Особенности романтического стиля Ф.Шопена. Работа над произведением Ноктюрн ми бемоль мажор
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г.Печора»
Разработка открытого занятия
на тему:
Особенности романтического стиля Ф.Шопена. Работа над произведением
Ноктюрн ми бемоль мажор
Подготовила: преподаватель класса фортепиано
Ворошилова Светлана Александровна
27 февраля 2020 г
Содержание
Аннотация ………………………………………………………………………3
Введение …………………………………………………………………………4
Технологическая карта урока……………………………………………………7
Заключение ……………………………………………………………………..25
Список использованных источников…………………………………………..26
Интернет – ресурсы…………………………………………………………….27
Аннотация
В основе данной разработки занятие, включающее в себя формирование знаний, умений и навыков в работе над стилевыми особенностями, как необходимое условие для грамотного исполнения произведений великих композиторов на примере Ноктюрна ми бемоль мажор Ф.Шопена. В ходе урока были определены отличительные черты фортепианной музыки эпохи романтизма и сопоставлены с произведением в работе. Даны определения терминам стиль и ноктюрн. Для выявления особенностей стиля были использованы средства музыкальной выразительности, помогающие отличить почерк того или иного композитора в соотношении с эпохой . Более детально разобрана форма и основные ее разделы. Предложены новые приёмы работы над отдельными моментами музыкального произведения, составляющих техническую сложность для обучающейся.
С целью мотивации обучающейся к творчеству наряду с традиционными методами, использовались современные педагогические технологии: информационно-компьютерная, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная.
Эта методическая разработка основана на практическом опыте и может быть полезна для преподавателей по классу фортепиано ДШИ. Умение пользоваться данным материалом позволит учителю грамотно выстроить урок, методично и доступно изложить учащемуся свои требования, цели и задачи, для формирования теоретических знаний, развития эмоциональной восприимчивости, музыкально-слуховой и технической сферы.
Введение
Приступая к изучению произведений Ф.Шопена в ДШИ, преподаватель, прежде всего, должен осознавать величину ответственности в решении многих технических и художественных задач. Каждый композитор крупного масштаба требует от исполнителя специфических подходов к исполнению своих произведений, соответствующих природных данных для интерпретации своей музыки. Понятно, что не каждый обучающийся игре на фортепиано способен освоить и донести музыку гениального композитора. Таким образом, преподавателю необходимо продумать перспективу и направление движения развития обучающегося, обладающего необходимыми профессиональными данными. В помощь приходит обращение к теоретической незавершенной работе Ф.Шопена «Фортепианная метода» (Une Methode de Piano), рекомендации самого автора. В этой системе методических рекомендаций на первое место поставлены: идея произведения, музыкальный образ. Исходя из этого, определяется комплекс выразительных средств, необходимых для их воплощения. Для достижения цели качественного исполнения преподаватель должен ориентироваться на целый ряд серьезных требований. Прежде всего, немаловажен пианистический аппарат обучающегося, осязательные свойства руки, фортепианная тонко выработанная пальцевая техника, от которых напрямую зависит соответствие стилю и содержанию музыки. Задача преподавателя научить обучающегося владеть особым, фортепианным звукоизвлечением, без всякой жёсткости, резкости. Качественное и певучее звукоизвлечение - предмет основного и постоянного внимания преподавателя при подготовке учащегося к исполнению произведений Шопена. Немаловажны осмысленное интонирование в сочетании с выразительной фразировкой мотивов в пределах мелодии, педализация. Эти советы не потеряли своей актуальности и в наше время, а так же помогут преподавателю фортепиано в развитии обучающегося.
В итоге, в структуре основополагающих принципов педагогики Шопена можно выделить два уровня:
первый – приоритет творческого начала по отношению к технической стороне исполнения, рациональный подход к занятиям, индивидуальный подход к ученику.
