Особенности организации мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ.

4
0
Материал опубликован 10 May

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заворонежская средняя общеобразовательная школа

Тамбовская область, Мичуринский округ







Научная статья

"Особенности организации мероприятий

по профилактике

употребления психоактивных веществ"







Автор статьи: Бизюкина Валентина Николаевна

учитель физики и математики









2024 г.



Содержание разработки



1. Введение ……………………………………………………………………… 3

2. Принципы разработки мероприятий по профилактике злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи ……………………………………… 4

3. Основные направления содержания мероприятий в рамках профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи ……. 6

4. Заключение …………………………………………………………………… 9

5. Список рекомендуемой литературы ………………………………………… 10



























Введение

Массовое потребление психоактивных веществ (ПАВ) в молодежной среде, в том числе потребление наркотиков остается одной из острейших проблем современности, представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

Употребление ПАВ в России приняло беспрецедентные масштабы. В настоящее время употребление психоактивных веществ стало одной из наиболее серьезных молодежных проблем.

Употреблению ПАВ подвержены в основном подростки и молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. Поэтому проблема распространения и употребления психоактивных веществ в молодежной и образовательной среде приобрела особую актуальность и требует решительных действий.

Важность первичных профилактических мероприятий и ранней диагностики случаев употребления психоактивных веществ объясняется высоким уровнем распространенности зависимостей среди несовершеннолетних и молодежи, их тяжелыми медицинскими и социальными последствиями.

При правильном подходе к профилактической работе возможно оградить подростков и молодежь от неправильного выбора в своей жизни. Важно понимать и знать, как эффективно заниматься профилактикой злоупотребления ПАВ с самой уязвимой группой населения – подростками и молодежью.

Актуальный подход в контексте профилактики злоупотребления психоактинвными веществами, на который должен ориентироваться специалист, направлен на причины и факторы формирования аддиктивного поведения. Важно отметить, что неграмотная профилактическая работа, когда происходит подмена профилактики пропагандой вследствие неумелых действий специалиста в сфере профилактики ПАВ, может иметь обратный эффект и нанести вред.



Принципы разработки мероприятий по профилактике злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи

Каждый из специалистов, имеет право самостоятельно выбрать для реализации то мероприятие по профилактике злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи, которое соответствует профессиональным и личностным критериям. Но критерии, которыми он будет руководствоваться в своей работе - это то, в чем стоит каждому не только определиться, но и применять их в рамках профилактики употребления ПАВ.

Реализация деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи должна строиться с опорой на принципы.

1. Принцип проблемной адекватности. Предполагает соответствие преподаваемой информации уровню осведомленности несовершеннолетних о проблеме, рассмотрение только актуальных для данной категории вопросов злоупотребления ПАВ.

2. Принцип «запретной информации». Полностью исключается даже упоминание сведений, способных спровоцировать интерес несовершеннолетних к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к табаку, алкоголю и другим ПАВ (информация о специфических свойствах различных веществ, способах их приготовления и применения).

3. Опережающее обучение. Механизм превентивного обучения (психологическая прививка): например, если в подростковом возрасте одной из наиболее частых причин приобщения к употреблению ПАВ является невозможность противостоять групповому давлению сверстников, то обучение навыкам сопротивления групповому движению нужно начинать уже в детстве.

4. Принцип доступности. Все компоненты профилактического мероприятия должны быть доступны для той группы молодежи, которое оно рассчитано. В том числе, максимальное соответствие форм, методов организации профилактической деятельности возрастным особенностям развития конкретных групп несовершеннолетних. Информация должна предоставляться в доступной форме, интересной, мотивирующей по содержанию.

5. Принцип адресности. Профилактическая работа должна учитывать индивидуальные особенности. Особенно ярко этот принцип проявляется в отношении выбора содержания и формы проведения профилактической работы в зависимости от возрастных и психологических особенностей, а также степени вовлеченности в проблему наркотизации.

6. Принцип легитимности. Любые формы профилактической деятельности должны строго соответствовать законодательству страны.

7. Принцип долгосрочности и непрерывности. Профилактика-процесс, которая неразрывно связана с процессом воспитания. Поэтому мероприятия, не соединенные воедино, не принесут ощутимого социального эффекта, а лишь сиюминутный результат.

8. Принцип последовательности. Любая профилактическая программа состоит из ряда этапов, которые сменяют друг друга в определенной последовательности:

а) анализ ситуации;

б) анализ уровня информированности и «готовности» целевой группы;

в) предоставление услуг исходя из результатов анализа;

г) формирование мотивации для приобретения навыков жизни без ПАВ.

Первичная профилактика негативных явлений среди молодежи должна быть позитивной в своей основе. Главная ее задача – помочь человеку сделать полезный для здоровья информированный выбор и принять решения, которые приведут его к здоровому образу жизни, предотвратят вред и проблемы, которые часто появляются не в результате недостатка знаний, а вследствие нехватки навыков и умения справиться с реальными ситуациями.



