Сценарий родительского собрания на тему «Особенности подросткового возраста»
Сценарий родительского собрания на тему:
«Особенности подросткового возраста»
Аннотация
Подростковый возраст – это период перестройки социальной активности, сопровождающийся очень мощными сдвигами во всех сферах жизнедеятельности ребенка. Одним из основных, критических периодов в жизни любого человека является подростковый период. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его – зарождающееся чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг, намного превышает его возможности. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.
Основным психологическим феноменом, характеризующим подростковый возраст, является резкий скачок в процессе формирования Я-концепции. В основном это связано с развитием самосознания. В этот период оно обогащается таким важным открытием, как открытие подростком своего внутреннего мира. Это открытие вносит большой переполох в доселе размеренную и спокойную сознательную часть духовной жизни ребенка. В результате подросток получает «головную боль», которую обозначил еще Сократ: «Познай самого себя». Вместе с открытием своего «Я» человек получает иногда неразрешимую задачу в определении, что же это такое – «Я»? Без, хотя бы приблизительного знания об этой психической реальности и, более или менее, полного овладения ею невозможна полноценная жизнь человека. Без этого нельзя определить ни свое призвание, ни позицию в общении, ни свое место в обществе, не говоря уже об основе всего этого – душевного равновесия и согласия с самим собой. Таким образом подросток, хочет он того или нет, получает духовную, психологическую задачу, которую он обязательно должен решить. В этом, как мне кажется, и заключается, психологическое ядро кризиса подросткового возраста. Помочь подростку в формировании его Я-концепции – основная задача близких ему взрослых.
Цель: Расширение представлений родителей об особенностях подросткового возраста и правила поведения с детьми данного возрастного периода.
Задачи:
-образовательные: формировать представление об особенностях подросткового возраста.
-развивающие: оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми-подростками через решение проблемных ситуаций.
-воспитывающие: умение родителям в период полового созревания подростков оказывать моральную помощь ребенку.
План собрания:
1.Вступительное слово воспитателя о теме, целях и задачах родительского собрания.
2. Выступление школьного психолога, что такое подросток; психологические и физиологические особенности подросткового возраста.
3.Вывод родительского собрания.
Ход собрания:
1. Вступительное слово воспитателя:
«Переходный», «трудный», «критический» возраст…Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно взрослым – родителям и педагогам – найти правильную линию по отношению к подростку.
Конечно, для развития ребенка важен каждый возраст. Однако, переходный возраст определяется важным, потому как происходит переход ребенка от одной жизни к другой. Но всегда ли взрослые понимают ребенка, всегда ли видят в нем новые ростки взрослости?
СПРАВЕДЛИВО считают педагоги и психологи, что от взрослых, воспитывающих ребенка, зависит, в первую очередь, как именно - благополучно или болезненно – будет протекать его развитие в подростковом возрасте.
СПРАВЕДЛИВО будет и утверждение: правильно построить воспитание, правильно построить взаимоотношения с растущим человеком трудно, а зачастую и невозможно, если не учитывать законов физиологического развития ребенка, индивидуальных качеств его развития.
Итак, начнем.
Игра называется «Встаньте те, у кого…» (участвуют дети и родители)
Я буду задавать вам всем вопросы. Отвечая на вопросы, вы встаете.
…в семье больше двух детей;
…в семье есть традиции;
…в семье четко распределены обязанности;
…в семье есть животные;
…в семье есть компьютер;
…в семье все вопросы решаются совместно;
…в семье проводятся совместные праздники;
…в семье проводится совместный отпуск;
…эта семья с удовольствием пришла на сегодняшнее собрание.
Спасибо, молодцы! Вот и узнали кое-что о ваших семьях. Мы увидели, как взаимосвязаны отношения родителей и детей в каждой семье.
2. Выступление психолога
Тема собрания посвящена подросткам, а значит вашим любимым детям. А для этого нам нужно разобраться – кто же такой подросток? Какой он? Чем занимается?
Проводится игра «Ассоциации» (закончить фразу и детей, и родителей)- подросток- это…..
3. Вывод школьного психолога, что такое подросток
Вы были все абсолютно правы, я же немного систематизирую ваши высказывания и подытожу, кто такой подросток, в чем его особенности.
Границы переходного возраста совпадают с обучением детей в средней и основной школе и охватывают примерный возраст от 10 до 15 (16 ) лет.