Второй - технологические принципы игры на фортепиано: естественное положение руки на клавиатуре, подбор естественной аппликатуры, особая технология извлечения звука, педализации, ритмической организации.
Произведения Шопена отражают положения его педагогического метода и являются незаменимыми в педагогическом репертуаре. Включение произведений Ф.Шопена в репертуар обучающегося позволит значительно повысить эффективность обучения фортепианной игре. Изучая произведения Шопена, обучающийся получает представление о пианизме романтического направления в целом, на основании которого в дальнейшем возможно изучение произведений других композиторов-романтиков.
Цель данного занятия – расширить и обобщить знания учащегося о стиле композитора, уметь применить их в работе над произведением.
В работе помимо основных методов использовались инновационные педагогические технологии.
Информационно-компьютерная технология. Цель технологии- обучение, воспитание, развитие творческих способностей обучающихся, организация познавательной деятельности. Существует немало сайтов не только о классической музыке, но и о методике преподавания предмета фортепиано, информация которых была использована при подготовке данного урока. Аудио и видео визуальные сетевые ресурсы позволили обучающемуся ознакомиться с игрой многих исполнителей произведений Ф.Шопена.
Личностно-ориентированная технология. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Обучение и воспитание учащегося невозможно без тандема преподаватель и обучающийся. Это два субъекта учебного процесса, и действовать они должны вместе и сообща на результат, основываясь на взаимопомощи. Целесообразно использовать технологию обучения в сотрудничестве, что помогает совместно с учеником достичь единой цели в общеобразовательном процессе, при атмосфере творчества, взаимопонимания, отсутствия стрессовых ситуаций, учитывая при этом индивидуальные психологические особенности и художественно-творческие способности ученика, а так же доступность программного материала ( ориентация на уровень сложности).
Здоровье - сберегающая технология. Целью данной технологии является сохранение здоровья обучающихся, формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, противостояние к стрессам, при обеспечении подходящих гигиенических условий кабинета, чередовании видов деятельности на уроке, их продолжительности в зависимости от возраста, наличии психологического комфорта.
Технологическая карта учебного занятия
«Особенности романтического стиля Ф.Шопена. Работа над произведением Ноктюрн ми бемоль мажор»
1. Ф.И.О. преподавателя: Ворошилова Светлана Александровна
2. Ф.И. учащегося: Дмитрук Мария
3. Класс: 6 класс
4. Дата: 27.02.2020 г.
5. Предмет: фортепиано
6. Тема занятия: «Особенности романтического стиля Ф.Шопена. Работа над произведением Ноктюрн ми бемоль мажор»
7. Тип занятия: комбинированное
8. Вид занятия: теоретическое, практическое занятие
9.Форма занятия: индивидуальный урок-беседа.
10. Цель урока: расширить и обобщить знания учащегося о стиле композитора, уметь применить их в работе над произведением
11. Задачи урока:
Образовательные:
ознакомление учащегося с биографией и творчеством композитора;
дать определение и понятие стиля в музыке;
разобрать форму произведения;
поработать над элементами музыкальной ткани для воплощения замысла композитора, стиля;
Развивающие:
развивать музыкальные способности (мелодический и гармонический слух, чувство ритма)
развивать логику музыкального мышления
развивать умение владеть различными приемами фортепианной игры
Воспитательные:
воспитывать исполнительскую культуру
воспитывать чувство стиля
12. Методы обучения:
словесные;
наглядные;
практические;
метод иллюстраций;
аналитический метод (сравнения и обобщения, развитие логического мышления)
метод эмоционального воздействия
метод «Защита творческих работ» - проектный метод
метод рефлексии
проблемный метод
13. Инновационные педагогические технологии.
Информационно-компьютерная технология
Личностно-ориентированная технология.
