Особенности принятия решений в условиях неопределенности у предпринимателей
Рахимкулова М.В.
ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ У ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Актуальность исследования. Для современных условий развития общества и особенно в таких его областях как медицина, экономика, экология характерно увеличение объемов перерабатываемой человеком информации и рост сложности процессов принятия решения [7 ]. В связи с этим проблема принятий решения становится междисциплинарной и базовой. Она является междисциплинарной, поскольку процессы принятия решения затрагивают различные аспекты реальности (формально-логический, психологический, информационный, организационный и др.) и поскольку исследования процессов принятия решения приобретают комплексный характер [ 15].
Как базовая проблема принятие решений играет важную роль в целенаправленной человеческой деятельности. Процесс принятия решений имеет отношение как к познавательной, так и к практической ситуации. Он имеет ряд особенностей. Среди них необходимость действовать в условиях не полностью определенных; отсутствие важной информации в условиях самой задачи; отсутствие информации о возможных объективных и субъективных ограничениях. Можно сказать, что в большинстве сложных задач, связанных с человеческой деятельностью, при принятии решения присутствует фактор неопределенности. Проблема неопределенности в процессах принятия решений, кроме того, имеет очевидную практическую значимость как для отдельных предпринимательских единиц, так и для системы хозяйствования в целом. В настоящее время адаптация предприятий к постоянно меняющимся условиям, является одной из основных задач обеспечения их устойчивого развития.
Понятие неопределенности. Неопределенность - это фундаментальная характеристика обеспечения знаниями процесса принятия решения по определенной проблемной ситуации, то есть это недостоверность (наличие фиктивных данных), неоднозначность (нечеткость, неточность), неизвестность (частичное или полное отсутствие информации об определенной проблемной ситуации) [2].
Виды неопределенности. Классифиация 1. Самой распространенной является классификация неопределенности по степени наступления события. Эта классификация дает возможность различить полную и частичную неопределенность, полную определенность. По мнению О.К.Тихомирова, у субъектов хозяйственной деятельности в условиях полной неопределенности отсутствуют какие-либо способы прогнозирования перспективы своего собственного развития и рынка в целом, а определенность полная «…дает возможность субъектам хозяйственной деятельности со 100% - ной гарантией составить прогноз не только относительно своей стратегии на рынке, но и его особенностей и аспектов развития» [15]. Частичная неопределенность имеет представляет собой теоретическое предположение о возможностях хозяйственных субъектов.
Классификация 2. В зависимости от способов определения вероятности различают два типа неопределенности - статистическая и нестатистическая [17]. При этом отмечается, что в чистом виде тот или иной вид неопределнности случается редко - чаще всего можно встретить смешанный вид.
Классфикация 3. По объекту различают три вида неопределенности: человеческую, техническую и социальную. Отличительной особенностью первого вида является то, что в процессе работы человека невозможно точно предсказать его поведение вследствие существующих различий в уровне его образования, его эмоциональных особенностей, мировоззрения. Техническая неопределенность обусловлена разной степенью надежности оборудования, сложностью технологий, непредсказуемостью производственных процессов и т.п. Социальная неопределенность характеризуется стремлением человека к образованию социальных связей и организации собственного поведения в соотношении с общепринятыми нормами, традициями и т.п. [17; 11].
Понятие принятия решения. В конитивной психологии человек рассматривается как высокоорганизованная биологическая система. Под влиянием своих психо-эмоциональных особенностей и состояний организма в определенных ситуациях человек может принимать неверные решения. При этом процесс принятия им решений представляет собой сложный механизм, который зависит от большого количества причин. Такой подход в течение многих лет является актуальным направлением исследований [1; 10; 12].
В рамках данного направления выделяются выделяюся следующие «…этапы принятия решения субъектом: 1) формирование субъективного представления о задаче; 2) оценка последующих результатов выбора каждой альтернативы; 3) прогнозирование условий, определяющих последствия; 4) собственно выбор из альтернатив. Оценка последствий альтернатив включает когнитивную составляющую и эмоционально-ценностные отношения (принятие или непринятие возможных последствий выборов). Три первых этапа автор концепции называются предрешениями. Собственно выбор означает, что ситуация неопределенности получила разрешение, завершена выбором, т.е. человек определился в выборе» [3].
