12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сивец Людмила Васильевна164
Россия, Ростовская обл., Вешенская

ОСТАНОВОЧНЫЙ ПУТЬ И ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ

Селезнева Надежда Алексеевна, учитель физики, станица Вешенская,  Ростовская область

Сивец Людмила Васильевна, учитель информатики, станица Вешенская, Ростовская область


Предмет (направленность): физика, информатика, математика.

Класс: 7-11


Цель урока:

  • создать условия для расширения знаний учащихся по теме «Остановочный и тормозной путь»;
  •  опираясь на знание физических законов, выработать осознанную необходимость соблюдения Правил дорожного движения.

Задачи урока:

образовательные:

  •  научить учащихся реально воспринимать ситуацию на дороге с учётом остановочного пути;
  • показать учащимся, как опасно переходить дорогу или улицу перед близко движущимся транспортом;
  • содействовать формированию у учащихся чувства опасности и гражданской ответственности.
  •  создать условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умение работать в парах при совместном решении проблемы, продолжения формирования умений вести диалог, находить и выделять главное, правильно и четко отвечать на поставленные вопросы, аккуратно выполнять задания в рабочих листах);
  •  создать условия для формирования компьютерной грамотности как фактора  развития межкультурной компетенции учащихся;

развивающие:

  •  создать условия для развития познавательных универсальных учебных действий (умение извлекать информацию из видеофрагментов, дополнительных источников);
  •  развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы;
  • развивать умение высказывать собственное мнение и его обосновывать;

воспитательные:

  •  способствовать воспитанию законопослушности, ответственности за свою жизнь и жизнь людей, живущих рядом;
  • способствовать развитию социальной компетенции, доброжелательного отношения к товарищам;
  •  способствовать воспитанию умения работать в парах;
  •  формировать познавательную потребность;
  •  способствовать нравственному воспитанию; воспитанию коммуникативных качеств, навыков самооценки.

Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-диалогический; словесные, наглядные.

Система оценивания учащихся: в ходе урока оценивание учащихся не предусматривается, но оценивается участие школьников в подготовки и проведении данного мероприятия.

Оборудование и наглядные средства обучения: интерактивная доска; компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеофрагмент «Остановочный и тормозной путь», видеофрагменты «Нахождение тормозного пути», тест, звуковое сопровождение: «Добрая дорога детства», песня В. Леонтьева  «Светофор» для рефлексии, памятка пешехода, карточка «Домашнее задание».

Планируемые результаты: учащиеся смогут ответить на простейшие вопросы по теме «Остановочный и тормозной путь», смогут сделать вывод: от каких показателей зависит тормозной путь.

План урока:

1. Организационный момент. Составление темы урока с учащимися.

2. Статистические данные.

3. Изучение понятий «остановочный путь», «тормозной путь».

4. Проведение исследования.

5.  Тестирование.

6. Домашнее задание.

7.Подведение итогов урока.

8. Рефлексия.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Рады вас видеть сегодня на нашем уроке.

(Звучит песня «Добрая дорога детства»)

Как вы думаете, одна секунда - много это или мало? Что для пешехода одна секунда?

Иногда пешеход видит - машина совсем близко, но нет же, все равно спешит перебежать дорогу перед самым ее носом. Давайте посмотрим видеофрагмент.

  1. Статистические данные.

 (Просмотр видеофрагмента «Статистика»)

Как Вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Ваши варианты темы урока. (Учитель подводит к теме «Остановочный путь и тормозной путь»). Итак, сегодня речь пойдет об остановочном пути и тормозном пути. 


  1. Изучение понятий «остановочный путь», «тормозной путь».


Кто знает, в чем отличие тормозного пути от остановочного?  Давайте посмотрим  фрагмент.

  (Просмотр видеофрагмента «Тормозной путь и остановочный путь»)

Вопросы для закрепления:

  1. Почему невозможно остановить мгновенно автомобиль?
  2. Что такое тормозной путь?
  3. От чего зависит тормозной путь? Что может влиять на длину тор­мозного пути?
  4. Что такое время реакции водителя?
  5. Что такое остановочный путь автомобиля? Из чего он складыва­ется?
  6. Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транс­портом?
  7. Есть ли у велосипедиста и у пешехода путь торможения?


Учитель. Ребята, помните – ни одна машина сразу остановиться не может.


 (Просмотр кадров ДТП с человеческими жертвами, где виновниками были пешеходы).


  1. Проведение исследования.

Как вы думаете, от чего зависит тормозной путь автомобиля? Тормозной путь зависит от многих факторов, например,

а) от силы сцепления колёс с землёй. Если дорога скользкая, шины стёрты, то сила сцепления колёс с землёй уменьшается и, наоборот, увеличивается, если дорога сухая, а шины новые. В первом случае тормозной путь увеличивается, во втором сокращается.

