12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соколова Анна Гарибальдиевна412
Россия, Тульская обл., п.Сосоновый

Тема урока: «Особенности публицистического стиля»

Класс: 9

Цели.

Образовательные: отработка навыков работы с текстом; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов  публицистического стиля;

 Развивающие: развитие умений логически излагать свои мысли, аргументировать, доказывать, применять полученные знания в нестандартных ситуациях; выделять главное; сравнивать; обобщать; развитие речевых умений.

Задачи.

Предметные: систематизировать знания обучающихся о публицистическом стиле; знать жанровые особенности текстов публицистического стиля, уметь различать и создавать их.

Метапредметные: сотрудничать  с учителем и сверстниками; находить информацию в  разных источниках; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

Личностные: воспитывать гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к слову, русскому языку.

 

1. Сообщение темы.

Ребята, сегодня тема нашего урока – «Особенности публицистического стиля». С этим стилем вы познакомились еще в 8 классе. Сейчас наша задача – повторить изученное и углубить знания.

2. Актуализация знаний.

Чтобы вспомнить основные черты публицистического стиля, мы обратимся к тексту (см Приложение 1)

Ученик читает текст вслух.

Фронтальный опрос

- Жанр этого текста - репортаж. Тема - описание митинг на Трафальгарской площади. А к какому стилю можно отнести этот текст? (Публицистический)

- Как вы определили стилевую принадлежность текста? (По особенностям, свойственным этому стилю)

- Все верно, сейчас вам нужно вспомнить эти особенности, заполнив таблицу.

Работа с текстом в группах и заполнение таблицы (см. Приложение 2).

Цель и черты

Лексические особенности

Средства эмоциональной выразительности

Синтаксические особенности.

1. Информирование

2. Эмоциональное воздействие

3. Убеждение

4. Внушение

5. Побуждение.

6. Эмоциональность.

7. Призывность.

8. Логичность построения

Общественно-политическая лексика; 

Сочетания, свойственные официально-деловому стилю;

книжная (высокая) лексика;

понятия из области морали и этики, экономики, культуры, психологии;

слова, обозначающие человеческие переживания.

Слова с яркой эмоциональной оценкой;

эпитеты;

сравнения;

метафоры;

разговорные обороты речи;

фразеологизмы, пословицы, поговорки, обращения, повторы и т.д.

Прямая речь;

косвенная речь;

восклицательные и вопросительные предложения;

обилие сложных синтаксических конструкций;

ряды однородных членов;

вводные слова;

причастные и деепричастные обороты;

 

3. Углубление знаний.

Фронтальный опрос

Жанры публицистики могут быть как устными, так и письменными. Назовите те жанры, которые известны вам.

- А какое важное политические событие недавно минуло?

(Выборы)

- А как выборы связаны с нашей сегодняшней темой?

(Политические дебаты – это тоже один из жанров, устный, публицистического стиля).

Сегодня мы с вами посмотрим несколько примеров выступлений политиков в преддверии выборов и постараемся найти в них признаки публицистического стиля.

Просмотр видеоролика с предвыборных дебатов Владимира Жириновского.

Выступление Жириновского

 

- Можем ли мы отнести это выступление к публицистике? Почему?

Составление кластера (ученики перечисляют признаки, можно на доске в виде кластера)

 

Кластер

Выводы по проделанной работе, ответы на вопросы.

- Все ли необходимые черты публицистики мы нашли в этом выступлении?

- Достигает ли кандидат в депутаты своей цели?

 

Просмотр второго видео.

Выступление кандидата в депутаты от партии Социальной Справедливости

 

Фронтальный опрос.

- Ребята, это также предвыборное обращение к избирателям. Можем ли мы назвать это выступление удачным с точки зрения особенностей публицистического стиля? Свой ответ аргументируйте.

(Нет, не может. Речь кандидата нелогична, он сбивается с мысли, выступление неэмоционально, нет призыва, нет побуждения, хочется переключить канал)

 

4. Подведение итогов.

- Как отличить текст публицистического стиля от других текстов?

- Для чего нам нужно знать особенности публицистического стиля?

 

5. Домашнее задание.

Написать текст в публицистическом стиле на одну из тем:

«Почему не стоит списывать домашние задания с Интернета»

«Почему не стоит читать произведения в кратком изложении»

«О чем стоит задуматься нынешнему поколению»

«Тот, кто читает книги, всегда будет управлять теми, кто смотрит телевизор»

«Соцсети – путь к одиночеству»

Приложение 1 (текст для работы)


Текст для работы
DOCX / 24.68 Кб

Приложение 2 (таблица для работы с текстом)


Таблица
DOCX / 24.11 Кб

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.