Целью нашего эмпирического исследования было рассмотрение особенностей принятия решений в ситуации неопределенности. В данной работе была выдвинута гипотеза, что принятие решений в ситуации неопределенности у предпринимателей связано со склонностью к риску, толерантностью к неопределенности и интуитивными способностями. Для достижения поставленной цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
найти испытуемых-предпринимателей и разделить их на две группы А и Б (успешные и неуспешные)
подобрать психологические методики и определить наличие или отсутствие склонности к риску у испытуемых в группе А и Б;
выявить уровень толерантности к неопределенности у испытуемых в группе в двух грпуупах;
установить уровень интуитивных способностей у испытуемых в группах А и Б;
сопоставить полученные данные.
Методика исследования
Описание контингента испытуемых. В исследовании приняли участие в качестве испытуемых предприниматели. Возраст предпринимателей от 25 до 55 лет. Количество испытуемых: 100. Область предпринимательства, в которых задействованы отобранные испытуемые – сфера продаж и сфера услуг.
Из сферы продаж – это предприниматели занимающиеся продажами одежды, обуви, косметики и спортивных принадлежностей. Из сферы услуг – это предприниматели, предоставляющие косметические услуги: гелиевое окрашивание и укрепление ногтей, акриловое окрашивание ногтей, массажные услуги, спа услуги, обвертывание, услуги косметолога, альгинатные маски, омолаживающие маски, коллагеновые инъекции, и т.д.); парикмахерские услуги, образовательные услуги и техническая поддержка при реализации любого проекта и внедрения какой либо инновации.
Часть предпринимателей ведут свой бизнес, имея офисы на территории города, физически присутствуют в них. Часть предпринимателей имеют только онлайн-кабинеты, онлайн команды и ведут свой бизнес в сети Интернет, а остальная, третья часть предпринимателей, ведут свой бизнес, как при непосредственном присутствии, так и в онлайн-среде.
Используемые психологические методики.
1. Опросник ЛФР (личностные факторы принятия решения) [5]. Этот опросникимеет две шкалы. Первая (шкала рациональности) предназначена для оценки готовности анализировать свои решения и совершать действия при возможно более полной ориентировке в ситуации. Вторая шкала (готовность к риску) позволяет оценивает готовность к самоконтролю действий в условиях заведомой недоступности нужной информации [4; 13]. Данная методика выявляет какими факторами принятия решения руководствуется человек. На основе этого можно определить, почему человек поступил именно так в данной ситуации и принял именно это решение.
2. Методика «Толерантность к неопределенности» [9]. является русскоязычной адаптацией методики Д. Маклейна, проведенной Е.Г. Луковицкой. Данная методика определяет отношение человека к ситуации неопределенности в момент принятия решения, что может влиять на эффективность решения. В методике 16 высказываний. Подсчитывается общая сумма баллов, набранных по всем пунктам. Чем выше суммарный показатель, тем более интолерантен к неопределенности респондент.
3. Шкала «Доверие к интуиции» опросника С.Эпстайна [4]. Измеряет готовность полагаться на интуицию, склонность использовать собственные предчувствия и первоначальные впечатления в качестве основы для решений и действий, а также самооценку интуитивных способностей. В настоящем исследовании использовалась последняя версия опросника, в которой шкала «доверие к интуиции» состоит из 20 вопросов. По всем этим пунктам подсчитывался суммарный показатель доверия к интуиции.
Результаты исследования
Принятие решения в ситуации неопределенности. Деление испытуемых на группу А и Б (успешных и неуспешных). Для того чтобы разделить испытуемых на успешных и неуспешных и определить, каким образом они принимают решение в ситуации неопредленности, использовался метод кейсов [6; 8]. Для решения были предложены три кейса. Один из низ приводится в качестве примера. «Одно из предприятий должно определить уровень предложения услуг так, чтобы удовлетворить потребности клиентов в течение предстоящих праздников. Точное число клиентов не известно, но ожидается, что оно может принять одно из четырех значений: 200, 250, 300 или 350 клиентов. Для каждого из этих возможных значений существует наилучший уровень предложения (с точки зрения возможных затрат). Отклонения от этих уровней приводят к дополнительным затратам либо из-за превышения предложения над спросом, либо из-за неполного удовлетворения спроса» [8].
