Особенности преподавания математики в СПО

0
0
Материал опубликован 28 May

Особенности преподавания математики в СПО.


ГБПОУ КК «АПШЕРОНСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ»

Яценко Марина Михайловна, преподаватель математики


Обновления в образовательной системе способствуют поиску новых методов работы, которые помогают удовлетворить познавательные потребности, интересы, развить способности и таланты каждого обучающегося. Для этого необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Для достижения этих целей необходимо применять системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. Такой подход к обучению математике направлен на развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся.

В процессе обучения обнаруживаются противоречия между потребностями общества в инициативных, самостоятельных и самоопределяющихся людях и ограниченными возможностями традиционной системы образования, а также низкой мотивацией учащихся к получению знаний. В связи с этим становится очевидной необходимость стимулирования интереса к учёбе и создания новой, более эффективной модели подготовки будущих профессионалов.

Исследовательская деятельность на уроках математики обеспечивает активное участие каждого ученика в творческом процессе, усиливает практическую направленность обучения через решение учебно-практических и учебно-познавательных задач. На уроках создаётся атмосфера сотрудничества, сопереживания и взаимной поддержки, что способствует развитию навыков, необходимых для успешной учебно-познавательной деятельности. Это позволяет перейти на уровень продуктивного творчества.

Актуальность проблемы развития творческих способностей учащихся обусловлена, на мой взгляд, двумя ключевыми факторами:

первый фактор — это снижение интереса к учёбе;

второй фактор — это то, что даже те обучающиеся, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, когда сталкиваются с нестандартными задачами, демонстрируя свою неспособность решать продуктивные задачи.

Поэтому моя основная цель как преподавателя математики — не только передать студентам определённый объём знаний, но и развить их творческие способности и продуктивное мышление. Для этого я стараюсь поддерживать и развивать интерес к предмету, формировать навыки продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т. д., прививать навыки исследовательской работы, развивать логическое мышление и пространственное воображение обучающихся, учить их основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, а также с современными источниками информации, такими как интернет, медиа-ресурсы и цифровые образовательные ресурсы.

Кроме того, я стремлюсь показать практическую значимость знаний, полученных на уроках математики, научить ребят мыслить широко и перспективно, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре и её связь с другими науками.

В учреждениях среднего профессионального образования, в отличие от школ, обучение математике включает в себя профильный компонент. Этот компонент учитывает специфику подготовки специалистов в данной области.

Его цель — адаптировать содержание курса математики под нужды студентов и сформировать у них интерес к изучению предмета. Это, в свою очередь, должно повысить эффективность профессиональной подготовки.

Известно, что студенты, обучающиеся в системе среднего профессионального образования, в первую очередь стремятся освоить выбранную профессию, а не получить общие знания. Поэтому для того, чтобы повысить интерес к изучению математики, необходимо интегрировать математические знания с предметами профессионального цикла.

В соответствии с теорией Л. Б. Ительсона, для того чтобы обучающийся мог эффективно усваивать новые знания, он должен осознавать их ценность и практическую значимость. А для успешного освоения новых навыков и умений необходимо, чтобы он понимал, что они приводят к желаемым результатам.

Математическое образование — это неотъемлемая часть общей культуры, которая необходима всем обучающимся. Поэтому изучение математики в техникуме является обязательным для студентов, которые получают среднее профессиональное образование и специальность на базе основной школы.

Уровень математической подготовки, который достигается благодаря внедрению новых программ, становится важным элементом подготовки студентов к общественно полезной деятельности.

Преподаватель математики в техникуме должен в кратчайшие сроки, в течение одного учебного года, освоить программный материал по математике 10–11 классов в соответствии с учебным планом. И не просто освоить, а дать студентам прочные и глубокие знания, которые будут востребованы на следующей ступени обучения при изучении высшей математики в вузах.

Задачи обучения математике в школах и средних специальных учебных заведениях имеют свои особенности. Если в школе ученик должен освоить определённый объём математических знаний, умений и навыков, которые не всегда связаны с его будущей профессией (это просто требования программы), то в техникуме уровень владения математическим аппаратом становится одним из ключевых факторов, определяющих дальнейшую жизнь студента.