Основные направления содержания мероприятий в рамках профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи

Кроме подходов и принципов при построении мероприятий по профилактике ПАВ следует обратить внимание на основные направления, на которые нужно ориентироваться в рамках первичной превенции психоактивных веществ.

Первое направление – формирование у подростков и молодежи ценностного отношения к здоровому образу жизни. Формы работы: мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, акции, поднимающие вопросы профилактики различных серьезных заболеваний и т.д. (должны вызывать заинтересованность у молодежи).

Второе направление – внедрение в практику работы учреждения молодежной политики обучающих программ для подростков и молодежи, предупреждающих развитие различных видов зависимостей. В таких программах используются психотехнические приемы: тематические «круглые столы», дискуссии, «мозговые штурмы», ролевые игры по актуальным проблемам противодействия формированию зависимости, упражнения-активаторы, мини-лекции. Эффективной считается тренинговая работа с малыми группами (при условии наличия психологического образования у специалиста).

Третье направление – создание добровольческого движения по профилактике негативных явлений. В данном случае работу по первичной профилактике среди подростков и молодежи проводят их сверстники – волонтеры. Это позволяет одновременно решить несколько задач: охватить достаточно большую молодежную аудиторию; сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки, как у самих волонтеров, так и у их собеседников, развить чувство самоуважения и ответственности; через общественно полезное дело сформировать навыки, важные для взрослой жизни, в том числе для будущей профессиональной деятельности.

Четвертое направление – организация занятости подростков и молодежи. Это направление охватывает спектр деятельности:

занятость подростков во второй половине дня через клубы, секции, различные творческие объединения;

организация общественно-полезной трудовой оплачиваемой деятельности для несовершеннолетней молодежи;

работа информационно-аналитических агентств по профессиональной ориентации молодежи на рынке труда;

летние школы, профильные лагеря, школы бизнеса (основная цель этого направления: структурирование свободного времени подростков и молодежи, развитие их позитивного потенциала).

Пятое направление – развитие информационного пространства и информационная поддержка профилактической работы (цель этого направления: путем информирования создавать в общественном сознании благоприятную среду для реализации всех направлений активной профилактической деятельности, ориентированных на формирование социально активной личности). Информационная поддержка профилактической работы включает в себя

проведение системного мониторинга ситуации в молодежной среде, который должен не столько отслеживать отношение к наркотикам в отдельных группах несовершеннолетних, молодежи и в учреждениях, сколько указывать на успешность или неуспешность системы профилактической работы и на показатели негативной или позитивной динамики наркоситуации в регионе (возможно проведение онлайн-опросов среди молодежи);

издание информационно-аналитических материалов, практических рекомендаций для специалистов молодежной политики и общественности (в наше время актуальны онлайн-опрос, чат-бот и т.д.);

создание и ведение групп в социальных сетях (ВКонтакте, Инстаграм и т.д.), в которых специалисты могут выкладывать профилактику злоупотребления психоактинвными веществами. Посты могут носить, как информационный характер и рассказывать, например, о возможной конструктивной альтернативе употребления ПАВ, так и приглашать молодежь к участию различных оффлайн – или онлайн – мероприятиях.

























Заключение

На сегодняшний день проблема профилактики употребления психоактивных веществ является одной из наиболее актуальных среди других проблем здоровья подростков и молодежи. Поэтому профилактические меры не могут существовать без различного рода мероприятий, имеющих целью помочь молодым людям приобрести необходимые навыки, обеспечивающие принятие ими большей ответственности за свое поведение, постановки целей и положительного взаимодействия со сверстниками. Такие мероприятия способствуют сохранению жизни, здоровья и психологического благополучия подростков и молодежи в разных ситуациях, иными словами способствуют формированию здорового образа жизни.

Безусловно, основной целью и главной задачей всех тех, кто занимается профилактической работой, является повышение ее эффективности, уровня ее воздействия на подрастающее поколение с тем, чтобы главное предназначение профилактических мероприятий – создание некоего барьера началу употребления любых психоактивных веществ – было выполнено.

Сложность и многогранность данной проблемы обуславливает необходимость постоянного поиска и использования специалистами наиболее эффективных подходов и технологий работы по профилактике злоупотребления ПАВ в молодежной среде.













Список рекомендуемой литературы



1. Актуальные проблемы профилактики употребления психоактивных веществ среди молодежи. – Пермь: СПУ «Миг», 2004.

2. Булатников А.Н. Здоровый образ жизни как профилактика формирования аддиктивного поведения. // Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2014, №1.

3. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. М.: ТЦ «Сфера», 2002.

4. Иваницкая Е. Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики. / Е. Иваницкая, Т. Щербакова. – М.: Чистые пруды, 2008.







10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации