Выступление для родителей «Особенности логопедической и психологической готовности ребёнка к школе»
Особенности логопедической и психологической готовности ребенка к школе
Дошкольник становится школьником.
Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!
Помогите своему ребенку сформировать:
1)Правильное звукопроизношение. Если ваш ребенок не выговаривает один или несколько звуков, вам необходимо обратиться к логопеду.
2)Представление о звуковой системе языка. Научите ребенка к началу обучения уметь различать звуки на слух (фонематический слух), уметь определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), уметь самому придумывать слова на заданный звук (фонематические представления).
3)Достаточно развитую связную речь. Ребенок должен разговаривать полными предложениями. Уметь четко и последовательно рассказывать о чем-либо, пересказывать услышанное. Увеличивайте словарный запас ребенка.
Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства. Составляйте вместе с ребенком рассказы по картинкам. Сначала начните вы, затем попросите малыша продолжить рассказ. Обратите внимание, передает ли ребенок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается. Учите с ребенком стихотворения наизусть.
4) Обратите внимание на развитие мелкой моторики кистей рук. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п.
5) Помогите ребенку в ориентировке собственного тела и окружающем пространстве. Знать где “правая” и “левая” сторона, уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т.д.
Эти пять пунктов помогут вашему малышу более успешно учиться в школе, радовать вас своими успехами.
Особенности психологической готовности ребенка к школе.
Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Однако готовность к школе — это и физическая, и нравственная, и психологическая, и мыслительная готовность к обучению. В школе ученику придется работать на уроке, сосредоточенно заниматься в течение 35 минут. Это нелегко. Посещая уроки в первых классах, видишь, с каким трудом адаптируются к школе некоторые первоклассники (неустойчивое внимание, неусидчивость, быстрое утомление).
Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» — развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.
Интеллектуальная подготовка к школе предполагает формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности. Главное в дошкольном обучении — развитие потенциальной способности узнавать новое.
Важнейшими показателями уровня подготовки ребенка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка; сравнивать предметы; находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения и др.
Помимо перечисленного, для осуществления успешной учебной деятельности в первом классе необходимо, чтобы у ребенка были развиты волевые качества личности. Чтобы он в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных задач, был организованным, понимал и выполнял правила, которые будут предъявляться ему учителем.
Организовывать свое рабочее место в школе. Объяснить, что класть на стол прямо перед собой, что ставить сбоку, где должны лежать ручка, учебник, тетрадь, блокнот. Как собрать портфель, в какой период времени и что в него положить. Именно из таких мелочей формируется умение ребенка правильно организовать свое время и пространство.
Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с другими детьми, взрослыми, в том числе с педагогами.
Также очень важным компонентом готовности к школе является личностная (мотивационная) готовность, то есть готовность и желание ребенка принять новую социальную позицию школьника, желание учиться, положительно воспринимать образ школы. Необходимо понимать, что для успешного вхождения в новую (учебную) ступень развития ребенка, необходимо в полной мере завершить предыдущую ступень, а именно-игровую, ребенок должен наиграться.
Уважаемые родители, если вы уже прошли мед. комиссию с последующим прохождением ТПМК, то вам выдали заключения ТПМПК, которое необходимо передать администрации учебного учреждения.