б) от состояния дороги. Тормозной путь может увеличиться примерно на 30%, если дорога мокрая, и примерно в 3 раза, если дорога покрыта снегом, и в 5 раз, если асфальт покрыт ледяной коркой.

в) от скорости автомобиля:

Давайте проведем исследование в компьютерной программе.

(Учащиеся работают на нетбуках)

Вам необходимо увидеть, как  изменяется тормозной путь в зависимости от скорости движения автомашины, Полученные данные внести в таблицу.

(Таблицы у учащихся лежат на партах).

Вывод: чем больше скорость, тем он длиннее.


Торм. путь по сухой дороге, м

0,65

2,6

5,8

10,4

16,3

23,5

32,1

41,9

53,0

Скорость движения автомашины, км/ч

10

20

30

40

50

60

70

80

90

               

  1. Тестирование.

(Тестирование проводится с помощью системы опроса и тестирования Аctivexpression в форме экспресс-опроса).

Вопросы для теста:

Почему в населенных пунктах существуют ограничения на скорость движения транспорта?

А. Так положено.

Б. При больших скоростях легко остановиться перед пешеходным переходом или на перекрестке.

В. При больших скоростях трудно остановиться перед пешеходным переходом или на перекрестке.

Какие места на дорогах требуют особого внимания от водителя?

А.


Дворовые территории.

Б. Места около школ, детсадов.

В. Нерегулируемые перекрестки.


Как зависит длин тормозного пути от скорости движения?

А. Чем больше скорость, тем меньше тормозной путь.

Б. Чем больше скорость, тем больше тормозной путь.

В. Тормозной путь от скорости движения не зависит.

По какой стороне должен двигаться пешеход по дороге, где нет тротуара?

А. По правой, в сторону движения транспорта.

Б. По левой, на встречу транспорту.

В. Не имеет значения.

С какого возраста можно ездить на велосипеде по улицам и дорогам?


А. С 12 лет.

Б. С 14 лет.

В. С 16 лет.


Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

А. Можно перебегать, если быстро бегаешь.

Б. Ни одна машина мгновенно остановиться не может.

Вы вышли из автобуса, как вы будете переходить дорогу?

А. Обойдете автобус впереди.

Б. Обойдете автобус сзади.

В. Дождетесь, когда автобус уедет, и только потом перейдете дорогу.

Какое правило нужно соблюдать, находясь в автомобиле в качестве пассажира?

А. При движении можно открывать дверь автомобиля.

Б. При движении автомобиля нельзя отвлекать водителя.

В. При движении автомобиля нельзя открывать окна.

Ключ для тестирования:


1 – в

2 – а, б, в

3 – б

4 – б

5 – б

6 – б

7 – в

8 – в


  1. Домашнее задание.

(Учащимся выдается карточка для д/з)


Карточка «Домашнее задание»


Выберите задание по своему желанию:

  1. Написать эссе «Важно помнить…»
  2. Составить задачу на нахождение тормозного пути
  3. Создать презентацию «Берегись автомобиля!» на 8-10 слайдов.
  4. Создать буклет «Советы пешеходу».
  5. Нарисовать плакат «Помни!...»


  1. Подведение итогов урока.

(Учащимся раздается памятка)

Памятка пешехода


  1. Умей не только видеть, но и слышать улицу.
  2. Обращай внимание на сигналы автомобиля (указатели поворота, заднего хода, тормоза)
  3. Контролируй свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобиля.

​​​​​​​








Рефлексия.

Учитель. Перед Вами на доске светофор, а на партах конверт, в котором 3 стикера-огонька (красный, желтый, зеленый). Оцените ваше состояние на конец урока. Прикрепите на светофор:

  • ​​​​​​​ Зеленый цвет – было  все понятно, на уроке меня удивили факты, события, статистика
  • Желтый цвет – было не все  понятно, на уроке было интересно.
  • Красный цвет – мне было не  понятно, на уроке скучно.

До свидания. Спасибо за урок.

 (Во время рефлексии включается песня В. Леонтьева «Светофор»)


ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт. – сост. В.Е.Амелина, О.Л.Фастова. – 2-е изд. испр. – М.: Глобус, 2006.
  2. Дудкин В.Л. Изучайте правила уличного движения. – Киев: Радянска школа, 1970.
  3. Журнал “Автомир” №9, №36 – 2008.
  4. Правила дорожного движения Российской Федерации /сост. А.Т. Берг – М.: АТБЕРГ 98, 2007.
  5. Пешеход на дороге. /авт. М.Л. Форштат, А.П.Добровольская, А.В.Эпова, А.В.Новиков. – С-Пб.: Автоград, 2001.

материалы урока



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.