Здоровье - сберегающая технология
14. Оборудование:
музыкальный инструмент;
два комплекта нот
15. Планируемый результат:
расширить музыкально-теоретические представления учащегося о стиле, строении и форме произведения;
ознакомить с новыми техническими приёмами работы над музыкальным произведением;
способствовать формированию навыков анализа музыкального произведения.
УУД:
Личностные результаты:
формирование установки учебно-познавательной мотивации и интереса к музицированию;
формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию.
Регулятивные:
умение самостоятельно организовывать свою деятельность;
оценивать достигнутые результаты своего обучения;
владение самоконтролем, самооценкой.
Коммуникативные:
формулирование собственного мнения и позиции, организация учебной деятельности с педагогом;
формирование умений грамотно отвечать на вопросы, давать определение понятиям.
Познавательные:
умение делать выводы;
обобщать и исполнять музыкальный текст, в соответствии с замыслом композитора
Ход урока
№ | Этап урока | Цель | Деятельность преподавателя | Деятельность учащегося | Методы, формы, приёмы, | |
1. | Организаци-онный 1 минута | Мотивировать учащегося к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки. | Приветствие, проверка готовности к уроку. | Приветствует педагога, настраивается на работу. | Словесный метод Метод эмоционального воздействия | |
2. | Вводная беседа (постановка проблемы) 2 минуты | Поставить цель учебной деятельности, организовать коммуникативное взаимодействие. | Обозначение темы, постановка цели и задач занятия Педагог: Так как тема нашего урока называется «Особенности романтического стиля Ф.Шопена» даем краткую биографическую справку о композиторе и определение понятию стиль | Рассказывает краткую биографическую справку о композиторе . Дает определение понятию стиль | Словесный метод Практический метод обучающийся работает с литературой , в процессе которой формируется навык самостоятельной работы, использования собственного опыта. ИКТ Применение современных технических и программных средств в образовательном процессе (информационные сайты, поисковые системы) Метод иллюстраций (показ портрета композитора, иллюстрации) | |
3. | Основная часть (раскрытие теоретических знаний) 13 минут | Активизировать все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) | Формирование новых знаний. Задает вопросы. Педагог: Определим отличительные черты фортепианной музыки эпохи романтизма (перечисление). Отличительные черты фортепианной музыки эпохи романтизма: -форма сохраняется, но усложняется и становится размытой за счёт виртуозных пассажей ,выразительности фраз. -возможности ф-но : 7 октав и ножная педаль позволяют проводить пассажи например в технике ляджьеро -касательной, мелкой . - для исполнителя появляется свобода выражения собственных чувств, душевного состояния, что выражается в изменениях темпа Агогика (замедление, ускорение), прием rubato (свободный темп) - ритмический рисунок усложняется - характер музыки ассоциируется с мечтами, фантастическими образами как бы выход за пределы пространства, реальности и возврат в него. - индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций - расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.). Педагог: Можно ли увидеть эти черты в нашем произведении? Педагог: Из этого мы можем сделать вывод: анализ средств музыкальной выразительности помогает выявить особенности стиля, то есть отличить почерк того или иного композитора в соотношении с эпохой . Всё это способствует пониманию музыки при работе над конкретными сочинениями в классе фортепиано. Что это за жанр ноктюрн? Педагог: Хорошо. Посмотри вот на этот раздел (кода). Это новый материал или есть что то похожее с предыдущими разделами? Согласна. Этот раздел называется кода. Что такое кода? КОДА- (итал. coda, от лат. cauda - хвост) - завершающий раздел любой музыкальной пьесы, не принадлежащий к числу основных частей , дополнение в пределах целого, законченного произведения. Рассмотрим общие признаки коды: -в области мелодики - нисходящее гаммообразное движение верхних голосов -в области структуры - повторение построений завершающего характера их последовательное дробление, в результате к-рого устремлённые к тонике -в области тематизма - применение оборотов обобщённого характера, синтез тематического материала произведения. -в области темпа - медленные пьесы обычно проходят в ещё более замедленном, спокойном движении, быстрые напротив ускоряются (см. Стретта).