На основе результатов решения кейсов были сформированы две группы испытуемых. Группа А – это те респонденты, которые успешно справились с задачей, группа Б – «неуспешные». В качестве критериев отбора в данные группы использовались следующие признаки: дополнительные затраты при решении кейсов, достижение цели, удовлетворенность потребителей. В конечном итоге, в группе А оказалось 43 испытуемых, в группе Б -– 57.
Результаты изучения личностных особенностей испытуемых
Готовность к риску. По данным опросника Личностные факторы принятия решения Т.В.Корниловой в группе А видно, что 31% испытуемых имеют склонность к риску, а в группе Б - только 5%. Это означает, что в груп
Рис. 1. Готовность к риску и рациональность у успешных и неуспешных предпринимателей (по опроснику ЛФК)
пе А респонденты обладают готовностью к самоконтролю своих действий в условиях неполноты имеющейся информации, полагаются на свой потенциал при принятии решения в условиях неопределенности в то время как в группе Б эти характеристики выражены в гораздо меньшей степени.
Толерантность к неопределенности. По результатам оценки уровня толерантности к неопределенности выявлено следующее (табл. 1): В группе А при высоком уровне оцениваемого признака по шкале «новизна» показатель значительно выше (46%), чем по шкале «сложность» (5%) и «неразрешимость» (5 %). Это означает, что в группе А источником интолератности, т.е. источником стремления к ясности, упорядоченности и источником неприятия неопределенности является новизна проблемы, а не сложность и неразрешимость задачи.
Таблица 1. Толерантность к неопределенности в группах А и Б (в процентах).
| Группа А | Группа Б | |||||
Шкала | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
Общий показатель | 21% | 23% | 56% | 31% | 49% | 19% | |
Новизна | 2% | 7% | 46% | 16% | 26% | 15% | |
Сложность | 14% | 9% | 5% | 7% | 19% | 2% | |
Неразрешимость | 5% | 7% | 5% | 10% | 4% | 2% |
В группе Б наблюдается сходная картина. По шкале «новизна» показатель составляет 15 %, а по шкалам «сложность» и «неразрешимость» по 2 %. Это также свидетельствует о том, что источником интолерантности является не сложность и не неразрешимость задачи, а ее новизна.
Вместе с тем показатель по шкале «новизны» в группах А и Б при высоком уровне оцениваемого признака значительно различается (46% и 15%). Это говорит о том, что в группе А стремление к ясности, упорядоченности и неприятие неопределенности, обусловленное новизной ситуации, значительно больше выражено, чем в группе Б.
Сопоставление общего показателя интолерантости в группе А (56%) и Б (19%) показывает, что он значительно выше в группе А. Это опять-таки показывает, что у успешных предпринимателей неприятие неопределенности и стремление ее преодолеть значительно больше выражено, чем у неуспешных.
Доверие к интуиции. По шкале доверие интуиции опросника С.Эпстайна получены следующие данные (рис.2, 3):
Рис. 2. Доверие интуиции в группе А (по методике С.Эпстайна)
В группе А высокий уровень интуитивных способностей составляет 61 %, а очень высокий – 2%, а суммарно – 63 %. В этой же группе использование интуиции на этих двух уровнях соответственно составляют 58% и 2 %, а в сумме 60%. Это говорит о том, что у успешных предпринимателей, с одной стороны, высокие показатели по двум шкалам, а, с другой стороны, разность между интуитивными способностями (63%) и использованием интуиции (60%) составляет всего 3%.
Рис. 3. Доверие интуиции в группе Б (по методике С.Эпстайна)
В группе Б высокий уровень интуитивных способностей составляет 30%, а очень высокий – 2% (суммарно 32%). Использование интуиции соответственно 17% и 0 % (суммарно 17%). Разность между показателями двух шкал составляет 15 % . Это можно интерпретировать как значительное расхождение между возможностями и реальными действиями у неуспешных предпринимателей.
