Статья на тему «Особенности подготовки к уроку по физической культуре»
Нестеренко Виктор Николаевич
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивнянская средняя общеобразовательная школа № 1»
(Белгородская область, Ивнянский район, п. Ивня)
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Успешное проведение урока по физической культуре требует от учителя много усилий и серьезной подготовки. Это касается как начинающих, так и высококвалифицированных педагогов.
Необходимыми этапами организации учебно-воспитательной работы являются: определение содержания и структуры занятия, проработка его хода и методики. Не стоит забывать и об оформлении конспекта, технологической карты. В конце стоит осуществить речевую и двигательную подготовку [1, с. 180].
Важную роль в подготовке играет содержание урока по физической культуре. Его сущность заключается в постановке учебных задач, на решение которых направлены как усилия педагога, так и обучающихся.
Разработка подробного плана, естественно, трудоемкая, но обязательная задача для каждого учителя. На наш взгляд, это одна из эффективных форм повышения уровня его профессиональных знаний и умений. Разработка подробного плана в некоторой степени способствует и его самообразованию. С приобретением необходимого опыта педагогу становится легче и быстрее разрабатывать планы-конспекты. Более понятными для него становятся содержание и структура урока по физической культуре, а оформление плана и технологической карты не составляют особого труда.
Педагогу необходимо выработать собственный подход к оформлению плана и технологической карты в целях снижения его трудоемкости. Например, можно разработать удобную для записи форму, понятную для него. В целях придания наглядности как одного из важных качеств следует применять схемы упражнений с порядком их выполнения; рисунки, отражающие расположение и точки взаимодействия обучающихся; условные обозначения и другие сокращения. Отметим, что план и технологическая карта, несмотря на свои образность и схематичность, являются неотъемлемым элементом успешной подготовки к занятию. Именно они помогают обеспечить его логичность, системность и целенаправленность.
Речевая и двигательная подготовка не менее важны для учителя физической культуры. Они также влияют на успешность проведения урока и эффективность руководства обучающимися. В указанном направлении выделим ряд рекомендаций, которые, на наш взгляд, наиболее важны. Для начала педагогу следует потренировать свой речевой аппарат и скорректировать манеру произношения команд, подсчета темпа движений. Кроме того, целесообразно заблаговременно запомнить определения, которые должны быть усвоены занимающимися. В случае необходимости нужно восполнить имеющиеся в памяти пробелы. Далее педагогу следует грамотно продумать порядок изложения каких-либо правил, определив направленность предполагаемой игры, беседы или иной формы взаимодействия. В процессе самопроверки внимание учителя должно быть сконцентрировано и на образности изложения, интонации голоса и других речевых составляющих. Так, например, от умения произносить команду отчетливо, делать акценты на ключевых словах в предварительной части и повышать энергичность интонации голоса на сигнальном слове в исполнительной части команды зависит эффективность руководства обучающимися.
Пауза – одна из важных речевых составляющих. Умение выдерживать паузу оптимальной длительности между частями команды имеет большое значение для учителя физической культуры. Она помогает осмыслению обучающимися требуемого и подготовке к его организованному выполнению. При этом особое внимание должно уделяться возрастным особенностям занимающихся. Естественный темп движений детей и подростков выше темпа взрослого человека. Соответственно, педагогу следует представить себе нужную частоту движений и попробовать ее выдерживать. Полагаем, что это помогает облегчению учебной задачи, но в то же время и повышению ее эффективности. Особенно это актуально при обучении постепенным или контрастным переключениям в темпе.
В вышеперечисленных процессах необходимо избегать однообразия. Можно пользоваться как традиционным словесным подсчетом, так и хлопками, постукиваниями палочками и т.п. Обратим внимание и на такую, казалось бы, мелочь как громкость сигнализации. Целесообразно ее изменение от умеренно сильной до приглушенной и даже слабой. Это позволит разнообразить процесс запоминания и усвоения того или иного двигательного элемента. Задав нужный темп, также можно предложить обучающимся поддерживать частоту движений собственными усилиями. Учитель физической культуры при этом, обнаружив отклонения, должен своевременно корректировать темп с помощью направляющих слов: «реже», «чаще», «чуть реже (чаще)». В приоритете – учащение. Это дается занимающимся легче в силу возрастных особенностей.
Прежде, чем продемонстрировать движения на занятии, педагог должен провести их апробацию. Даже при уверенности в их должном выполнении не нужно пренебрегать повторением в целях придания большей точности. Это полезно и в методическом аспекте.
Внешний вид способствует повышению репутации профессионала, в том числе и учителя физической культуры [2, с. 48]. Значит, ему важно уделять внимание и своему имиджу. Костюм и обувь должны соответствовать условиям проведения занятия и выполняемым упражнениям, удовлетворять всем гигиеническим требованиям и свидетельствовать о хорошем эстетическом вкусе педагога. Важно, чтобы костюм по расцветке не был навязчиво ярким, пестрым (что ни предмет, то свой цвет) и чтобы выбранные цвета гармонировали между собой (например, темно-синий костюм, голубая или белая футболка, такого же цвета носки). Недопустимо смешение предметов спортивной одежды, ношение мятой и (или) загрязненной одежды, недостаточно чистой обуви.
Отработке подлежит и умение держать себя и двигаться, жестикулировать. Например, важно всегда быть в меру подтянутым, но без потери непринужденности, эмоционально впечатляющей свободы и легкости в позах и движениях. Не следует вести разговор с детьми, отдавать распоряжения и команды, облокачиваясь на снаряды, сидя «развалясь» и т.п., как и осуществлять показ, не приняв должного исходного положения. Это может создать негативные впечатления.
Таким образом, подготовка к уроку по физической культуре является одновременно важным и трудоемким процессом. От нее зависит успешность проведения занятия и усвоения учебных задач, установления необходимого контакта между педагогом и обучающимися. Он должен уделить должное внимание определению содержания и структуры занятия, проработке его хода и методики. Не стоит забывать и об оформлении конспекта, технологической карты. В конце стоит осуществить речевую и двигательную подготовку. Кроме того, учитель физической культуры должен уметь держать необходимый уровень профессионального имиджа.
Список использованной литературы и источников
1. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учебное пособие / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. Москва: Издательский центр «Академия», 2004. 272 с.
2. Луканова О.В., Тряпкина О.А. Каким мы видим современный урок физической культуры / О.В. Луканова, О.А. Тряпкина // Проблемы педагогики. 2016. № 4. С. 47-49.