| Ученица: Да, можно. (сопоставляет черты с конкретным произведением. Находит стилевые особенности эпохи романтизма в произведении (анализ средств музыкальной выразительности))
Дает определение жанра (терминология и историческая справка) Находит разделы сопоставляет , определяет различия. Ученица: Есть что то похожее, но не совсем, есть и новый материал. Ученица находит эти признаки в тексте музыкального произведения | Словесный метод (ознакомление с новым теоретическим материалом) Наглядный метод (ноты) Практический метод обучающийся работает с нотной литературой , в процессе которой формируется навык самостоятельной работы, использования собственного опыта. Поисковый метод (перед учеником ставится вопрос (творческое задание) на который он самостоятельно ищет ответ, как бы создавая новые знания, формулирует теоретические выводы. Метод «Защита творческих работ» - проектный метод (выступление обучающегося- рассказ о произведении, сочетающее исполнение музыкального произведения ) Аналитический метод Приемы мыслительной деятельности: сравнение, анализ, обобщение Наглядный метод Показ преподавателем различных приёмов игры на инструменте, исполнение преподавателем изучаемого произведения. ИКТ Применение современных технических и программных средств в образовательном процессе (, информационные сайты, поисковые системы) | |
4. | Первоначальное закрепление (практическая часть) 22 минуты | Усвоение учащимся нового способа действия при решении задач, поставленных преподавателем. | Педагог: А теперь, Мария, сыграет нам свое произведение (преподаватель зачитывает стихотворение) Волнующий ноктюрн Шопена… Педагог: Начнем работу над мелодической линией произведения. Педагог: Мария, как мы будем играть мелодию, зная, что она подобна речи и пению певца? Педагог: Да, правильно. Но мы « поем на инструменте», в данном случае ,чем мы будем определять дыхание? Педагог: Все верно. А как будет происходить выход из задержанных нот? Педагог: Хорошо. Мелодия широка, распевна, насыщена широкими скачками. Вопрос: Как мы должны играть широкие скачки? Педагог: Да. Об этом мы с тобой говорили на предыдущих занятиях. А теперь попробуем все наши знания применить при игре, будем работать по предложениям. Играем первое предложение. Педагог: Хорошо. Только не забываем «дышать» рукой. Первое предложение это раздел А, посмотри повторяется ли он и наблюдаем мы изменение. Педагог: Можно сказать, что тема варьируется (изменяется)? И за счет чего? Педагог: Все верно. Предложения состоят из небольших фраз, которые в произведении отмечены лигами. Фразы должны быть «досказаны», нужно избегать частого дробления на фразы, чтобы не потерять цельность мысли целого предложения. Попробуй не дробить на фразы (останавливает игру, показ преподавателем) Педагог: Хорошо. А теперь поработаем над аккомпанементом. В фактуре аккомпанемента левой руки широкий размах и свобода голосоведения - «фортепиано-обертоновая» основа. На основе одного басового звука, выдержанного на педали звучат гармонические фигурации, постоянно модулирующие и создающие фон непрерывности. В аккомпанементе особенно важна роль баса. Басовый звук – основа гармонии. Скажи, как следует брать бас? Педагог: Да, правильно. Сейчас мы отдельно поработаем над левой рукой с педалью. Педагог: Какая педаль используется в произведении? И одинакова ли она на протяжении всего произведения? Педагог: Правильно. Педализация - также очень важный штрих исполнения Шопена. При гармоническом единстве педаль держится на 2-3 такта. Работая над левой рукой, следует сказать, что аккорды следует брать четко прописанной аппликатурой. Почему? Педагог: Можно и так сказать. Рука должна находиться на одной горизонтали. Нельзя допустить вертикальной линии исполнения, играем в одной позиции. Вот как это выглядит, когда играем разной аппликатурой, линия рвется. (показ преподавателем). А теперь Мария покажи ,как это должно звучать с верной аппликатурой.
Педагог: Теперь поговорим о динамике. Звуковая градация от pp до ff. Как нужно играть места на динамику фортэ? Педагог: Да, верно. Ф.Шопен умел играть произведения на грани слышимости, его f не требовало значительных усилий. Играя pianissimo, композитор умел отделить звуки один от другого, музыка не превращалась в смесь наслоенных звуков. Поэтому места на РР как должны звучать? Педагог: Правильно. Молодец. Педагог: Что ты можешь сказать про ритм в произведении? Педагог: Верно. Своеобразная гибкость, порой капризность шопеновской ритмики обусловлена воздействием польских песен и танцев, а также манеры их исполнения народными музыкантами. Во многих эпизодах возникают черты романса хорала, гимнические интонации или маршевый ритм. Давай попробуем найти места, с характерными чертами и сыграем их. Педагог: Как ты думаешь, пунктир будет острый и четкий или сглаженный мягкий? Педагог: Покажи, пожалуйста, как это должно звучать. Педагог: Скажи, Мария, какой темп в произведении и насколько он изменчив и почему? И что означает слово- рубато? Педагог: А стретта? Педагог: Найди эти места в тексте. Педагог: А теперь поработаем над украшениями, которых в музыкальном тексте довольно много. Над трелями необходимо работать в медленном темпе на одном движении руки, legatissimo; пальцы опираются на клавиатуру, поднимать их не надо. Во время такого упражнения пальцы запоминают то, что им предстоит делать в настоящем темпе, и приучаются к экономности движения. Короткие трели исполняются несколькими вариантами аппликатуры. Учить трели нужно в определённой ритмической структуре, лучше всего триолями, так как они предполагают чередование ударений на разные пальцы, участвующие в трели. (Показ) Полезно упражняться с остановками то на одном то на другом пальце, включая между остановками всё большее число звуков, начиная с разных пальцев. (Показ) Переходить к быстрому темпу следует в тех же ритмах; ритм служит стимулятором скорости. И. Гофман говорил: «Настройке организма на исполнение виртуозной трели способствует чёткое представление её звучания». Короткие трели также трудны для исполнения. Трудность эта обусловлена очень значительной скоростью, а также необходимой лёгкостью звучания. Что у нас не всегда получается. Давай поработаем над этими местами. Педагог: Звучание короткого украшения должно быть четким, без толчков, сглаженным. Концентрация силы в кончиках пальцев и собранности внимания. Педагог: Хорошо, у тебя получилось, молодец. Как нужно исполнять украшения? Покажи. Успехи в исполнении трелей достигаются с большим трудом. Способность к трели особый психодвигательный дар. С уверенностью могу сказать , что у Марии он присутствует. И еще один технический момент в произведении - это октавы. Исполнение октав связано с различными приемами: -октавы играются вытянутой рукой, и стул отодвигается на соответствующее расстояние. -каждый октавный пассаж нужно рассматривать как мелодическую фразу. -оба пальца – первый и пятый – в октаве должны дать одинаковую опору руке и быть равномерно закруглёнными. - кисть должна участвовать в общем, движении. - необходимо , устранять лишние движения по вертикали - освободиться от движений в глубь клавиатуры при использовании чёрных клавиш. - систематически работать над освобождением от напряжений Освобождению от напряжений очень помогает работа отдельно над каждым голосом октавного пассажа требуемой аппликатурой, а также смена положения запястья Педагог: Молодец, Маша. Все хорошо. При работе над произведениями Шопена мы пользовались общими рекомендациями, которые предлагаются ученику для разучивания: -при разборе фортепианного произведения, сначала выучите отдельно партию каждой руки. Левую руку разучивайте, проигрывая сразу двумя: левой – только бас, правой – только аккорды. Следите, чтобы бас звучал отчетливо и достаточно громко, а аккорды приглушенно. - не беритесь за все произведение сразу, разучивайте по 4-8 тактов. -сразу исполняйте все украшения, используйте верную аппликатуру. -играйте в максимально медленном темпе. -аппликатуру в левой соблюдайте в точности. -трель исполняйте со смещением на последнюю ноту , с небольшим опережением, чтобы сильная (или относительно сильная) доля совпала с акцентом. - играйте эмоционально, но уменьшите аффектации и манерность, пытайтесь понять замысел композитора через анализ художественных средств ( строение мелодии, гармонию, тональность).
