12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юсупова Татьяна Ильинична478
Закончила БГУ, биологический факультет (г.Уфа), 1988 г. Прошла профессиональную переподготовку в институте дополнительного и профессионального обучения ФГБОУ ВО Челябинский университет по специальности "Педагогика и психология".
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
7

Особенности эмоционального интеллекта подростков



Особенности эмоционального интеллекта подростков в современных условиях



Педагог-психолог высшей категории

МОУ «СОШ №12» г.Магнитогорска

Юсупова Татьяна Ильинична.

При взаимоотношении с внешней средой человек встречается с необходимостью понимать чувства, эмоции, потребности других людей. Умение распознавать эмоции и «переживания» свои и окружающих, умение сочувствовать позволяет быть более счастливой и успешной личностью, быстрее найти взаимопонимание с окружающими, учитывать их интересы, потребности, умело разрешать конфликты, повышать уровень социального интеллекта. Большую роль в социальной сфере и личной жизни определяет уровень развития эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект - это вид интеллекта, отвечающий за распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей (эмпатия) [2].

Эмоции играют важную роль в жизни человека и по-разному влияют на психическое и психологическое здоровье, его деятельность. Эмоции - это своеобразное личностное субъективное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, они сами по себе являются жизненной ценностью. Важно не только уметь понимать свои чувства и эмоции, но и уметь их переживать, выражать, также важно уметь ими управлять, от эмоционального состояния человека зависит здоровье, его психофизиологический комфорт [4].

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в школьном возрасте, т.к. происходит эмоциональное становление детей, развитие самопознания, понимания своих чувств, чувств и потребностей окружающих. В начале у детей присутствует недостаточный уровень сформированности эмпатии - эмоциональной отзывчивости, уровня сочувствия, сопереживания, уровня умений выражать свои чувства. В процессе развития ребенка до взрослости происходят многочисленные изменения, в том числе изменения эмоционального интеллекта, этот период понимается как «детство» - в нем происходит интенсивный рост организма и формирование психических функций и основных жизненных ценностей человека .

Следует учитывать, что в понятии «взрослость» основным критерием является возможность принятия самостоятельных решений и ответственность, которую за эти решения приходится человеку нести.

В современных условиях осмысление, изучение феномена детства и его особенностей дает возможность разработать направления для образовательной системы, правильно организовать процесс обучения современных детей, способствовать развитию интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, дает право получить информацию для педагогов, родителей в отношении особенностей развития личности ребенка до его взрослой жизни.

Остановимся на особенностях эмоционального интеллекта подросткового возраста (12-14лет), эмоционального сочувствия - эмпатии, ведь её развитие - одна из важнейших сторон формирования личности, которая обеспечивает нравственное развитие подростка и формирование жизненных ценностей. Эмпатия влияет на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует формирование личности в социуме, а представление о другом человеке связано с уровнем собственного самосознания [1].

В подростковом возрасте в характере ребенка присутствует много противоречий, остро переживается переход от детства к взрослости. Присутствует негативная противоречивость, например: нежность и жестокость, отзывчивость и безразличие, апатия и целеустремлённость, романтическое настроение и цинизм, повышенная требовательность к окружающим и безразличие. Подростки показывают протест против взрослых запретов, правил, становятся более требовательными, проявляют конфликтное отношение к окружающим. Также у подростков присутствует позитивное: происходит формирование сознательного отношения к себе, эмоционального отношения к своей личности, стремление к самостоятельности. Поведение подростка регулируется его самооценкой, она чаще завышенная, ее формирование происходит в процессе общения с окружающими [3].

Проведено исследование в подростковой среде по определению эмоциональной отзывчивости по тесту ЭмИНД В.Люсин, в таблице №1 показаны уровни с учетом гендерных отличий. (Количество обследованных: 135 человек в возрасте 12-14 лет).

Таблица №1. Уровни эмоциональной отзывчивости.

уровни

12 лет (59 чел.)

13 лет (32 чел.)

14 лет (44 чел.)


девочки (22ч)

мальчики (37ч)

девочки (15ч)

мальчики (17ч)

девочки (26ч)

мальчики (18ч)

высокий

8ч/36%

4ч/11%

1ч/6%

1ч/6%

1ч/4%

2ч/11%

средний

3ч/14%

18ч/49%

7ч/47%

14ч/82%

11ч/42%

7ч/39%

низкий

11ч/50%

15ч/41%

7ч/47%

2ч/12%

14ч/54%

9ч/50%


При сравнении результатов(таблица №1) мальчики в 13 лет показали 82% - средний уровень сочувствия и только 12% - низкий, т.е. данная группа детей более чувствительная к эмоциям, чувствам других людей.

В возрасте 13 лет - переломная точка кризиса подросткового возраста, этому возрасту свойственна переменчивость настроения, самочувствия, ранимость, эмоциональные переживания, здесь в исследуемой группе мальчики более чувствительны, возможно, это зависит и от социокультурных условий, особенностей воспитания [3].

