12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нестеренко Виктор Николаевич31
Россия, Белгородская обл., п. Ивня

Нестеренко Виктор Николаевич

учитель физической культуры

первой квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ивнянская средняя общеобразовательная школа № 1»

(Белгородская область, Ивнянский район, п. Ивня)

 

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Успешное проведение урока по физической культуре требует от учителя много усилий и серьезной подготовки. Это касается как начинающих, так и высококвалифицированных педагогов.

Необходимыми этапами организации учебно-воспитательной работы являются: определение содержания и структуры занятия, проработка его хода и методики. Не стоит забывать и об оформлении конспекта, технологической карты. В конце стоит осуществить речевую и двигательную подготовку [1, с. 180].

Важную роль в подготовке играет содержание урока по физической культуре. Его сущность заключается в постановке учебных задач, на решение которых направлены как усилия педагога, так и обучающихся.

Разработка подробного плана, естественно, трудоемкая, но обязательная задача для каждого учителя. На наш взгляд, это одна из эффективных форм повышения уровня его профессиональных знаний и умений. Разработка подробного плана в некоторой степени способствует и его самообразованию. С приобретением необходимого опыта педагогу становится легче и быстрее разрабатывать планы-конспекты. Более понятными для него становятся содержание и структура урока по физической культуре, а оформление плана и технологической карты не составляют особого труда.

Педагогу необходимо выработать собственный подход к оформлению плана и технологической карты в целях снижения его трудоемкости. Например, можно разработать удобную для записи форму, понятную для него. В целях придания наглядности как одного из важных качеств следует применять схемы упражнений с порядком их выполнения; рисунки, отражающие расположение и точки взаимодействия обучающихся; условные обозначения и другие сокращения. Отметим, что план и технологическая карта, несмотря на свои образность и схематичность, являются неотъемлемым элементом успешной подготовки к занятию. Именно они помогают обеспечить его логичность, системность и целенаправленность.

Речевая и двигательная подготовка не менее важны для учителя физической культуры. Они также влияют на успешность проведения урока и эффективность руководства обучающимися. В указанном направлении выделим ряд рекомендаций, которые, на наш взгляд, наиболее важны. Для начала педагогу следует потренировать свой речевой аппарат и скорректировать манеру произношения команд, подсчета темпа движений. Кроме того, целесообразно заблаговременно запомнить определения, которые должны быть усвоены занимающимися. В случае необходимости нужно восполнить имеющиеся в памяти пробелы. Далее педагогу следует грамотно продумать порядок изложения каких-либо правил, определив направленность предполагаемой игры, беседы или иной формы взаимодействия. В процессе самопроверки внимание учителя должно быть сконцентрировано и на образности изложения, интонации голоса и других речевых составляющих. Так, например, от умения произносить команду отчетливо, делать акценты на ключевых словах в предварительной части и повышать энергичность интонации голоса на сигнальном слове в исполнительной части команды зависит эффективность руководства обучающимися.

Пауза – одна из важных речевых составляющих. Умение выдерживать паузу оптимальной длительности между частями команды имеет большое значение для учителя физической культуры. Она помогает осмыслению обучающимися требуемого и подготовке к его организованному выполнению. При этом особое внимание должно уделяться возрастным особенностям занимающихся. Естественный темп движений детей и подростков выше темпа взрослого человека. Соответственно, педагогу следует представить себе нужную частоту движений и попробовать ее выдерживать. Полагаем, что это помогает облегчению учебной задачи, но в то же время и повышению ее эффективности. Особенно это актуально при обучении постепенным или контрастным переключениям в темпе.

В вышеперечисленных процессах необходимо избегать однообразия. Можно пользоваться как традиционным словесным подсчетом, так и хлопками, постукиваниями палочками и т.п. Обратим внимание и на такую, казалось бы, мелочь как громкость сигнализации. Целесообразно ее изменение от умеренно сильной до приглушенной и даже слабой. Это позволит разнообразить процесс запоминания и усвоения того или иного двигательного элемента. Задав нужный темп, также можно предложить обучающимся поддерживать частоту движений собственными усилиями. Учитель физической культуры при этом, обнаружив отклонения, должен своевременно корректировать темп с помощью направляющих слов: «реже», «чаще», «чуть реже (чаще)». В приоритете – учащение. Это дается занимающимся легче в силу возрастных особенностей.

Прежде, чем продемонстрировать движения на занятии, педагог должен провести их апробацию. Даже при уверенности в их должном выполнении не нужно пренебрегать повторением в целях придания большей точности. Это полезно и в методическом аспекте.

Внешний вид способствует повышению репутации профессионала, в том числе и учителя физической культуры [2, с. 48]. Значит, ему важно уделять внимание и своему имиджу. Костюм и обувь должны соответствовать условиям проведения занятия и выполняемым упражнениям, удовлетворять всем гигиеническим требованиям и свидетельствовать о хорошем эстетическом вкусе педагога. Важно, чтобы костюм по расцветке не был навязчиво ярким, пестрым (что ни предмет, то свой цвет) и чтобы выбранные цвета гармонировали между собой (например, темно-синий костюм, голубая или белая футболка, такого же цвета носки). Недопустимо смешение предметов спортивной одежды, ношение мятой и (или) загрязненной одежды, недостаточно чистой обуви.

Отработке подлежит и умение держать себя и двигаться, жестикулировать. Например, важно всегда быть в меру подтянутым, но без потери непринужденности, эмоционально впечатляющей свободы и легкости в позах и движениях. Не следует вести разговор с детьми, отдавать распоряжения и команды, облокачиваясь на снаряды, сидя «развалясь» и т.п., как и осуществлять показ, не приняв должного исходного положения. Это может создать негативные впечатления.

Таким образом, подготовка к уроку по физической культуре является одновременно важным и трудоемким процессом. От нее зависит успешность проведения занятия и усвоения учебных задач, установления необходимого контакта между педагогом и обучающимися. Он должен уделить должное внимание определению содержания и структуры занятия, проработке его хода и методики. Не стоит забывать и об оформлении конспекта, технологической карты. В конце стоит осуществить речевую и двигательную подготовку. Кроме того, учитель физической культуры должен уметь держать необходимый уровень профессионального имиджа.

 

Список использованной литературы и источников

1. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учебное пособие / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. Москва: Издательский центр «Академия», 2004. 272 с.

2. Луканова О.В., Тряпкина О.А. Каким мы видим современный урок физической культуры / О.В. Луканова, О.А. Тряпкина // Проблемы педагогики. 2016. № 4. С. 47-49.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.