Рабочая программа курса «Подготовка студентов колледжа к ЕГЭ и вступительным испытаниям в вузе по русскому языку»

0
0
Материал опубликован 11 April 2017
 

Департамент образования и науки Приморского края

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Промышленный колледж энергетики и связи»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Подготовка студентов колледжа

к ЕГЭ и вступительным испытаниям в вузе

по русскому языку»

Разработчик: Кытманова Лидия Владимировна – преподаватель КГА ПОУ «Промышленный колледж энергетики и связи»

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса составлена на основе Государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку, контрольно-измерительных материалов к проведению ЕГЭ по русскому языку. Рабочая программа курса предназначена для подготовки студентов колледжа к ЕГЭ и вступительным испытаниям в вузе по русскому языку и составлена из расчета 2 часа в неделю (40 часов - с 1ноября 2016 по 20 мая 2017 г ).

Курс используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку при подготовке к единому государственному экзамену. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт студентам целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

ЦЕЛИ КУРСА: освоение студентами норм русского литературного языка, подготовка к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей жизни.

Задачи курса:

- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

- обучение студентов осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка.

Курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:

- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Коммуникативная компетенция (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе . Композиция письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.

Этическая норма.

Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.

Обобщающее повторение

Литература

1.С. В. Драбкина, Д.И. Субботин.ЕГЭ. Русский язык. – М: «Интеллект-центр», 2016

1. ЕГЭ 2016. Русский язык. Тренировочные задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова, - М .:Эксмо, 2016.

2. ЕГЭ 2016 Русский язык. Репетитор/И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.:Эксмо, 2016.

3.ЕГЭ 2016. Русский язык. Сборник заданий/И.П.Цыбулько, .И.Львова.-М.:Эксмо, 2016.

4. Бисеров А.Ю.ЕГЭ 2016.Русский язык. Тематические тренировочные задания.-М.:Эксмо, 2016.

5. Гостева Ю.Н. ЕГЭ Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ.-М.: Издательство «Экзамен», 2016.

6. Егораева Г.Т. ЕГЭ.Практикум по русскому языку: М.:Издательство «Экзамен», 2017

7.Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2016.

Календарно - тематическое планирование курса

«Подготовка к ЕГЭ и вступительным испытаниям в вузе по русскому языку»

п/п

Тема занятия

Кол.

час.

Дом.

задание

Дата пров.

1

Введение. Цели и задачи курса. Знакомство демоверсией. Структура и содержание ЕГЭ по русскому языку, спецификация, бланки ответов, правила их заполнения.

1

Приобрести пособие С.В. Драбкиной

 

2

Задание1.Выявление главной информации, содержащейся в тексте

1

Выполнить задание №1 (по Драбкиной)

 

3

Задание 2. Средства связи предложений в тексте

1

Выполн. задан .№2

 

4

Задание 3. Контекстное определение лексического значения многозначных слов

1

Выполн. задан .№3

 

5

Задание 4. Орфоэпические нормы русского языка. Постановка ударения

1

Выполн. задан. №4

 

6-7

Задание 5. Паронимы и их лексическая сочетаемость. Словарь паронимов.

2

Выполн. задан№5

 

8

Задание 6. Грамматические нормы русского языка. Образование формы слова

1

Выполн. задан№6

 

9-10

Задание 7. Синтаксические нормы русского языка

2

Выполн. задан№7

 

11

Задание 8. Правописание гласных в корне слова. Чередование гласных в корне

1

Выполн. задан№8

 

12

Задание 9. Правописание приставок. Буквы и, Ы после приставок. Разделительные Ь,Ъ

1

Выполн. задан№9

 

13

Задание 10. Буквы Е, И в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов

1

Выполн. задан№10

 

14

Задание 11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

1

Выполн. задан№11

 

15

Задание 12. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

1

Выполн. задан№12

 

16-17

Задание 13. Правописание производных предлогов, союзов. наречий

2

Выполн. задан№13

 

18

Задание 14. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

1

Выполн. задан№14

 

19

Задание 15. Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами

1

Выполн. задан№15

 

20

Задание 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

1

Выполн. задан№16

 

21

Задание 17. Знаки препинания при выделении вводных слов

1

Выполн. задан№17

 

22

Задание 18. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

Выполн. задан№18

 

23-24

Задание 19. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

2

Выполн. задан№19

 

25

Задание 20. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

1

Выполн. задан№20

 

26

Задание 21. Функционально-смысловые типы речи. Описание, повествование, Рассуждение.

1

Выполн. задан№21

 

27

Задание 22. Лексические средства выразительности

1

Выполн. задан№22

 

28

Задание 23.Средсва связи предложений в тексте.

1

Выполн. задан№23

 

29-30

Задание 24. Изобразительно-выразительные средства языка

2

Выполн. задан№24

 

31

Задание 25.Сочинение рассуждения. План написания. Критерии оценивания. Формулировка проблемы.

1

Сформулировать проблему текста

 

32-33

Задание 25. Сочинение-рассуждение. Комментарий проблемы. Позиция автора.

2

Написать по тексту комментарий , авторскую позицию

 

34-36

Задание 25. Сочинение-рассуждение. Формулирование собственного мнения. Аргументы. Создание банка аргументов

.Заключение.

3

Написать сочинение

 

37

Задание25 . Анализ (самоанализ) сочинения-рассуждения

1

Исправить ошибки

 

38-39

Тестирование

2

Выполнить задания 1-24

 

40

Анализ тестирования

1

Исправить ошибки

 
 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации