагогического опыта. Многообразные ситуации взаимодействия со студентами и коллегами также побуждают преподавателя оценивать степень развития своих профессионально-личностных качеств, умений и навыков, и определять траекторию самообразования и самовоспитания.

Все это делает профессиональную деятельность конкретного преподавателя неповторимой, продуктивной и обеспечивает эффективную научно-исследовательскую работу.

В своей профессионально-педагогической деятельности я применяю различные технологии, умения и навыки педагогической деятельности. По ходу учебных занятий я стараюсь создавать «ситуации успеха», быть доброжелательной и заинтересованной в достижениях каждого студента. Поощряю высказанные студентами идеи, гипотезы, привлекаю их личный опыт при изучении нового материала. Пытаюсь так проводить уроки, чтобы ребятам было интересно.

На уроках дисциплины «Культура дома» использовала технологию проектного обучения. Эта технология позволяет студентам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до ее реализации в модели, изделии. Например, выполняя внеаудиторные и практические работы, студенты, приобретают знания и умения в области функционального оснащения, дизайна и декоративного оформления жилых помещений, ремонтно-строительных работ, и семейной экономики. Результатом выполнения практических и внеаудиторных работ является законченный дизайн - проект жилого помещения.

В ноябре 2006 г. «Творческий проект студентов специальности «Технология» по дисциплине Культура дома» был представлен на 3-м Всероссийском смотре-конкурсе научно-технического творчества студентов ССУЗ и награжден дипломом за дизайнерское решение.

Практические работы на уроках дисциплины «Культура дома» студенты выполняли в программе Arcon home - визуальная архитектура и дизайн. Это современное программное средство для построения чертежей, архитектурного проектирования, дизайна интерьеров, моделирования ландшафтов.

Одна из первых в колледже, разработала электронный учебник по дисциплине «Культура дома» на основе учебно-методического комплекса, который получил высокую экспертную оценку института проблем развития СПО Федерального агентства по образованию и направлен на присвоение грифа.

Совместно с преподавателями других методических комиссий провожу интегративные занятия, которые строятся на проведении ролевых дидактических игр с элементами импровизации, что, с одной стороны, интенсифицирует ход занятия, а с другой стороны, способствует формированию у студентов опыта творческой педагогической деятельности, преодолению педагогических стереотипов. Наиболее успешным считаю проведенное воспитательное интегративное мероприятие «Умники и умницы» в котором участвовали студенты нескольких специальностей, разных курсов.

Информационные технологии являются неотъемлемой частью практически всех проводимых мною уроков. Разработан курс мультимедийных презентаций по преподаваемым дисциплинам, которые систематически используются на уроках; так же активно использую электронные учебники, в частности: 1С Экономика и право, практикум 1С Экономика и более 40 электронных энциклопедий и мультимедийных приложений.

Наряду с традиционными формами и методами проведения учебных занятий, свободно владею инновационными методиками и технологиями, в частности, интегративно-модульными и проблемно-игровыми. Совместно с преподавателями других дисциплин, разработаны и проведены ряд воспитательных интегративных мероприятий: «Умники и умницы», «Знатоки экономических дисциплин», интегративное мероприятие по культурологии и иностранным языкам, интегративное мероприятие «Две колыбели России».

Стараюсь проводить интересные уроки, отличающиеся своей новизной, содержательностью, доступностью, и логичностью изложения учебного материала.

Мы живем в мире, пронизанном потоками информации – яркой, броской, активной, часто бессмысленной, но всегда рассчитанной на то, чтобы остаться в памяти, завладеть вниманием. Конкурировать с этим непросто, а используя только традиционные методы, почти невозможно. Поэтому помочь ученику ориентироваться в условиях огромного количества, все более появляющейся информации, уметь оценить ее качество, и уметь ее применить, – одна из важнейших задач учителя.

Но при этом информационные образовательные ресурсы должны не заменять традиционные профессиональные умения, навыки педагогической деятельности, а помочь им быть более результативными. Очень важно, чтобы новшества применялись не вместо, а вместе с традиционными, классическими образовательными технологиями.

Опыт преподавательской работы у меня сравнительно небольшой и в будущем достичь успеха, можно только постоянно работая над собой, пополняя свои знания и учась умению критически оценивать фактический материал его целенаправленность.

 

Важнейшими ценностными установками преподавателя вуза являются совершенствование педагогического мастерства, профессиональное признание как стимул к дальнейшему профессиональному росту и творческое самовыражение через педагогическую и научную деятельность.

Требования к психолого-методическому портрету преподавателя высшей школы постоянно усложняются, что обусловлено рядом причин.

Во-первых, социальный заказ на подготовку кадров высшей квалификации, способных совершенствовать инновационную экономику и создавать условия обеспечивающие конкурентоспособность государства, требующий всестороннего развития образовательного процесса в вузе, постоянного повышения его качества.

Во-вторых, интеграция систем российского и европейского образования, предусмотренная подписанием Болонской декларации, предполагает использование инновационных подходов к подготовке студентов и соответственно предъявляет высокие требования к компетентности вузовских преподавателей.

В-третьих, технизация и информатизация образования расширяет возможности педагогов в передаче и трансляции учебного знания, заставляет их осваивать современные информационные технологии. Все это коренным образом меняет позицию и роль преподавателя в дидактическом процессе вуза, характер коммуникативного взаимодействия его со студентами.

И, наконец, компетентностный подход к подготовке современных специалистов, предусмотренный реформой высшего образования, ставит в число первоочередных не только проблему формирования социально-профессиональных компетенций студентов, но и развитие психолого-методической компетентности самого преподавателя.

Необходимость психолого-методического совершенствования преподавателей высшей школы продиктована также и тем, что постоянное обновление специально-предметных знаний, из-за высьма скорого их устаревания и обновления, несколько сдерживает возможности преподавателей в психолого-педагогическом и методическом самообразовании, а некоторая удаленность гуманитарной информации от содержания профессиональной базовой подготовки снижает эффективность ее восприятия.

Поэтому существенно возрастает роль непрерывного самосовершенствования и самообразования, максимально приближенного к реальной действительности. В связи с этим в настоящее время исследователи значительно чаще обращают свое внимание на интерактивность, динамичность, междисциплинарность и системность образовательной среды.

Существенное возрастание роли образования привело к тому, что наряду с традиционными функциями учителя в условиях модернизации образования становятся актуальными такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование и организация педагогической деятельности. В сложившихся современных условиях становятся востребованными функции, связанные с управленческой, экономической, правовой, социальной деятельностью преподавателя. При переходе к информационному обществу характеризующемуся постоянным ростом объемом разнообразной информации, постоянно обновляющихся знаний, всё более важным для учителя становится умение вести самостоятельную научно — исследовательскую работу и возрастает значение его профессиональной мотивации.

 

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Теги публикации
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации