Урок русского языка в 9 классе на тему «Особенности публицистического стиля»
Тема урока: «Особенности публицистического стиля»
Класс: 9
Цели.
Образовательные: отработка навыков работы с текстом; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов публицистического стиля;
Развивающие: развитие умений логически излагать свои мысли, аргументировать, доказывать, применять полученные знания в нестандартных ситуациях; выделять главное; сравнивать; обобщать; развитие речевых умений.
Задачи.
Предметные: систематизировать знания обучающихся о публицистическом стиле; знать жанровые особенности текстов публицистического стиля, уметь различать и создавать их.
Метапредметные: сотрудничать с учителем и сверстниками; находить информацию в разных источниках; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Личностные: воспитывать гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к слову, русскому языку.
1. Сообщение темы.
Ребята, сегодня тема нашего урока – «Особенности публицистического стиля». С этим стилем вы познакомились еще в 8 классе. Сейчас наша задача – повторить изученное и углубить знания.
2. Актуализация знаний.
Чтобы вспомнить основные черты публицистического стиля, мы обратимся к тексту (см Приложение 1)
Ученик читает текст вслух.
Фронтальный опрос
- Жанр этого текста - репортаж. Тема - описание митинг на Трафальгарской площади. А к какому стилю можно отнести этот текст? (Публицистический)
- Как вы определили стилевую принадлежность текста? (По особенностям, свойственным этому стилю)
- Все верно, сейчас вам нужно вспомнить эти особенности, заполнив таблицу.
Работа с текстом в группах и заполнение таблицы (см. Приложение 2).
Цель и черты |
Лексические особенности |
Средства эмоциональной выразительности |
Синтаксические особенности. |
1. Информирование 2. Эмоциональное воздействие 3. Убеждение 4. Внушение 5. Побуждение. 6. Эмоциональность. 7. Призывность. 8. Логичность построения |
Общественно-политическая лексика; Сочетания, свойственные официально-деловому стилю; книжная (высокая) лексика; понятия из области морали и этики, экономики, культуры, психологии; слова, обозначающие человеческие переживания. |
Слова с яркой эмоциональной оценкой; эпитеты; сравнения; метафоры; разговорные обороты речи; фразеологизмы, пословицы, поговорки, обращения, повторы и т.д. |
Прямая речь; косвенная речь; восклицательные и вопросительные предложения; обилие сложных синтаксических конструкций; ряды однородных членов; вводные слова; причастные и деепричастные обороты; |
3. Углубление знаний.
Фронтальный опрос
Жанры публицистики могут быть как устными, так и письменными. Назовите те жанры, которые известны вам.
- А какое важное политические событие недавно минуло?
(Выборы)
- А как выборы связаны с нашей сегодняшней темой?
(Политические дебаты – это тоже один из жанров, устный, публицистического стиля).
Сегодня мы с вами посмотрим несколько примеров выступлений политиков в преддверии выборов и постараемся найти в них признаки публицистического стиля.
Просмотр видеоролика с предвыборных дебатов Владимира Жириновского.
- Можем ли мы отнести это выступление к публицистике? Почему?
Составление кластера (ученики перечисляют признаки, можно на доске в виде кластера)
Выводы по проделанной работе, ответы на вопросы.
- Все ли необходимые черты публицистики мы нашли в этом выступлении?
- Достигает ли кандидат в депутаты своей цели?
Просмотр второго видео.
Выступление кандидата в депутаты от партии Социальной Справедливости
Фронтальный опрос.
- Ребята, это также предвыборное обращение к избирателям. Можем ли мы назвать это выступление удачным с точки зрения особенностей публицистического стиля? Свой ответ аргументируйте.
(Нет, не может. Речь кандидата нелогична, он сбивается с мысли, выступление неэмоционально, нет призыва, нет побуждения, хочется переключить канал)
4. Подведение итогов.
- Как отличить текст публицистического стиля от других текстов?
- Для чего нам нужно знать особенности публицистического стиля?
5. Домашнее задание.
Написать текст в публицистическом стиле на одну из тем:
«Почему не стоит списывать домашние задания с Интернета»
«Почему не стоит читать произведения в кратком изложении»
«О чем стоит задуматься нынешнему поколению»
«Тот, кто читает книги, всегда будет управлять теми, кто смотрит телевизор»
«Соцсети – путь к одиночеству»
Приложение 1 (текст для работы)
Текст для работы
DOCX / 24.68 Кб
Приложение 2 (таблица для работы с текстом)