12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Князева Наталья Борисовна12775
Князева Наталья Борисовна. Стаж работы 28 лет. Категория - высшая
Россия, Пензенская обл., Пенза
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
45

Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовательном учреждении

«Реализация компетентностного подхода

в профессиональном образовательном учреждении»

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

1. Введение.

а) Актуальность внедрения компетентностного подхода в образовании.

б) «Компетенция» и «Компетентность»

2. Реализация компетентностного подхода в Отделении строительства «Пензенского многопрофильного колледжа».

а) Учет специфики содержания образования

б) Совместные заседания методических комиссий

в) Использование инновационного оборудования

г) Отбор средств, методов, приемов, педагогических технологий, обеспечивающих компетентностный подход

3. Значение самообразования.

4. Заключение.

 

В ходе реализации задач, поставленных в проекте «Наша новая школа», любое учебное заведение «становится главным решающем фактором и участником процесса модернизации и развития страны»

Хороший учитель умело создает молодого человека, помогая достичь чего - то в жизни. Для этого необходимо сформировать у него профессиональные и личностные компетенции. Ведь именно они должны явиться результатом сегодняшнего образования в соответствии с его новыми целями и задачами. Наши выпускники учатся объективно оценивать себя в развивающемся мире, получают навыки самообразования, активного конструктивного взаимодействия с людьми и принятия ответственных жизненно важных решений.

Согласно резолюции «важнейшими качествами школьника XXI века являются инициативность, инновационное мышление, способность творчески мыслить, искать и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни… Важнейшими ключевыми компетенциями школьников XXI века должны стать цифровая грамотность, изобретательское мышление и высокая продуктивность учебного труда» (из проекта резолюции Пензенского образовательного форума «Чему и как учить в XXI веке»)

Хотя сегодня до сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность», большинство педагогов и психологов, теоретиков и практиков под компетенциями понимают совокупность знаний, умений, навыков и качеств личности, необходимых выпускнику для его социально - психологической адаптации к постоянно изменяющимся условиям реальности и обеспечивающих высокий потенциал благополучия в жизни. В отечественной педагогике эти понятия рассматривают В.И. Байденко, О.М. Бобиенко, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.В. Хуторской.
 

Компетенции проявляются во всех видах деятельности личности, во всех ее отношениях с миром, отражают духовный мир личности и смыслы ее деятельности.

Понятие «компетенция» приобретает значение «знаю, как» в отличие от ранее принятого «знаю, что». Понятие же «компетентность» означает качественное использование компетенций, владение компетенциями с легкостью и мастерством.

Сегодня подготовить будущего выпускника в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам обучения и воспитания представляется возможным в условиях инновационной деятельности с использованием всех инновационных ресурсов образовательного учреждения.

В нашем колледже реализация компетентностного подхода выражается в следующем.

Преподавание учебного курса учитывает специфику содержания профессиональной подготовки квалифицированных рабочих для формирования профессиональных компетенций. Это отражается, например, в отборе материала к уроку, в планировании факультативных занятий.

Профессиональная направленность, связь обучения с жизнью и с производительным трудом реализуется с помощью более глубокого изучения тех разделов, которые лежат в основе технологических процессов, принципа действия машин, механизмов, средств автоматизации. Так как наши обучающиеся должны уметь использовать свои знания для их оптимального управления, а также для выполнения наиболее рациональных движений, приемов и действий на своих уроках мы используем электронные учебники по профессии. А мастера производственного обучения приглашают преподавателей, как консультантов на урок производственного обучения. Вследствие такого взаимодействия профессиональные компетенции продолжают формироваться в совершенно новых условиях с использованием современного оборудования. Например, сварщики первого курса занимаются на малоамперном дуговом тренажере сварщика МДТС – 0,5 в сварочной лаборатории.

