Рабочая программа курса «Подготовка студентов колледжа к ЕГЭ и вступительным испытаниям в вузе по русскому языку»
Департамент образования и науки Приморского края
краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Промышленный колледж энергетики и связи»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«Подготовка студентов колледжа
к ЕГЭ и вступительным испытаниям в вузе
по русскому языку»
Разработчик: Кытманова Лидия Владимировна – преподаватель КГА ПОУ «Промышленный колледж энергетики и связи»
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса составлена на основе Государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку, контрольно-измерительных материалов к проведению ЕГЭ по русскому языку. Рабочая программа курса предназначена для подготовки студентов колледжа к ЕГЭ и вступительным испытаниям в вузе по русскому языку и составлена из расчета 2 часа в неделю (40 часов - с 1ноября 2016 по 20 мая 2017 г ).
Курс используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку при подготовке к единому государственному экзамену. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт студентам целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение студентами норм русского литературного языка, подготовка к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей жизни.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение студентов осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка.
Курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе . Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение
Литература
1.С. В. Драбкина, Д.И. Субботин.ЕГЭ. Русский язык. – М: «Интеллект-центр», 2016
1. ЕГЭ 2016. Русский язык. Тренировочные задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова, - М .:Эксмо, 2016.
2. ЕГЭ 2016 Русский язык. Репетитор/И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.:Эксмо, 2016.
3.ЕГЭ 2016. Русский язык. Сборник заданий/И.П.Цыбулько, .И.Львова.-М.:Эксмо, 2016.
4. Бисеров А.Ю.ЕГЭ 2016.Русский язык. Тематические тренировочные задания.-М.:Эксмо, 2016.
5. Гостева Ю.Н. ЕГЭ Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ.-М.: Издательство «Экзамен», 2016.
6. Егораева Г.Т. ЕГЭ.Практикум по русскому языку: М.:Издательство «Экзамен», 2017
7.Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2016.
Календарно - тематическое планирование курса
«Подготовка к ЕГЭ и вступительным испытаниям в вузе по русскому языку»
№ п/п |
Тема занятия |
Кол. час. |
Дом. задание |
Дата пров. |
1 |
Введение. Цели и задачи курса. Знакомство демоверсией. Структура и содержание ЕГЭ по русскому языку, спецификация, бланки ответов, правила их заполнения. |
1 |
Приобрести пособие С.В. Драбкиной |
|
2 |
Задание1.Выявление главной информации, содержащейся в тексте |
1 |
Выполнить задание №1 (по Драбкиной) |
|
3 |
Задание 2. Средства связи предложений в тексте |
1 |
Выполн. задан .№2 |
|
4 |
Задание 3. Контекстное определение лексического значения многозначных слов |
1 |
Выполн. задан .№3 |
|
5 |
Задание 4. Орфоэпические нормы русского языка. Постановка ударения |
1 |
Выполн. задан. №4 |
|
6-7 |
Задание 5. Паронимы и их лексическая сочетаемость. Словарь паронимов. |
2 |
Выполн. задан№5 |
|
8 |
Задание 6. Грамматические нормы русского языка. Образование формы слова |
1 |
Выполн. задан№6 |
|
9-10 |
Задание 7. Синтаксические нормы русского языка |
2 |
Выполн. задан№7 |
|
11 |
Задание 8. Правописание гласных в корне слова. Чередование гласных в корне |
1 |
Выполн. задан№8 |
|
12 |
Задание 9. Правописание приставок. Буквы и, Ы после приставок. Разделительные Ь,Ъ |
1 |
Выполн. задан№9 |
|
13 |
Задание 10. Буквы Е, И в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов |
1 |
Выполн. задан№10 |
|
14 |
Задание 11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий |
1 |
Выполн. задан№11 |
|
15 |
Задание 12. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи |
1 |
Выполн. задан№12 |
|
16-17 |
Задание 13. Правописание производных предлогов, союзов. наречий |
2 |
Выполн. задан№13 |
|
18 |
Задание 14. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи |
1 |
Выполн. задан№14 |
|
19 |
Задание 15. Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами |
1 |
Выполн. задан№15 |
|
20 |
Задание 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами |
1 |
Выполн. задан№16 |
|
21 |
Задание 17. Знаки препинания при выделении вводных слов |
1 |
Выполн. задан№17 |
|
22 |
Задание 18. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении |
1 |
Выполн. задан№18 |
|
23-24 |
Задание 19. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи |
2 |
Выполн. задан№19 |
|
25 |
Задание 20. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста |
1 |
Выполн. задан№20 |
|
26 |
Задание 21. Функционально-смысловые типы речи. Описание, повествование, Рассуждение. |
1 |
Выполн. задан№21 |
|
27 |
Задание 22. Лексические средства выразительности |
1 |
Выполн. задан№22 |
|
28 |
Задание 23.Средсва связи предложений в тексте. |
1 |
Выполн. задан№23 |
|
29-30 |
Задание 24. Изобразительно-выразительные средства языка |
2 |
Выполн. задан№24 |
|
31 |
Задание 25.Сочинение рассуждения. План написания. Критерии оценивания. Формулировка проблемы. |
1 |
Сформулировать проблему текста |
|
32-33 |
Задание 25. Сочинение-рассуждение. Комментарий проблемы. Позиция автора. |
2 |
Написать по тексту комментарий , авторскую позицию |
|
34-36 |
Задание 25. Сочинение-рассуждение. Формулирование собственного мнения. Аргументы. Создание банка аргументов .Заключение. |
3 |
Написать сочинение |
|
37 |
Задание25 . Анализ (самоанализ) сочинения-рассуждения |
1 |
Исправить ошибки |
|
38-39 |
Тестирование |
2 |
Выполнить задания 1-24 |
|
40 |
Анализ тестирования |
1 |
Исправить ошибки |