12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дегтева Нелли Антоновна19

Особенности построения уроков ОРКСЭ при реализации адаптированных программ для детей с ОВЗ в 4 классе.

К детям с отклонениями в развитии

нужно относиться так же,

как и ко всем остальным детям,

только педагогически щедрее и разнообразнее.

Духовно-нравственное воспитание - неотъемлемая часть современного образовательного пространства. Преподавание основ религиозной и светской культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В контексте задач инклюзивного обучения курс способствует упорядочению имеющихся нравственных ориентиров с опорой на представления о положительных поступках людей. Курс направлен на развитие навыков и умений социальной ориентировки, стремления соотносить собственное поведение с основными нравственными нормами, доброжелательно относиться к другим людям, участвовать в беседе, слушать собеседника и излагать своё мнение.

Для детей с особыми образовательными потребностями характерно нарушение всех сторон деятельности, что создает проблему не только в усвоении учебного материала, но и накладывает свой негативный отпечаток на жизнь ребенка в целом. Поэтому необходима коррекция и развитие не только познавательной сферы, но и работа по воспитанию личностных качеств ребенка. Высокая утомляемость, низкий уровень работоспособности, небольшой объем восприятия и сохранения информации, а также другие особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ предъявляют особые требования к содержанию коррекционно-развивающих заданий.

В нашей школе 4-й год ведется преподавание курса ОРКСЭ в классе для детей с легкой умственной отсталостью, (адаптированная программа), этот курс по выбору родителей, в этом году есть класс и инклюзивный- для детей с ЗПР. Родители выбирают разные модули-Основы светской этики и Основы православной культуры. Мною составлена рабочая программа по предмету, где обязательно учитывается, кроме федеральных документов, и документы региональные:

Письмо министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 года «Методические рекомендации по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае»; Положение об адаптированных образовательных программах; Примерные адаптированные общеобразовательные программы для инклюзивного обучения умственно отсталых детей, Красноярск, 2014.

Я имею курсовую подготовку по преподаванию курса ОРКСЭ в АПКРО в г.Москва в 2010г, имею дефектологическое образование и знаю, насколько сложно проводить уроки ОРКСЭ в классах, где обучаются дети с ОВЗ. Специфика данного предмета предполагает и особое построение уроков. Учитывая особенности психического развития детей, испытывающих трудности в обучении (патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему) и для оптимизации их обучения необходимы способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов : использование дидактических, сюжетно-ролевых игр и заданий с элементами занимательности, проблемных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны, использование учителем диалоговых методов работы: обсуждения, общения, использование картинного словаря, постановки сценок, обращение к жизненному опыту учеников, который достаточно мал. В содержание занятий включаются специальные коррекционные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, восприятия, представлений, мышления, речи. Педагог должен целенаправленно вести каждый этап и вид деятельности учеников с ОВЗ и умственно отсталых детей, чередуя разные виды деятельности, обеспечивая учеников необходимыми опорами: карточками-инструкциями, таблицами, алгоритмами ответов или выполнения заданий, разделением сложных текстов на части, посильные для усвоения. Обязательным является использование физкультурных пауз, соблюдение специальных требований к организации этапов урока, соблюдение требований охранительного режима. Коррекционная работа должна проводиться в следующих направлениях:

Развитие внимания, памяти, восприятия, представлений. Например: исключи 4 лишнее- дается 3 храма и мечеть, или 3 иконы и картина; чем отличаются 2 картины; загадки на темы с подбором картинок-отгадок; составить аппликацию храма и по образцу подписать части храма; нарисовать по образцу храм. Игровые моменты на тему праздников, просмотр видеофильмов-мультфильмов на тему «История православных икон», «Православные праздники», «Притчи», «Былинные герои» и др. В обязательном порядке на уроках ОРКСЭ

1.Должна звучать музыка.

2.Активно использовать изображения, видеоряд.

3.Дополняйте зрительное и слуховое восприятие тактильным (потрогать икону, крестик, «Библию», другие предметы - в храме научить ставить свечи и т.д).

4.Обязательно показывать детские мультфильмы, желательно скачивать с православного источника.

5.Чтение учебника дозировано (нет учебника для детей с ЗПР, для умственно отсталых учащихся - строго выборочное).

6. Использовать литературу, дидактический материал для детей ДОУ и 1-2кл - игровые моменты и т.д) .

Успешному решению задач курса способствуют метапредметные связи с такими предметами, как литература, развитие речи, музыкальное и изобразительное искусство, окружающий мир

В условиях безотметочного оценивания рекомендуется реализовать систему постоянно действующих педагогических стимулов, одобрения достижений, самостоятельных действий учащихся.

Обучение, ориентированное на развитие высших психических функций, создает основу для максимального использования возможностей, резервов организма ребенка в компенсации нарушения его развития. Совершенствуя психические процессы, учитель закладывает фундамент успешности учебной деятельности. Задания должны быть направлены на развитие тех сторон психической деятельности, которые отстают у ребенка в большей степени, препятствуя усвоению учебного материала. Обучение, ориентированное на развитие высших психических функций, создает основу для максимального использования возможностей, резервов организма ребенка в компенсации нарушения его развития. Уроки ОРКСЭ предполагают знакомство с устройством православного храма, значением предметов культа, нормами поведения в храме. Обязательно провести экскурсию в храм с привлечением священника, доступным языком рассказать и показать назначение церковной утвари, устройство храма, нарисовать храм по предложенной схеме, сделать аппликацию храма, раскрасить, показать видеофильм по теме «Храмы»-задействовать все анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный. Положительное воздействие на ребят оказывает и беседа со священником, который в доступной форме (о детях с ОВЗ лучше заранее предупредить) объясняет и показывает устройство храма, христианские заповеди. Дети с ОВЗ могут участвовать в творческих конкурсах,(у нас в школе они активно участвуют и награждаются),например в «Красоте божьего мира», «Пасхальное яйцо», выполнять некоторые вопросы олимпиад; конечно, сложные интеллектуальные вопросы им недоступны, но следует подбирать такой материал, который вполне доступен для ребят с ОВЗ. Промежуточная аттестация в классах, где учатся ребята с ОВЗ, проводимая администрацией школы, показала хорошие результаты в освоении данного предмета, дети участвуют и имеют победы в творческих конкурсах, проводимых Канской епархией и местным приходом. Главное - чтобы курс ОРКСЭ показал всё самое светлое, чистое и доброе, что есть во все том, что окружает нас. Известный педагог В.Волков писал: «К детям с отклонениями в развитии нужно относиться так же, как и ко всем остальным детям, только педагогически щедрее и разнообразнее» . Этому мы и должны следовать.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.