Цели преподавания математики в техникуме:

дать студентам базовые знания в области математики;

сформировать у студентов математическую культуру;

Подготовить студентов к изучению специальных дисциплин.

В таком виде сформулированные цели не раскрывают полностью суть изучения математики.

Основная задача обучения математике на первых двух курсах техникума — научить студентов применять математические формулы и законы в дальнейшем изучении профильных дисциплин. Ведь именно успешное освоение этих дисциплин в конечном итоге определяет качество подготовки специалиста, а повышение качества подготовки будущих профессионалов — главная цель обучения, особенно в условиях высокой конкуренции на рынке труда. Уровень владения специальными знаниями, умениями и навыками напрямую влияет на перспективы трудоустройства и карьерный рост выпускника.

Как сделать так, чтобы студенты активно участвовали в процессе обучения, а не пассивно ждали, пока преподаватель всё разъяснит? Чтобы знания обучающихся были результатом их самостоятельной работы, нужно организовать эту работу и стимулировать их познавательную активность.

В соответствии с концепцией развивающего обучения, необходимо организовать урок таким образом, чтобы он включал в себя следующие стадии:

Активизация и актуализация имеющихся знаний.

Понимание и получение новой информации, её систематизация.

Анализ и самоанализ.

Специально созданные образовательные задачи, которые охватывают несколько дисциплин, помогают обучающимся увидеть связь изучаемой темы с их будущей специальностью. Особенно эффективно это получается с помощью интегрированных задач.

На своих занятиях я применяю задания, которые не связаны напрямую с математикой, а также задачи, требующие знания математических концепций и конкретных фактов.

В процессе обучения происходит трансформация перечня предметов, которые изучают студенты. Изменения затрагивают как состав дисциплин, так и их содержание. Особенно это касается новых предметов, особенно экономических, которые требуют глубокого понимания математического аппарата. В связи с этим необходимо пересмотреть содержание курса математики в техникуме с учётом современных тенденций развития математики.

Современная экономика требует от студентов знаний в области математической статистики и теории вероятностей. Все в мире относительно — это должны чётко усвоить студенты. В курсе математики сейчас уделяется больше внимания комбинаторике, которая переживает новый расцвет благодаря своим приложениям в различных областях, от квантовой теории поля и экономической теории до компьютерных наук.

Поэтому преподавание математики в техникуме должно быть в первую очередь практическим, с активным использованием межпредметных связей и консультациями со специалистами из других областей. Это включает в себя построение гистограмм, полигонов и эмпирических распределений функций. Многие процессы как в будущей профессиональной деятельности студентов, так и в повседневной жизни, подчиняются законам комбинаторики и теории вероятностей.

В основе курса математики лежит идея о том, что математические знания имеют практическое применение. Это означает, что обучение математике должно быть направлено на подготовку специалистов в различных областях.

В процессе обучения математике можно выделить несколько ключевых аспектов:

Укрепление взаимосвязи математики с другими дисциплинами.

Применение методов решения учебных задач, аналогичных тем, которые используются на практике.

Понимание того, как математика отражает законы реального мира.

Развитие навыков построения математических моделей.

Анализ опыта, полученного в результате наблюдения за рабочим процессом, и использование этих знаний для объяснения нового материала.

Использование материалов наблюдения для повышения эффективности уроков математики.

Включение в уроки математики материалов, связанных с выбранной специальностью, и элементов производственного процесса.

Знакомство учащихся с особенностями их будущей профессии с помощью математических методов.

В процессе решения каждой задачи преподаватель должен преследовать определённую цель — методическую. Его задача не в том, чтобы задача была решена быстро и без ошибок или чтобы студент тренировался. Цель преподавателя — помочь студенту решить задачу творчески и извлечь из неё максимальную пользу для его математического развития.

Задания, которые преподаватель предлагает студентам для работы с материалом:

По иллюстрациям из учебника, пособия или задачника.

