Особенности предметного содержания и методического обеспечения преподавания математики в 5-6 классах на примере УМК «Сферы»
Особенности предметного содержания и методического обеспечения преподавания математики
в 5-6 классах на примере УМК «Сферы»
Войнова М.А., учитель математики
МАОУ «Татановскпая СОШ»
Учебный предмет «Математика» согласно одному из базовых документов нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования «обладает исключительным воспитательным потенциалом: воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, приучает к продолжительной умственной деятельности».
Основные цели изучения предмета «Математика» представлены в направлении личностного развития, в метапредметном и в предметном направлениях. В цели включены ценностные ориентиры содержания предмета «Математика», которые заключаются в формировании способов деятельности, а также в интеллектуальном развитии. Практическая полезность математики состоит в том, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: количественные отношения и пространственные формы. В процессе математической деятельности багаж приемов и методов человеческого мышления пополняют индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, аналогия. Изучение математики способствует развитию точной и информативной, логически построенной речи, умению отбирать наиболее подходящие средства изложения информации, восприятию геометрических форм.
По требованию новых стандартов ребенок должен уметь свободно пользоваться полученными знаниями, уметь самостоятельно их находить, применять в жизни. На уроках особое внимание должно уделяться развитию разных видов деятельности ребенка, выполнению проектных и исследовательских работ. Важно не просто передать знания детям, а научить их овладевать новыми знаниями и видами деятельности. Учащиеся должны развивать умения организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять поставленные перед ними задачи.
Поставленная перед образованием задача требует изменения деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения. Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании открывает значительные возможности расширения образовательных рамок, в том числе и по математике. И выбранный УМК должен соответствовать предъявляемым требованиям. Для преподавания математики в 5-6 классах в нашей школе был выбран УМК «Сферы»: «Математика. Арифметика. Геометрия.» 5 кл., 6 кл. Бунимович Е.А., Дорофеев Г. В., Суворова С. Б. и др. Издательство «Просвещение» «Сферы» (www.spheres.ru), по которому я работаю третий год.
В состав УМК входят: рабочие программы, учебник для общеобразовательных учреждений. «Математика Арифметика Геометрия», электронное приложение к учебнику «Математика. Арифметика Геометрия», тетради-тренажеры, задачники, тетради-экзаменаторы, поурочное тематическое планирование.
Учебникам математики УМК «Сферы» характерны лаконичность изложения, четкая структура текста, разнообразный содержательный иллюстративный ряд. В изложение теоретического материала, включены фрагменты «Читаем и делаем», предлагающие пошагово выполнять описанное, привлекая тем самым учащихся к активным действиям. В практические задания включены задачи-исследования, решая которые дети приобретают умение анализировать полученные результаты, делать выводы, строить цепочки логических рассуждений. Электронные приложения к учебникам позволяют расширить информационное пространство, обеспечивают возможность индивидуализации обучения и повышения уровня самостоятельности учебной деятельности учащихся. Активным экраном служит разворот учебника. Через его элементы открывается выход к дополнительным возможностям: при изучении нового материала можно просматривать анимационные ролики, которые повышают наглядность излагаемого материала; получать новый опыт и развивать логику и пространственное мышление позволяют различные «Виртуальные лаборатории». При этом, освоить принципы работы лабораторий, учащиеся могут без помощи учителя, самостоятельно разобрав описание работы с той или иной лабораторией. Так же электронное приложение содержит раздел «Игра», содержащий игры, развивающие логику учащихся, и раздел «Математический кружок», в котором рассматриваются занимательные и нестандартные задачи.
Курс 5—6 классов направлен на уменьшение алгебраизации, в нем рассматриваются различные способы решения задач арифметическими способами. Геометрия в учебниках представлена на наглядном уровне, её изучение направленно на развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это первый этап в изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на образное мышление учащихся. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, проведению экспериментов как реальных, так и с использованием «Виртуальных лабораторий». В 5-6 классах положено начало изучению новой содержательно-методической линии, включающей комбинаторику, элементы теории вероятностей и статистики. К важнейшим методическим особенностям относятся:
• мотивированное и доступное изложение теоретических сведений, способствующее пониманию и осознанности при усвоении материала;
• целенаправленное обучение приемам и способам рассуждений, способствует развитию мышления;
• создание условий для формирования навыков исследовательской деятельности, самостоятельности мышления, творческих способностей;
• живой, эмоциональный язык, использование современных сюжетов в теории и задачном материале, а также наличие интересных для учащихся форм подачи материала.
http://spheres.ru/mathematics/about/
Яндекс картинки