Особенности реализации технологии проблемного обучения в учреждении профессионального образования

2
0
Материал опубликован 28 November 2019

Особенности реализации технологии проблемного обучения в учреждении профессионального образования

Аннотация: В статье раскрыт вопрос о проблемном обучении как системе приемов, обеспечивающих целенаправленные действия преподавателя по организации включения механизмов мышления и поведения студентов с помощью проблемных ситуаций. Описаны элементы проблемности, которые содержит занятие и условия организации учебно-воспитательного процесса необходимые для внедрения проблемного обучения как технологии.

Ключевые слова: проблемное обучение, профессиональное образование, профессиональная компетентность, методическая грамотность.

Преобразования в нашей стране, которые происходят в общественной, политической и экономической сферах, требуют совершенствования системы подготовки кадров в различных областях. Ведущая задача профессионального образования - подготовка конкурентоспособных, компетентных специалистов, которые способны анализировать огромные информационные потоки, креативно мыслить, самостоятельно принимать решения, стремиться к самообразованию и самосовершенствованию в течение всей жизни. Традиционные методы преподавания, в которых акцент делается на репродуктивную деятельность, не способны обеспечить достаточный уровень подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности1.

Это побуждает преподавателей к внедрению как новых, так и уже достаточно известных педагогических технологий, направленных на активизацию учебно-познавательной деятельности, развитие самостоятельности, критического мышления и тому подобное. Учитывая это, особую значимость приобретает проблемное обучение, основанное на принципе выбора в обучении, что побуждает к анализу, сопоставлению, сравнению новой информации, и, как следствие, становится предпосылкой развития личности.

Проблемное обучение трактуют как систему приемов, обеспечивающих целенаправленные действия преподавателя по организации включения механизмов мышления и поведения студентов с помощью проблемных ситуаций.

По мнению А. Матюшкина, проблемное обучение заключается в постоянном создании на занятиях проблемных ситуаций (проблемных задач) и решении их при максимальной самостоятельности и под руководством преподавателя. В процессе проблемного обучения преподаватель не сообщает готовые знания, а выдвигает проблему и путем пробуждения интереса к ней, что вызывает желание в ходе поисков найти способ ее решения. То есть проблемное обучение позволяет личности с учетом имеющейся информации выработать свою собственную позицию, точку зрения2.

Анализ исследований показывает, что занятие, которое содержит элементы проблемности, как правило, включает:

определение проблем в теме занятия;

формулировку конкретной учебной проблемы;

выдвижение путей ее решения;

избрание наиболее оптимального варианта решения, его реализация;

анализ решения и если необходимо - внесения корректив.

Проблемное обучение будет способствовать развитию самостоятельности, творчества, если преподаватель будет учитывать потенциальные возможности магистрантов, а проблемная ситуация, возникающая во время занятия должна быть посильной для них.

Внедрение проблемного обучения требует соблюдения условий организации учебно-воспитательного процесса:

Подготовка преподавателя: глубокое знание учебного предмета; высокий уровень образованности; владение методикой проблемного обучения, а именно умениями вести диалог, поощрять к самостоятельной поисковой деятельности; внимательно относиться к мнению, гипотезам, высказываниям; коммуникативные способности, полемическая мастерство и тому подобное.

Подготовленность аудитории: наличие мотивации, интереса к выдвинутой проблеме; владение приемами аналитической деятельности; предыдущая теоретическая подготовка для поиска неизвестного результата или способа решения задачи.

Научно-методическое обеспечение учебного процесса по созданию проблемных ситуаций.

Учет специфики учебной дисциплины, темы, времени.

Проблемное обучение может применяться на различных этапах процесса обучения3:

на этапе получения новых знаний (проблемные лекции);

на этапе осознания знаний, формирования и закрепления умений и навыков (создание проблемных ситуаций и решение проблемных задач при проведении семинарских или практических занятий, решение проблемных задач при выполнении самостоятельной работы - написание рефератов, курсовых, дипломных проектов и т.п.).

По мнению М. Махмутова проблемное обучение включает несколько этапов:

осознание проблемной ситуации;

формулировка проблемы на основе анализа ситуаций;

решение проблемы, которое предусматривает выдвижение, смену и проверку гипотез, проверку решения.

В ходе проблемной лекции преподаватель, определив проблему, должен показать место этой проблемы в науке, особенно ее значимость в будущей профессиональной деятельности, подобрать возможные варианты ее решения. Проблемная лекция должна побуждать к дальнейшему самостоятельному получению знаний. Главная задача преподавателя - не учить, а помогать в процессе анализа и осмысления информации для того, чтобы у каждого магистранта сформировалось собственное мнение по решению исследуемой проблемы. Проблема может быть поставлена преподавателем и в начале, и в конце лекции, в зависимости от цели и готовности аудитории ее решать4.

Проблемное обучение в ходе семинарских и практических занятий может включать систему методов и приемов, в ходе применения которых знания, умения и навыки формируются в результате мыслительной деятельности по решению проблемных вопросов и ситуаций. Существенным признаком проблемного вопроса является скрытое противоречие.

При внедрении проблемного обучения возникают определенные трудности, к которым большинство исследователей относят5:

большие затраты времени, особенно на начальном этапе, когда только начинают формироваться навыки решения проблемных ситуаций;

поиск оптимальности в соотношении коллективной и индивидуальной работы;

просмотр методов работы преподавателя, поскольку меняется технология подготовки и проведения занятий;

увеличение времени на самостоятельную работу требует ее дополнительного информационно-методического обеспечения;

недостаточный уровень подготовленности студентов или магистрантов к внедрению проблемных методов обучения.

Бесспорным сегодня является понимание определяющей роли профессионального образования в формировании и укреплении интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала страны.

Таким образом, различные формы проблемного обучения - проблемная лекция, проблемный вопрос, проблемная ситуация и проблемное задание - создают необходимые условия для развития мышления, учат критическому мышлению, творческому подходу к решению проблемы. Уровень эффективности занятий с помощью проблемной технологии зависит от профессиональной компетентности, методической грамотности преподавателя, потенциальных возможностей студентов и магистрантов.

Сущность проблемного обучения заключается в такой организации учебно-познавательной деятельности студентов преподавателем, при которой эта деятельность приобретает целенаправленный поисковый характер. Поисковый характер учебной деятельности студентов раскрывается в процессе их участия в формулировании и уяснении сути проблемы, в разрешении проблемы с использованием разнообразных видов самостоятельной работы. Задачей преподавателя при этом является создание проблемной ситуации, объяснение содержания наиболее сложных понятий, сообщение необходимых фактов, организации учебно-познавательной деятельности обучающихся таким образом, чтобы на основе анализа фактов они самостоятельно смогли сделать выводы и обобщения.

Проблемное обучение используется при преподавании многих предметов в профессиональном образовании, поскольку заставляет думать, творчески подходить к самостоятельному решению проблемы, способствует развитию качеств современного специалиста.

Список используемой литературы

Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.

Брушлинский А.В. О тенденциях развития современной психологии мышления / А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров // Национальный психологический журнал – 2015. – №2(10) – с.10-16.

Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.

Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2015. – 479 c.

Донцова Т.В. Формирование инженерного мышления в процессе проектной деятельности / Т.В. Донцова, А.Д Арнаутов. // Инженерное образование. –2014. – № 16. – С. 70-75.

1 Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.

2 Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.

3 Донцова Т.В. Формирование инженерного мышления в процессе проектной деятельности / Т.В. Донцова, А.Д Арнаутов. // Инженерное образование. –2014. – № 16. – С. 70-75.

4 Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.

5 Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.