По тексту из учебника или пособия.

По материалам, связанным с профессией.

Итоговое задание по теме, основанное на материалах экзаменационных билетов.

По графикам и схемам из учебника, пособия или задачника.

В процессе обучения я стараюсь сделать акцент на связи математики с реальной жизнью и её практическом значении. Для этого я подбираю задачи, которые имеют практическое применение.

В процессе рассмотрения вопроса о производной, предлагается решить задачу: «Как создать коробку из квадратного листа, чтобы её объём был максимальным, а количество отходов — минимальным. Как это сделать эффективно и точно?» В процессе изучения темы «Объёмы» возникает вопрос: как вычислить объём бракованного литья? Этот набор заданий помогает сформулировать задачу, которую нужно решить в процессе обучения. Кроме того, он позволяет ответить на вопрос: «Где мне это может пригодиться?» и пробудить интерес к изучаемой теме. Вот несколько аспектов, которые могут привлечь внимание учащихся и убедить их в том, что математика — это не абстрактная наука, а вполне применимая в жизни, и что знания по математике не будут бесполезными в общей системе знаний.

В процессе обучения невозможно реализовать деятельностный подход без проявления творческой инициативы со стороны учащихся. Она находит своё выражение в разнообразных домашних заданиях, требующих творческого подхода. Наиболее распространёнными видами таких заданий являются рефераты и презентации. В области математики это могут быть биографии и творческие работы известных математиков, изучение происхождения терминов и понятий, великие достижения в математике, применение математических знаний в природе и технике.

В процессе обучения по специальности мы начинаем знакомить студентов с основами будущей профессии уже с первого курса. Это позволяет им самостоятельно выбирать темы для изучения, например, «Математика в моей будущей профессии».

Практические умения обучающихся в области геометрии играют важную роль. На этапе закрепления материала мы выполняем задания в тетрадях. Моя цель — добиться того, чтобы чертежи были выполнены аккуратно, с использованием линейки и карандаша. Для этого я использую рабочую тетрадь, в которой есть множество упражнений на построение. Кроме того, в тетради есть задачи и тесты, которые помогают лучше усвоить тему.

И ещё о практических умениях.

В процессе изучения темы «Объёмы геометрических тел» на уроках геометрии мы проводим практическую работу, которая позволяет найти объём конуса. Ученики измеряют образующие и радиус основания, после чего, используя формулы, находят высоту конуса и его объём. Затем мы проводим выборочную проверку. Такие задания способствуют развитию соревновательного духа, азарта и интереса к результату.

Системно-деятельностный подход находит своё продолжение и в рамках внеклассных мероприятий по предмету, которые регулярно проводятся в рамках декады математики.

Основные идеи и методы современной математики просты, но для их понимания требуется серьёзная работа. Эта работа включает в себя решение задач. Некоторые из них являются рутинными, поскольку для освоения нового метода необходимо выработать определённые навыки. Другие задачи требуют более творческого подхода и глубокого обдумывания.

В конечном итоге, именно способность решать широкий спектр задач определяет ценность специалиста. В процессе решения математических задач студенты приобретают умения и навыки, которые могут быть использованы как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

Достижение успеха становится источником внутренней мотивации для студента, которая даёт ему силы преодолевать трудности и стремление к знаниям. Обучающийся чувствует уверенность в своих силах и получает внутреннее удовлетворение от процесса обучения. Это позволяет сделать вывод, что успех в учёбе – это залог успеха в жизни в будущем!

Преподаватель, его подход к учебно-воспитательной работе, его креативность и мастерство, его стремление и способность раскрыть потенциал каждого студента — всё это является ключевым элементом, без которого невозможно воплотить в жизнь новые стандарты ФГОС!

Обучающиеся смогут добиться значительных успехов, только если поймут, что определённые навыки пригодятся им не только в рамках школьной программы, но и в повседневной жизни.

В наше время математика проникает во всё новые сферы и области, где она играет важную роль. Это позволяет утверждать, что математика является основой для всех наук, и без её понимания в современном мире не обойтись.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.