12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бобкова Наталия Георгиевна6663
Работаю в МАОУ "Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ" с 2010 г. - кандидат филологических наук; - эксперт ЕГЭ по французскому языку с 2012 - 2015 гг.; - заместитель председателя республиканской предметной комиссии ЕГЭ по французскому языку.
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

Особенности «новой беллетристики» начала XXI века.

Бобкова Наталия Георгиевна

 

Массовая литература, будучи одним из самых заметных проявлений современной культуры, с одной стороны, понятие социологическое, где рассматривается роль, востребованность произведений массовой литературы, объем тиражей в современном культурном процессе. В этом смысле произведения Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского можно считать массовой литературой. С другой, массовая литература находится в противопоставлении «высокой», элитарной, т.к. значительную роль играют функции вторичности, шаблонности, формульности и массовая литература рассматривается уже не как социологическое понятие, а как литературоведческое. Оба эти значения, безусловно, относятся к современной коммерческой литературе (детективу, фантастике, женскому роману и др.).

Считается, что массовая литература подражательна по отношению к высокой литературе, т.к. эксплуатирует некоторые приемы для реализации развлекательных и коммерческих задач. Так, по мнению Н.Г. Мельникова, важной предпосылкой становления массовой литературы, является именно коммерциализация писательской деятельности, вовлечение ее в рыночные отношения [3, с. 34].

О коммерциализации современной массовой литературы рассуждает и доктор филологических наук, профессор М.А. Черняк: «Сегодня произошла очевидная маргинализация и коммерциализация отдельных слоев культуры; литература стала превращаться в один из каналов массовой коммуникации, что ярко проявляется в современной литературной практике. Эпоха релятивизма предполагает множество равноправных подходов к действительности. В связи с этим обращение к проблемам массовой литературы становится особенно актуальным и необходимым. Диапазон проблематики принципиально меняет структурное рассмотрение любых фактов и артефактов культуры» [5, с.7].

Продолжая свою мысль, М.А. Черняк поясняет: «Своеобразие отечественной литературы состоит в том, что она всегда адаптируется к постоянно изменяющимся условиям функционирования, к социальным трансформациям и технологическим новациям. Будучи ориентированной на спрос, литература выступает как точный индикатор ценностей современной массовой культуры и как один из мощных факторов его воспроизводства. При создании писательского статуса все более важную роль начинает играть не только художественная природа текстов, но и особенности писательского поведения их автора, сознательный выбор им определенных имиджевых практик. Современные литературные проекты предельно точно иллюстрируют процесс изменения статуса читателя и писателя в обществе» [5, с.7].

Таким ярким проектом, по нашему мнению, является Б. Акунин, который еще в 2000 г. заявлял следующее: «Я хочу создать некую новую модель функционирования автора, когда в центре находятся не издатель или литературный агент, а писатель, и уже вокруг него – издательства, экранизации, театры, интернеты и прочее. Я сам хочу быть дирижером этого оркестра, потому что это моя музыка [5, с.5]. В проекте «Смерть на брудершафт», представляющего собой «немое кино», писатель исполняет роль тапера, аккомпанирующего собственной «фильме». «Мне захотелось написать текст, который будет лишен начисто литературных аллюзий и стилистически очень скуп. Чтобы я не выполнял за читателя всю работу по загрузке картинки и атмосферы. Пусть у читателя в воображении включится собственный кинопроектор. С этой целью я изобрел всякие незаметные глазу штуки и фокусы. Если, читая «Смерть на брудершафт», вы мысленно увидите кинокартинку, значит, метод работает. Помогают мне «операторы», то есть художники-иллюстраторы, которые рисуют для этого текстового кино стоп-кадры», – комментировал свой проект Акунин. В 2008 году Б. Акунин предпринял [1, с.7].

Творчество Бориса Акунина является предметом дискуссий еще с выходом его первого романа «Азазель» (цикл о Фандорине). Одни считают его талантливым литератором, постмодернистом в детективном жанре, создателем новой литературной традиции, называют его романы самым удачным литературным проектом последних лет (Л.А. Данилкин, Б.В. Дубин, Л. Лурье, Н.Л. Потанина, В.В. Огрызко, А.М. Ранчин, Г.М. Циплаков, Д.В. Шаманский).

Другие (Р.Э. Арбитман, А.С. Немзер, В.И. Новиков) полагают, что его детективы – одноразовое, скучное чтение, одно из многих явлений массовой культуры, не преодолевшее пороговые границы массовой литературы. Особо следует выделить точку зрения Л.А. Аннинского, который полагает, что творчество Б. Акунина – это путь к классике [2, с.3].