Таблица№2.Общие показатели результатов диагностики эмоциональной отзывчивости.

уровень

Девочки-63 человека

Мальчики -72 человека

высокий

16%

10%

средний

34%

54%

низкий

50%

36%


Сравнительный анализ результатов показал (таблица №2), что среди девочек низкий уровень эмоциональной отзывчивости имеют 50%, а среди мальчиков - 36%, ниже на 20%; а высокий уровень отзывчивости у девочек только 16%, мальчиков -10%. По результатам диагностики можно отметить, что среди исследуемых подростков уровень эмоциональной отзывчивости недостаточно сформирован. При недостаточно развитом эмоциональном интеллекте подростков чаще возникает недопонимание между детьми и педагогами, детьми и родителями, чаще возникают конфликтные ситуации, с которыми труднее справиться, это влияет на психологический климат в классных коллективах, на психофизиологический комфорт обучающихся. Педагогам и родителям нужно знать, что важно развивать эмоциональный интеллект для формирования личности, учитывать, что его развитие в свою очередь влияет на учебно-воспитательный процесс. Развитие эмпатии особенно важно в возрасте 12-14 лет, т.к. происходит быстрое развитие нравственных ценностей личности. Набор жизненных ценностей, которые усваивает человек в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, окружающие люди, важную роль при этом играют педагоги, правильная организация учебно-воспитательного процесса.

В рамках психолого-педагогического сопровождения по ФГОС проведен тест «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности». (Автор: С.В. Бубнова). Количество обследованных - 165 человек.

Результаты диагностики показывают, что подростки отмечают высокий уровень своих ценностей на 1 месте 86ч\52% - приятное времяпровождение, отдых; на 2 месте- 78ч\42% помощь близким людям; на 3 месте - 52ч/32% - забота о своем здоровье.


Таблица №3. Диагностика ценностных жизненных ориентаций личности.


Ценностные ориентации

Высокий уровень

Низкий уровень

Приятное времяпровождение, отдых

86ч\52%

8ч/5%

Материальное благосостояние

46ч/29%

11ч/7%

Поиск нового и наслаждение прекрасным.

29ч/18%

46ч/28%

Помощь и милосердие к другим людям

78ч\42%

3ч/3%

Любовь

50ч/30%

31ч/20%

Познание нового в мире, природе, человеке

22ч/13%

38ч/23%

Высокий социальный статус

19ч/12%

53ч/32%

Признание и уважение окружающих.

46ч/28%

37ч/22%

Социальная активность

11ч/7%

43ч/26%

Общение

22ч/13%

41ч/23%

Здоровье

52ч/32%

22ч/13%


В результате диагностики выделились на низком уровне ценностные ориентации:

Высокий социальный статус и управление людьми - 53ч/32%,

Поиск нового и наслаждение прекрасным - 46ч/28%,

Социальная активность - 43ч/26%,

Стремление к живому общению - 41ч/23%.

Отмеченные показатели показывают, что подростки заботятся больше о себе, о своем здоровье, об отдыхе, могут помогать, сочувствовать близким людям, проявление самостоятельной активности в обществе недостаточное, проявляется безразличие к окружающим, эгоизм.

Сравнивая диагностики, можно отметить, что в 12-14 лет недостаточно сформирован эмоциональный интеллект и в свою очередь социальный интеллект, что является важной причиной особенностей развития личности ребенка в современных условиях, влияет на становление успешной и счастливой личности в обществе.

В подростковом возрасте учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом плане отступает на задний план, ведущая деятельность – общение - чаще виртуальное [3].

Проведено анкетирование в 6-8 классах ( количество детей:90 чел.) по определению предпочитаемого досуга, подростки ставят на 1 место - общение в социальных сетях - 33%, на 2 место - занятие спортом - 26% , на 3 место - прогулки с друзьями - 15%, на 4 место - слушание музыки - 12%, просмотр кинофильмов - 10%, и только 6% - чтение книг.

Подростки предпочитают занятия, которые не нагружают мозг, предпочитают виртуальное общение, заботятся о своем здоровье, не читают книг. Если подросток не читает книги, то у него не развивается воображение, наблюдается низкий уровень словарного запаса, а также недостаточно формируется умение понять свои эмоции, управлять ими,правильно их выражать, понимать чувства окружающих, проявлять сочувствие. Исходя из результатов диагностик, можно сделать акцент на необходимость развития эмоционального интеллекта подростков в процессе учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, на повышение уровня сформированности нравственных жизненных ценностей. Педагогам, психологам необходимо при планировании мероприятий в учебно-воспитательном процессе учитывать психологические особенности подростков в современных условиях для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, использовать в своей работе занятия на повышение эмоционального интеллекта.

Используемая литература:

1.Давыдова Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков// Вестник РУДН. – Серия: Психология и педагогика. -2012. –№2.

2.Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. – М., 2004.

3.Реан А.А. Психология подростка / А.А. Реан. - М.: Прайм - Еврознак, 2018.

4.Хухлаева О.В. Психология подростка.- М., 2004.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.