Анализ анкет обучающихся и отзывы работодателей показывают постепенный рост профессиональных компетенций, а именно:

 
  1. Освоение новых технологий и алгоритмов решения профессиональных задач
  2. Совершенствование стиля деятельности
  3. Развитие исполнительности, инициативности, дисциплинированности, организованности
  4. Раскрытие потенциала
  5. Изменение системы мотивов и ценностей

 

Проводятся встречи с работодателями и совместные заседания методических комиссий  для обсуждения и обмена опытом по изучению инновационных технологий, таких как компьютерная анимация, кейс метод или конкурсная технология, а также с целью диагностики и анализа качества профессиональной подготовки обучающихся в сфере применения знаний в реальных жизненных ситуациях для решения нестандартных задач и т.д.

Анализ работ обучающихся показывает, что они могут применять теоретические знания для решения задач, основанных на ситуациях из их повседневной жизни или, которые могут возникнуть. Подобные задачи не отпугивают учащихся, как обычная контрольная или тест. Их условие оживляет процесс мышления, вызывает положительные эмоции, заставляет каждого работать самостоятельно. Самостоятельная работа может быть организована, как работа в паре. Здесь обучающиеся показывают свое умение работать в команде и нести ответственность за результаты своей деятельности.

Преподаватели и мастера нашего колледжа полностью освоили инновационное оборудование, полученное по НПО в 2008 – 2009 учебном году.

Сегодняшние дети требуют от нас большого внимания. Для них уже не интересно рассматривать картинки в учебнике, выводить мелом формулы на доске, делать конспект в тетради. Ребята внимательно следят за объяснением учителя, если оно эмоциональное. Представьте, как изменится их внимание, если заговорит компьютер, покажет эксперимент, смоделирует сложный быстротекущий процесс. Современные технологии позволяют сделать процесс обучения увлекательным, а также помогают формированию личностных компетенций обучающихся. Существует множество программных продуктов: электронные учебники, мультимедийные презентации, которые можно сделать самому или найти готовые в Интернете. Стремительный технический прогресс не дает передышки. Разве могли мы 20 лет назад подумать о мобильном телефоне? А теперь и на место меловой доски пришли интерактивные.

Когда такая доска появится в вашем кабинете, не ждите от нее чуда, это лишь поверхность, на которой теперь вы будите писать. Она ничто без учителя. И только ее «умное» использование окажет помощь в реализации компетентностного подхода. Учиться надо не работе с доской, а компьютерной грамотности. Работа с интерактивной доской – это, по сути, освоение программного обеспечения, которое надо умело внести в урок. Студенты, решая задачи на интерактивной доске, строят графики, выделяют формулы, стирают ошибки и таким образом, повышают свою информационную культуру и компьютерную грамотность. Программное обеспечение позволяет сохранять конспекты уроков. В совокупности они составят электронный учебник, созданный преподавателем и его студентами.

Ни для кого не секрет, что урок соответствует темпераменту учителя. Спокойный размеренный урок будет «длиться вечно» для ученика – непоседы, а высокий темп, в лучшем случае, быстро утомит флегматичного ученика. На помощь приходят современные средства обучения. Например, мобильный компьютерный класс. На каждом ноутбуке установлены электронные учебники. Ребята могут изучить, повторить и оценить свои знания урока в темпе, соответствующем их типу нервной системы, познакомиться с дополнительным материалом. После объяснения темы можно закрепить и дополнить материал урока статьями и демонстрациями из Интернета. Таким образом мы реализуем еще одну цель современного образования: усвоение закономерностей явлений и процессов, многих способов действий, в том числе и способов самостоятельного приобретения знаний и их умелого практического использования.

В нашем колледже каждый преподаватель ведет разработку и отбор средств, методов, приемов, педагогических технологий, обеспечивающих компетентностный подход в обучении. Формирование личностных и профессиональных компетенций происходит на каждом уроке.

Личностные компетенции обучающихся во многом определяются личностью взрослого человека. Преподаватель, владеющий компьютерными технологиями, пользуется авторитетом, передает свои знания обучающемуся посредством возможностей техники. Например, вызывая обучающегося к интерактивной доске, он развивает культуру письменной и устной речи, эстетический вкус, социально ответственное поведение, образное мышление и творческие способности.