Сравнение высокого и очень высокого уровней доверия к интуиции по двум шкалам в группах А и Б показывает, что для респондентов группы А характерны более высокие показатели как по шкале интуитивные способности (63% против 32% у респондентов группы Б), так и по шкале использование интуиции (60% против 17%). Это говорит о том, что успешные предприниматели имеют более высокие интуитивные способности и меньший разрыв между возможностями и действиями при принятии решения в ситуации неопределенности.
Выводы
Проведенное исследование продемонстрировало продуктивность использования выбранных критериев для определения успешности принятия решения предпринимателями (дополнительные затраты, достижение цели, удовлетворенность потребителей) по результатам выполнения кейсов и для деления респондентов на группы А и Б.
Исследование также показало, что успешные предприниматели с высоким уровнем развития склонности к риску обладают готовностью к самоконтролю своих действий в условиях неполноты имеющейся информации, полагаются на свой потенциал при принятии решения в условиях неопределенности. Они имеют достаточно высокий общий показатель интолерантности. Для них характерно неприятие неопределенности и стремление ее преодолеть, а источником интолерантности являет новизна проблемы, а не сложность и неразрешимость ситуации.
Успешные предприниматели имеют более высокий уровень развития интуитивных способностей и небольшой разрыв между возможностями и реальными действиями при принятии решения в ситуации неопределенности.
У неуспешных предпринимателей готовность к риску при принятии решения в условиях неопределенности выражена гораздо меньше, чем у успешных предпринимателей. Общий показатель интолерантности у них ниже, чем у успешных предпринимателей, а потребность в ясности, неприятие неопределенности и стремление ее преодолеть гораздо меньше выражены, чем у успешных. Вместе с тем источником интолерантности неуспешных предпринимателей является, как и у успешных предпринимателей, новизна проблемы.
Неуспешные предприниматели имеют более низкий уровень развития интуитивных способностей и значительное расхождение между интуитивными способностями и использованием интуиции при принятии решения в ситуации неопределенности.
Результаты исследования говорят о том, что уровень склонности к риску, толерантности к неопределенности, доверия интуиции в процессе принятия решения в ситуации неопределенности в группах А и Б связан с успешностью деятельности предпринимателей.
Полученные в исследовании данные свидетельствуют, что выдвинутая гипотеза о том, что принятие решений в ситуации неопределенности у предпринимателей связано со склонностью к риску, толерантностью к неопределенности и интуитивными способностями подтвердилась на данной выборке испытуемых.
Список литературы
Дерлоу Дес. Ключевые управленческие решения. Технология принятия решения: Пер. с англ. – Киев.: Наукова думка, 2001. 242 с..
Желтов М. П., Желтов В. П. Механизмы принятия решений // Современые
проблемы науки и образования. – 2015.– № 2. Москва : ФЛИНТА. С. 41.
Козелецкий Ю. Психологическая теория решения. Ярославль, 1979. ‒ 504 с.
Корнилова Т.В., Корнилов С.А. Интуиция, интеллект и личностные свойства (результаты апробации шкал опросника С.Эпстайна) // Психологические исследования. 2013. Т.6. № 28. – С. 5.
Корнилова Т.В. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязыч
ная адаптация // Психологические исследования. 2013. Т.6. № 31. – С. 4.
Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений, а также хроника событий в Волшебных странах: учеб. пособие для вузов. Москва: Логос, 2016. – 39 с.
Лапуста М.Г. Риски в предпринимательской деятельности / М.Г. Лапуста, Л.Г. Шаршукова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 224 с.
Левкин Г.Г. Логистика: теория и практика. Ростов-на-Дону, 2013. 217 с.
Луковцкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: дис. … канд. психол. наук. Москва, 1998. 173 с.
Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. Москва: Дело, 2003. – 15 с.
Оклей П.И. Экономико-математические методы и модели поддержки принятия решений при эксплуатации тепловых электростанций. Москва: Ленанд, 2016. – 16 с.
Саймон Г. А. Теория принятия решений в экономической теории и в науке о поведении // Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы / Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 2000 — С.54—72.
Солнцева, Г.Н., Корнилова, Т.В. Риск как характеристика действий субъекта / Г.Н. Солнцева, Т.В. Корнилова. – Москва, 2017. 189 с.
Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. – Москва: МГУ, 2012. 86 с.
13