| Исполняет произведение Ноктюрн Ф.Шопена Ученица: Прежде всего надо взять дыхание.
Ученица: Дыхание будем отмечать рукой. Бережным взятием первого звука. Ученица: Выход из длинной ноты будет без акцента, спокойный Ученица: Есть правило естественности – для широкого шага нужна подготовка . Скачки играем широко, с предыханием и с замахом на вторую долю. Играет первое предложение. Ученица: Да, он повторяется с небольшими изменениями. Ученица: Да мелодия изменяется за счет орнаментальных пассажей и украшений. Играет , старается объединять фразы (не сразу все получается)
Ученица: Глубоко, мягким погружением всей руки от плеча. Ученица играет одной левой с взятием педали.
Ученица: Педаль запаздывающая, не одинаковая. Ученица: Для объединения и связности. Играет гармоническую связку-бас и аккорды. Ученица: Динамика на фортэ у Ф.Шопена не должна быть резкой ,грубой. Ученица: Нежно, но в тоже время четко и ясно. Ученица: ритм в произведении разнообразный. Встречается пунктирный ритм.
Находит места в произведении и играет их. Ученица: Мягкий. осторожный. Играет места с пунктиром. Ученица: Темп неторопливый, есть замедления и ускорения. Связано это со стилем романтизма, где темп на протяжении всего произведения мог часто менятся. Рубато –это прием, когда нужно играть свободный темп. Стретта- сжатие, ускорение темпа. Находит, показывает. Находит эти места отрабатывает (не сразу получается) Ученик: Со смещением на последнюю ноту. Показывает Показывает приемы последовательно | Словесный метод Практический метод Метод эмоционального воздействия
Применяемые приёмы: • формирование приёмов «раскрытия руки», «раскрытия ладони»; Проблемный метод, Наглядный метод (показ преподавателем различных приёмов игры на инструменте, исполнение преподавателем изучаемого произведения. Метод эмоционального воздействия (играет преподаватель , старается предать музыкальную мысль обучающемуся) Практический метод Наглядный метод Применяемые приёмы: аппликатурные Применяемые приёмы: • динамические; Применяемые приёмы: • ритмический. Словесный метод Наглядный метод Применяемые приёмы: Формирование правильного прикосновения Применяемые приёмы: • темповые. Словесный метод Применяемые приёмы: • артикуляционные; • ритмический. Практический метод Наглядный метод Практический метод Поисковый метод Словесный метод | |
5. | Рефлексия. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. 1 минута | Закрепление учащимся порядка действий осуществление самопроверки, проведение рефлексии. | Педагог: Мария тебе нравится знакомится с произведениями Ф.Шопена? Педагог: У тебя все хорошо получается, стиль композитора ты чувствуешь очень хорошо, молодец! Педагог: Есть еще над чем поработать? Как ты думаешь? Педагог: Конкретно. Над чем тебе еще надо поработать? | Ученица: Да, конечно, мне очень нравится. Мне даже иногда кажется , что произведения Шопена у меня получаются лучше.