В дискурсивных практиках классической литературы и постмодернизма в романах Б. Акунина, понимаемых автором как «новая беллетристика», доминируют элементы игры и подражания, что способствует утрате философской глубины. Вполне логично возникает вопрос о целесообразности использования писателем - «массовиком–затейником» философских идей в жанре детективного романа. Возможно, это объясняется тем, что, как полагает Терри Иглтон, в постмодернистском обществе важна денежная стоимость искусства, оно становится товаром. Б. Акунину важен и этот момент. На поле современной литературы сложилась ситуация, при которой большой интерес у массового читателя вызывают не просто произведения какого-то автора, а целые проекты. Во многом это связано с литературной ситуацией, которую формирует развитие «проектной» литературы, т.е. продуманной стратегии продвижения книги как товара на рынок услуг. Первым, кто выступил в качестве автора подобного проекта, был Г. Чхартишвили, разработавший стратегию и тактику литературных бизнес-проектов «Борис Акунин» в жанре детективного романа: «Он практически в одиночку стратегически мощно и глубоко разработал тактику своего появления на книжном рынке. Он настоял на минимизации своего творчества, его книги рекламировались и подавались как «чтиво», как нечто, что не претендует на высокий статус литературы. Это было наиболее важное стратегическое решение новичка. Мало кто из писателей способен считать себя книжным кулинаром, наоборот, все алчут вершин Парнаса. Расчет Акунина оправдался. Тиражи его книг сразу стартовали с отметки 100000 экземпляров и раскупались за неделю. Уже через год его издатель господин Захаров заявил, что выплатил своему успешному автору около одного миллиона долларов. Тактика проекта доказала свою высокую эффективность. Успех Акунина был тут же замечен издателями, и писатели массовой литературы стали отныне выстраиваться именно как издательские проекты» [2, с. 20].

Не ставя перед собой максималистской задачи лечения больного общества, писатели видят свою цель в другом: читателю начала XXI века требуется некое средство, снимающее избыточное психическое напряжение, дающее возможность отдохнуть от жестоких вызовов окружающей действительности. Одним из таких средств становится «игра в литературу» и «игра с литературой». В связи с этим, успех Б. Акунина у читателей закономерен: он четко улавливает низкий уровень читательской компетенции и занимается культуртрегерскими проектами [7, с.7].

Сам писатель, поясняя задумку создания проекта, мечтает о том, чтобы создать ситуацию, в которой отечественный писатель мог бы зарабатывать достаточно денег для создания некоей культурной конструкции, в центре которой находилось бы не издательство, не литературный агент или продюсер, а писатель. Но чтобы осуществить свою стратегию, привлечь к своему проекту широкий круг читательских групп, писателю нужна такая тактика письма, которая завораживала бы читателей. Именно привлечение сложных философских концепций, ретранслируемых в романах писателя в облегченном виде, позволяет ему расширить читательскую аудиторию, а читателю усвоить и «потребить» эти философские идеи, до которых он не дотянулся в творчестве теоретиков постмодернизма.

 

Список литературы

Акунин Б., Чхартишвили Г.Ш. Смерть на брудершафт: роман-кино. – М.:АСТ: АСТ МОСКВА, 2008.

Бобкова Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Б. Акунина о Фандорине и Пелагии. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2015. – 152 с.ISBN 978-5-9793-0792-3.

Королев А. Проект вместо слова [Электронный ресурс]

URL: http:/www.rambler.ru /news/culture/literature/9738689.html (Дата обращения 24 июля 2021).

Мельников Н.Г. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н. Николюкина.- ИНИОН РАН Москва, 2001.

Черняк М.А. Массовая литература XX века в условиях индустриального общества [учебное пособие] [Электронный ресурс] URL: http://lit.wikireading.ru/45460

Черняк М.А. Траектория текущего литературного процесса Homo legens vs homo ludens: К вопросу о диагнозе российской прозы «нулевых» годов // Филологический класс, 25 /2011.

Черняк М.А. Игра на новом поле, или Еще раз о диагнозе российской прозы XXI века / Журнальный зал/Знамя, 2010 №11.

 

Опубликовано


Комментарии (4)

Куликова Ирина Геннадьевна, 08.10.21 в 07:44 3Ответить Пожаловаться
Спасибо. Заинтересовало
Бобкова Наталия Георгиевна, 08.10.21 в 14:40 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за комментарий, Ирина Геннадьевна!
Колышкина Елена Владимировна, 14.12.21 в 10:25 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталия Георгиевна! Прочитала статью с интересом!
Бобкова Наталия Георгиевна, 14.12.21 в 15:52 0Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо, Елена Владимировна! Рада что Вам понравилось.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.