В подростковом возрасте формируется особый вид самооценки, так называемое чувство взрослости. Проявляется оно по-разному. Одни подростки начинают активно участвовать в жизни семьи, школы, увлекаются техникой, наукой, искусством, спортом. Другие же не идут дальше подражания внешнему облику, одежде и манере поведения взрослых.
Но главное одно —.подросток хочет и требует, чтобы к нему относились не как к маленькому ребенку, а как к взрослому. Если эти требования не выполняются, то он выражает протест, который проявляется в грубости, отчужденности, иногда в правонарушениях.
Подросток не только требует признания того, что он взрослый, но и стремится оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства взрослых. У него проявляется собственная линия поведения, свои взгляды, оценки и желание их отстаивать.
К тому же подростки очень противоречивы. В семье они стремятся к независимости, отстаивают свои права, но в то же время не торопятся принимать на себя новые обязанности. В школе среди сверстников они выглядят, скорее всего, соглашателями, подражающими нормам, принятым в их группе, в одежде, прическах, манере поведения Родители тоже ведут себя непоследовательно. Готовя ребенка к взрослой жизни, они не могут принять его самостоятельности именно тогда, когда это необходимо.
Важным моментом в жизни подростка является поиск нравственных ценностей, смысла жизни. В этом возрасте они - максималисты. Они должны выбрать дорогу, по которой пойдут дальше, и эта дорога должна быть «самой-самой» разумной и правильной. Переживания этого периода очень часто непонятны взрослым, поэтому подросток остается одиноким в своих исканиях. А ведь он очень нуждается в нравственном авторитете, который разрешил бы его сомнения.
Нередко подростку трудно быть откровенным с родителями, ему легче приоткрыть душу сверстнику или чужому человеку. Но, конечно, не со всеми происходит именно так. Во многих семьях доверительные отношения между родителями и детьми сохраняются. Их сохранение в первую очередь зависит от такта, выдержки родителей. 'В большинстве случаев ребенок не хочет быть похожим на родителей не потому, что они «плохие», а потому, что они родители. Он хочет быть собой, а значит – другим.
Что же делать родителям? Прежде всего — понять. Принять противоречивость, конфликтность развития как должное. Осознать, что в детях продолжается лишь часть их личности. Поэтому выбор должны делать не взрослые, а подросток. Взрослые могут предложить сыну или дочери варианты. Правда, для этого нужно измениться самим.
4. Заключение. Вывод родительского собрания
Заключительное слово воспитателя.
Необходимое условие нормального развития ребёнка – это удовлетворение его потребности в любви, нужности близким. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший и вы его любите.
ИТОГ Вы хотите, чтобы ваш ребенок слушался вас?
Тогда:
1) Старайтесь как много реже произносить слово «нельзя».
2) Запрещайте только то, что грозит опасными последствиями.
3) Чаще предлагайте ребенку то, что он хочет (если догадываетесь, что он захотел, например, покататься на велосипеде, скажите: «Иди, покатайся»)
4) Если надо, чтобы ребенок сделал что-то нужное, обязательно объясните ему значение, цель этого дела – зачем?
5) Никогда не применяйте силу, чтобы заставить его что-то сделать.
6) Лучшее наказание - не выполнять просьбы своего ребенка.
Их сейчас нет? Обязательно появятся!
"Трудный" подросток.
Что же делать родителям?
• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.
• Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.
• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.
• Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить - это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком, избегайте резких выражений.
Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы.
• Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.
• Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.
• Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением.
• Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
• Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.
• Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.
• Пригласите его(ее) подружку(друга) к себе, познакомьтесь - это позволит вам получить объективное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.
• Расскажите им о себе, вашей истории первой любви - это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.
• Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.
• Позволь те подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.
• Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой - стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!
На этом наше собрание закончено. Большое спасибо за внимание.
Список литературы:
2.https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/meropriyatia/stsienarii-roditiel-skogho-sobraniia-vozrastnyie-osobiennosti-podrostkovogho-vozrasta
3. https://videouroki.net/razrabotki/roditelskoe-sobranie-po-teme-podrostkovyy- vozrast-ego-osobennosti.html
4. Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1-11 классах. – М.: Русское слово, 1998.
5.Классный руководитель: науч. - методич. журнал для зам. директоров по ВР, Кл. рук-ей, кураторов, уч. нач. шк.. – М.,2012, №1, №6
6.Мир детства: Подросток/ Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1982.
7.Спутник классного руководителя: Центр «ПП». – М.,2001
8. http://www.studfiles.ru/preview/3004400/page:2/