Ученица: Конечно еще много работы. Ученица: Над фразировкой, объединением фраз в цельное предложение, не забывать «дышать рукой», педалью, украшениями. | Словесный метод Рефлексия помогает обучающемуся сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. | |
6. | Завершение урока. 1 минута | Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, наметить дальнейшие цели деятельности. | Педагог: Ну и подведем итоги. Чем мы занимались сегодня на уроке? Педагог: Что нового ты узнала? С чем познакомилась? Чему научилась? Педагог: Домашнее задание. Работа над педалью, фразировкой, отработка технических мест. На этом наш урок закончен! Спасибо за внимание, а Маше за хорошую плодотворную творческую работу! | Ученица: Знакомились со стилевыми особенностями композитора. Находили их в музыкальном тексте. Отрабатывали технические места. Ученица: Когда готовилась к уроку, изучила информацию музыкальный стиль в эпоху романтизма, о жанре Ноктюрн. Научилась применять средства музыкальной выразительности при работе с произведением, для сохранения стиля композитора. | Словесный метод |
Заключение
Важное место в репертуаре обучающихся ДШИ и ДМШ , занимает изучение музыки эпохи романтизма. На основе произведений Шопена обучающиеся знакомятся с романтическим стилем, приобретают исполнительские навыки, необходимые для изучения и интерпретации большинства произведений, относящихся к данному направлению. На основе полученных знаний, у обучающегося формируется комплекс исполнительских средств соответствующий стилю изучаемого произведения, непосредственно передающий музыкальный смысл произведения. Для постижения музыкального стиля необходимо включение в образовательный процесс таких сфер личности обучающегося, как двигательно-моторная, эмоционально-волевая и интеллектуальная. Отсюда возникает необходимость поиска и применения в музыкально-исполнительском учебном процессе приемов и методов, способствующих такому вовлечению и, в конечном итоге, разностороннему, сбалансированному развитию личности обучающегося. В разработке применяются наряду с традиционными методами современные образовательные технологии. Работая над произведениями замечательного композитора Ф. Шопена, воспитывается эмоциональная отзывчивость, хороший вкус ,чуткость, доброта и сердечность в детях. А исполнение этой музыки поднимает наших учеников на новую ступень исполнительского мастерства.
Наша задача, как преподавателей, не бояться включать в репертуар своих учеников музыку Ф.Шопена, какой бы сложной она не казалась,
Используемая литература:
Крюкова В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
Куберский И., Минина Е. Энциклопедия для юного музыканта. СПб.: Диамант, Золотой век, 1997
Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.: Классика XXI, 2001
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Классика - XXI, 200
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1987.
Золотая лира альбом классической и современной популярной музыки для фортепиано Том 2"Советский композитор", 1982г.
Как исполнять Шопена М.: Издательство: "Классика-XXI" (2009) 240 стр.
Мазель, Л. Ф. Шопен / Л. Мазель. - М.: Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ),1947. - 182 c.
Венок Шопену. Сборник статей. - М.: Музыка, 1989. - 98 c
Мордасова Е.И. Произведения Ф. Шопена в педагогическом репертуаре как необходимое условие профессионального обучения игре на фортепиано // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - №3.
Интернет – ресурсы:
music-fantasy.ru›Ноктюрны ru.wikipedia.org›Ноктюрны (опус 9, Шопен) liveinternet.ru›users/lucan/post344289488/ mp3party.net›music/8926629 zaycev.net›pages/39726/3972611.shtml liveinternet.ru›users/lucan/post344289488/ zvooq.pro›tracks/шопен-ноктюрн-ми-бемоль-мажор nougazprom.mskobr.ru›files/refleksivnye…metody_i… musescore.com›Log In›6662591/scores/4383881 nsportal.ru›npo-spo…i…informatsionno-kompyuternye… infourok.ru›celi-i-napravleniya…kompyuternih…v oblkursy-cult.ru›obrazovanie/Информация…метод…pdf pedacademy.ru›conference_notes/226 notes.tarakanov.net› music-fantasy.ru›Ноктюрны belcanto.ru›chopin_op9.html youtube.comШопен. Ноктюрн Ми-бемоль мажор.