Статья «Особенности подготовки учебного проекта к конференциям разных уровней»
Из опыта работы учителя географии МКОУ Нововоронежская СОШ №4
Ковалевой Галины Валентиновны
Тема: «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА К КОНФЕРЕНЦИЯМ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ»
«Нам под ответственность дана
И вся Земля, и вся вода
Страна возможностей гигантских,
Страна просторов океанских,
Страна Семёновых - Тянь-Шанских,
Пржевальских, Миклухо-Маклайских,
Страна, в которой быть, друзья,
Плохим географом нельзя!»
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Важная общепедагогическая проблема – изменившийся социальный заказ школе - от человека, знающего, к человеку умеющему.
Одной из наиболее эффективных технологий для достижения этой цели является метод проектов.
Я много лет подряд занимаюсь проектной деятельностью со школьниками.
Еще задолго до появления различных экспериментальных площадок на базе школы, не имея компьютеров, мы с учениками проектировали макеты различных природных объектов, многие проекты оформляли на ватманах, рефератах, рисунках, в буклеты. Я и сейчас продолжаю применять эти формы работы. С их помощью учу элементам проектной деятельности: правильно поставить цель, определить задачи, этапы проекта, тем самым создаю условия для формирования ключевых компетенций, проектной и исследовательской деятельности.
1. Поисковых - (умение самостоятельно найти информацию).
2. Коммуникативных - (умение вести дискуссию).
3. Презентационных - (умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы).
С внедрением в работу учителя компьютерной технологии расширились возможности для проектной деятельности, которая требует от учителя не столько объяснения «нового материала», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Это позволило вывести проектную деятельность на новый уровень.
За несколько лет работы учителем географии было создано множество краткосрочных, информационных проектов, например по темам: «Природные явления», «Страны и народы», «Природные зоны», «Экологические проблемы» и др.
Этот опыт пригодился во время работы в социально-экономических классах. Но со старшими школьниками социально – экономического класса предлагаются уже не информационные проекты, а исследовательские, которые по структуре напоминают подлинно научное исследование. Это предполагает расширение проектных знаний и умений обучающихся. Обязательными элементами проектной деятельности стало включение в работу обоснования актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Выбрав интересную для себя тему, учащиеся работали над ней два года.
Цель курса: Включить в научную деятельность учащихся старших классов, оказать помощь в создании проектных работ по теме профиля.
Для достижения цели ставятся следующие задачи.
Образовательные:
- помочь учащимся в составлении плана исследований;
- обучать учащихся работе с научной литературой, формировать культуру теоретического и практического исследования;
- ознакомить со спецификой проведения исследований, особенностями их оформления;
- ознакомить с требованиями публичной защиты работы, помочь в составлении текста выступления.
Итогом этой работы становились школьные научно-практическая конференции, где учащиеся 11 классов, защищая проекты, имели возможность реализовать свои творческие возможности
С 2012 года школа начала введение новых образовательных стандартов в среднем звене. Возросла роль и проектной деятельности. Требования к проектным работам остались те же, только учащиеся младше. Начиная с 5 класса, как вы знаете, введен предмет Основы проектной деятельности. Я четвертый год веду ОПД по географии. Учащиеся на уроках занимаются созданием учебных проектов.
Чем хорошо то, что с 5 класса ученик занимается проектной работой - у него есть возможность, расти, совершенствовать навыки в проектной деятельности. Год от года проекты усложняются, расширяются. Возрастают умения и интерес обучающихся к созданию проектов. Первый опыт выступлений и защиты работ ученики приобретают на школьных научно-практических конференциях. С лучшими исследованиями мы выходим за рамками школы, приучая детей уже с 6-7 класса к публичным выступлениям разного уровня.
Однако, даже лучшие проекты зачастую требуют серьезной доработки для представления на уровне города или области. Во-первых, устраняются все те замечания, которые были сделаны в рамках внутренней защиты. Иногда требуется подведение более серьезной научной основы. Для того, чтобы проект был достойно представлен, нужно обратить внимание на тщательную проработку документов, соблюдения алгоритма проведения соцопросов и обработки их результатов, работу с картами, грамотную интерпретацию полученных результатов. Именно эти хорошо выполненные моменты дают глубину и значимость проекту.
