Особенности развития и направления коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук младших школьников с нарушениями речи
Особенности развития и направления коррекционной работы
по развитию мелкой моторики рук
младших школьников с нарушениями речи
В настоящее время наблюдается тенденция к ежегодному увеличению численности детей, имеющих нарушения речи. Неоднократно в психолого-педагогической литературе акцентируется внимание на том, что уровень речевого развития ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики и общей умелости руки. Мелкая моторика является важным показателем физического и нервно-психического развития ребёнка, определяющим процесс формирования навыка письма.
У большинства современных городских детей отмечается общее моторное отставание и, как следствие, общая неготовность к письму или проблемы с речевым развитием. [1]
Для всех ребят с общим недоразвитием речи характерны моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. [4]
У детей со стёртой дизартрией недостаточность моторики проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих чёткого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. Нарушения ручной моторики проявляются в изменении точности, быстроты, координации движений.
Дети испытывают трудности при одевании, обувании, хуже сверстников бегают, прыгают, рисуют. У таких ребят часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой, что вызывает затруднения при овладении навыками письма. Моторная неловкость рук отмечается и на занятиях по аппликации и с пластилином.
Нарушение тонких дифференцированных движений проявляется при выполнении проб-тестов пальчиковой гимнастики. Значительные трудности вызывает динамическая организация двигательного акта. Наиболее нарушенным является возможность одновременного выполнения движений, что свидетельствует об определённом функционировании премоторных систем, обеспечивающем кинестетическую организацию движений. [2]
Исходя из затруднений, которые испытывают младшие школьники с нарушениями речи, учитель-дефектолог определяет содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук в следующих направлениях:
- укрепление мышц кистей рук;
- развитие подвижности, силы и гибкости пальцев рук и запястья;
- развитие статической координации движений;
- развитие динамической координации движений;
- развитие ритмической координации движений;
- формирование графомоторных навыков.
Конкретизация содержания коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога определяется следующими задачами:
- создавать условия для развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями;
- использовать в работе разнообразные методы и приёмы, дидактические игры для формирования мелкой моторики у ребят с нарушениями речи;
- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении учащегося со сверстниками и взрослыми.
Для достижения желаемого результата коррекционную работу необходимо проводить регулярно, используя следующие виды деятельности:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа учителя-дефектолога с учащимся;
- свободная самостоятельная деятельность самих ребят.
Для того, чтобы проводимая работа была эффективной, способствовала коррекции двигательных нарушений, обогащала сенсомоторный опыт ребёнка, улучшала память, внимание, восприятие, способствовала включению компенсаторных механизмов развития речи, целесообразно организовать сенсомоторный центр в логопедическом кабинете или классе. Его задачами являются:
- развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики кистей и пальцев рук;
- стимулирование развития визуального, слухового, осязательного, кинестетического анализаторов;
- решение образовательных задач с помощью полифункционального оборудования;
- развитие эмоциональной сферы и создание положительной мотивации на организованную деятельность.
Сенсомоторный центр может включать в себя сенсорные дорожки, разнообразные по текстуре и форме мячики, губки шершавые, шишки, щётки, прищепки, мелкие игрушки, ёмкости для сухого бассейна, игрушки для пальчикового театра, конструкторы, пирамидки, кубики, наборы бусин, пуговицы, мозаику, верёвочки с узлами, счётные палочки, трафареты, буквогусеницу, матрёшки, куклы-скрутки из ткани и др. [3]
Результатом коррекционной работы в сенсомоторном центре является улучшение состояния мелкой моторики кистей и пальцев рук. Благодаря стимуляции различных анализаторов осуществляется активизация речевого развития и эмоциональной сферы ребёнка.
Для стимуляции познавательного интереса к новой деятельности, учителю-дефектологу можно использовать в коррекционной работе инновационные технологии: личностно-ориентированный подход к детям, личностно-деятельностный подход (ориентирование на действие), организовывать интегрированную систему занятий, применять здоровьесберегающие технологии, игровые методы и приёмы обучения.
Исходя из вышеизложенного, было определено, что для детей с нарушениями речи характерна недостаточность развития общемоторной сферы, в том числе и формирование мелкой моторики рук. Трудности выявляются в осуществлении тонких дифференцированных движений рук, статической, ритмической, динамической организации двигательного акта, пространственно-временной организации, нарушении точности, быстроты, произвольной регуляции движений, трудности переключения и автоматизации, а также при выполнении сложных двигательных программ.
Планирование коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи учителю-дефектологу необходимо осуществлять во всех обозначенных направлениях её развития, особое внимание при этом уделять развитию статической координации движений и формированию графомоторных навыков.
Список использованных источников
Акименко, В. М. Речевые нарушения у детей / В. М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 141 с. – (Сердце отдаю детям).
Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 319, [1] с.: ил. – (Высшая школа).
Бабинова, Н. В. Сенсомоторный центр в логопедическом кабинете / Н. В. Бабинова, Е. Г. Черникова // Логопед – 2012. - № 2 – С. 52-55.
Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др.; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
Особенности развития и направления коррекционной работы
DOCX / 12.58 Кб