Широко использую исследовательский метод обучения. Он стимулирует развитие мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков (при групповой работе).

Анализ проведенного урока по физике показал, что исследовательский метод можно применять для обучения. Необходимо только помнить о четкой постановке каждого этапа урока. Особенно обратить внимание на постановку проблемы и выводы.

Исследовательский метод целесообразно применять на уроках - лабораторных работах, так как:

  1. Опора на базовые знания по данной теме позволяет осуществлять поисковую деятельность.
  2. Сравнительно небольшой объем новых знаний позволяет выделить дополнительное время на творчество.
  3. Приобретенные навыки подобной практической деятельности облегчают организацию экспериментального исследования.
  4. Наличие опыта работы в группах ускоряют процесс обмена идеями при организации мозгового штурма.

 

Можно применить исследовательский метод в начале урока для выдвижения обучающимися гипотез и предположений, при наблюдении новых явлений на опытах и попытках их объяснения, проведении аналогий и сравнений, завершения экспериментального исследования дома с последующим обсуждением результатов и т.д.

Образовательный процесс строится вокруг обучающегося, он должен самостоятельно пройти все этапы исследования: выдвижение гипотезы, разработку плана ее проверки, отработку всех этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов; вся работа организуется в малых группах. Роль преподавателя сводится к наблюдению, поддержке - не более.

Таким образом, обучающиеся активно участвуют в процессе познания, поднимается их самооценка, повышается интерес, развиваются познавательные способности, что приводит к формированию личностных и профессиональных компетентностей.

Широкое применение исследовательского метода на уроках связано с определенными трудностями, так как для его реализации, как правило, требуется большая затрата учебного времени и дифференцированный подход к обучающимся. Но названные трудности практически отсутствуют при организации внеклассной работы.

Еще хотелось бы отметить, что формирование личностных и профессиональных компетенций не возможно без самообразования.

В проекте «Наша новая школа» Д.А. Медведев отразил необходимость формирования умения «обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь»

Самостоятельное приобретение знаний, способность к познавательной деятельности лежат в основе творческих процессов: самообучения и самообразования. Самообучение является начальным этапом самообразования. Самообучение и самообразование нацеливают личность на объективное познание действительности, на самопознание, самоорганизацию, самопостроение и самоопределение – процессы, являющиеся показателями зрелости личности

В самоопределении личности огромная роль отводится самообразованию и самовоспитанию как результату самообразования. По мнению педагогов, психологов и социологов для подлинного личностного самоопределения необходима самообразовательная деятельность, удовлетворяющая потребность в самопознании, познании и личностном росте.

Главная задача самообразования – самостоятельное развитие и совершенствование личности для максимальной подготовки ее к жизни; построение личности, способной не только познавать существующий мир, но и целенаправленно изменять его к лучшему. В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются.

Компетентностный подход получает в образовании все больший статус благодаря расширяющемуся употреблению, в том числе в официальных российских и международных документах.

Анализ опубликованных материалов по проблеме модернизации профессионального образования показывает, что одной из ключевых идей преобразований в последние годы является идея развития компетентности и компетенций специалиста, необходимость которых предопределена исторически в виде глубинных, корневых изменений мировоззрения, традиций, стиля мышления и мотивов поведения людей, составляющих современный социум в России. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков.

Исследования, проведенные в нашем колледже показали, что при компетентностном подход растет качество обучения, активность обучающихся и степень сформированности личностных и профессиональных компетенций.

 

Список используемой литературы

  1. Проект «Наша новая школа»
  2. Проект резолюции образовательного форума «Чему и как учить в XXI веке»
  3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
  4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. С. 8-14.
  5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: Технология конструирования // Народное образование. № 5 – 2003.
  6. http://www.tspu.edu.ru/files/dissertation/1237432506.pdf

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.