Необходимо отметить еще один момент, на который необходимо обратить внимание при подготовки проекта к внешней презентации. У каждого конкурса или конференции свои критерии. Для успешного выступления нужно четко отследить их выполнение внутри проекта. Это ведет к тому, что один проект, представленный, на разных конкурсах может не единожды серьезно переделываться, дорабатываться. Иногда получается фактически новый проект. Подобный опыт работы очень ценен, как для обучающегося, так и для педагога. Подобная практика позволяет взглянуть на выбранную тему с другого ракурса, расширяет горизонты исследовательской деятельности, учит гибкости мысли.
Участие детей в конкурсах и конференциях разных уровней, особенно если их выступление было успешно, становится сильнейшим мотивом для продолжения работы над проектами и исследованиями будущем.
В прошедшем учебном году, мы с учениками 7 классов работали над проектом «Оборонная Воронежской области в годы войны». Естественно подобная тема была приурочена к 70-летию Великой Победы.
Работая над ним, мы с учениками побывали в заводских музеях города, где тщательным образом исследовали и обобщали документальные материалы, выясняли какую оборонную продукцию, выпускал каждый завод и даже выяснили, сколько штук выпустил. Так же выяснили пути эвакуации оборонных заводов вглубь страны. Затем провели работу с картами военными и современными. В результате этой работы, учащиеся составили целостное представление о том вкладе, которая внесла оборонная промышленность города Воронежа в разгром фашизма. Подобный серьезный подход в проектной деятельности дает возможность добиться хороших результатов. Так в научно - практической конференции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне, среди школ города и Нововоронежского Политехнического колледжа проект стал победителем.
В последующем проект занял второе место в 30 научно-практической конференции научного общества учащихся в Воронежском государственном университете на факультете география, геоэкология и туризма.
За время работы над проектами мои обучающиеся добились следующих результатов:
В марте 2014. участвовали в 8 региональной научно-практической конференции школьников г. Воронежа и Воронежской области «От любви к природе к культуре природопользования» ВГПУ Секция Социально-экологические проблемы охраны окружающей среды, где заняли -2 место.
Три года подряд принимаем участие в Конкурсе Общественная премия «Золотой лев». Который проводит Воронежский институт высоких технологий.
Три года мы принимаем участие в конференциях научного общества учащихся проводимым Воронежским государственным университетом на факультете географии, геоэкологии и туризма. Свои проекты представляли во многих подсекциях:
- «Социальная и политическая география»;
- «Геоэкология и медицинская география»;
- «Рекреационная география, туризм»;
- «Общая география»;
- «Экономическая география»:
- «Историко-географическое краеведение»;
- «Региональный туризм»;
- «Региональная геоэкология и природопользование».
И как результат, мои ученики имеют дипломы 1 степени, 2 степени и Почетные грамоты.
Большие возможности для представления своих проектов дают Интернет-конкурсы.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества - отличная возможность заявить о себе. В конце прошлого года мы приняли участие во Всероссийском фестивале. Отправили свою проектную разработку « А все-таки она вертится». Итог. Учащийся получил Сертификат, а я как учитель получила Диплом, за распространение педагогического опыта в рамках номинации «Проектная деятельность учащихся».
Опыт, мастерство работы над проектами мы приобретаем с учениками вместе. Вместе с ними расту и я.
В 2014 году являлась членом жюри областной научно – практической конференции «Летопись Воронежских деревень».
Делюсь опытом работы по проектной деятельности как среди коллег нашей школы, других школ нашего города на городских методических объединениях по географии, так и с учителями области и даже страны.
В марте 2014 году принимала участие во 2 фестивале инновационных педагогических идей по географии учителей Воронежской области, проводимым Воронежским государственным педагогическим университетом. По результатам фестиваля имею публикацию на тему: «Инновационные педагогические идеи в образовательном процессе на основе проектной деятельности при внедрении ФГОС ООО».
Издательство «Школьная пресса» в электронном приложении «География в школе» напечатан мой проект.
Имею личный сайт, на который выкладываю методические разработки уроков, планирование, внеклассных занятий и в том числе по проектной деятельности.
В заключении хочу сказать, что внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, я считаю, идет не только всестороннее развитие личности ученика, активизация учебного процесса, формирование у учащихся интереса к научной работе, но и выявление талантливых детей, формирование навыков публичного выступления и еще профессиональной ориентации учащихся.
Седова Ольга Анатольевна
Волкова Галина Юрьевна
Санникова Светлана Леонидовна
Светлана
Ковалева Галина Валентиновна
Кравченко Лариса Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
БАРСУКОВА МАРИНА ЭДУАРДОВНА
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Ковалева Галина Валентиновна
Любовь Витальевна
Ковалева Галина Валентиновна