Методическая разработка тренинга «Учимся самопознанию и самоопределению» (9–11 класс)
чОУРО «Семеновская православная гимназия имени святого апостола и евангелиста Луки»
Методическая разработка
тренинга
«Учимся самопознанию и
самоопределению»
Подготовила:
Баринова С.В.
педагог – психолог 1кв.категории
г.Семенов 2018г.
Жизнь сегодня предъявляет к подросткам высокие требования, определяет приоритеты и навязывает ценности, реализовать которые старшие подростки зачастую не могут по объективным причинам: невозможность самостоятельно трудоустроиться, недостаток средств у родителей для получения дальнейшего образования, неумение самореализоваться и др. Современный подросток испытывает высокую тревожность в отношении будущего, в отношении сдачи ЕГЭ, будущего поступления, остро переживает конфликты с родителями. Для подростков характерно недостаточное развитие ценностно – смысловой сферы: они не могут осмыслить собственную жизнь, ее цели и ценности, у них не сформировалась зрелая жизненная позиция. Работа педагога – психолога по формированию жизнеутверждающих установок позволяет развить у подростков такие личностные качества, как жизнестойкость, помогают саморазвитию, самоформированию, самовоспитанию, самосознанию и самоопределению стойких жизненных позиций.
Тренинг «Учимся самопознанию и самоопределению»
Цель: Актуализация социальной активности как ценности личности, актуализировать в сознании участников свое будущее, формирование умения вести дискуссию.
Участники: старшеклассники 9,10,11классы
Ключевые слова: личность, образ будущего, ценность, достижения, целеустремленность, самопознание.
Главная идея тренинга: мое будущее предопределяется моими сегодняшними действиями. Я несу ответственность за то, что Я делаю или за то, чего Я не делаю.
Материал: Цветная бумага, ножницы, клей, листы, мяч
Ход проведения:
- Жизнь – очень интересная штука. Одни рассматривают ее как некую игру. Как говорил Уильям Шекспир: «Весь мир театр, в нем женщины, мужчины все актеры». Примерно об этом же размышлял и известный психолог Эрик Берн в книге «Люди, которые играют в игры, или Игры, в которые играют люди»
Как вы считаете, действительно ли жизнь игра? Играют ли люди в жизни определенные роли? Как отличить: играет ли человек или действует по настоящему, искренне?
(Обсуждение)
При этом всегда есть люди, которые считают, что человек сам ответственен за свое будущее. Как говорил классик Николай Алексеевич Островский, «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»
Как вы считаете: какой смысл можно взять из этой фразы? Понятие будущего – один из важных вопросов человеческой жизни. Каждый человек не раз задумывается над вопросом: кем я стану, какое мое будущее, что меня ожидает? Мне кажется эти вопросы не совсем корректны!
Очень хорошо говорится словами песни из к/ф «Гостья из будущего»
Слышу голос из прекрасного далека,
Он зовет меня в чудесные края,
Слышу голос, голос спрашивает строго:
А сегодня, что для завтра сделал я?
А вы знаете. Чего конкретно хотите добиться в этой жизни? У вас есть цели, к которым вы стремитесь?
Упражнение « Дорога жизненных целей»
Содержание: Вариант 1. Каждый участник рисует дорогу и в конце пути записывает свою цель. Потом передает свой рисунок товарищам поочередно каждый пишет пожелание, совет, способ достижения этой цели и передает лист дальше. У каждого на рисунке должно быть много пожеланий от каждого участника, так каждый рисунок побывает у всех, рисунок подписывается, чтобы другие участники знали, что для кого надо написать. Разрешается рисунок свой совет или пожелание нарисовать в предмете, например кусты, дерево, камень, ручей и т.д. Предлагается по желанию зачитать цель и советы товарищей. Кому было трудно давать советы? Почему? Сам затруднялся или конкретному человеку?
Вопрос: Какими советами, ты бы воспользовалась при достижении собственной цели. Так высказывается каждый участник по желанию. Рисунок каждый оставляет себе, чтобы воспользоваться советами товарищей.
Вариант 2. Каждый участник определяет для себя цель в жизни и сам пишет пути ее достижения . Например «солнце», в середине пишется цель, а в лучах ее реализация, или цветок, дерево, то есть в любом образе.
Обсуждение. Что было сложнее определить цель или пути достижения. Сколько шагов нужно пройти вам до задуманной цели? Что конкретно уже сделали для этого?
Притча о лягушках.
Две лягушки попали в крынку с молоком. Одна решила, что бороться нет смысла, и пошла на дно. Вторая продолжала барахтаться, сбила из молока масло и, оттолкнувшись от него, выпрыгнула на волю.
Сказка – ложь, да в ней намек. Это не просто детская сказка о лягушках, это рассказ о двух жизненных стратегиях. И перед нами встает вопрос «В чьих руках мое будущее?»У кого в жизни были проблемы? Как вы их решаете. Отмахнуть, да ну их и жить – плыть по течению, как первая лягушка, пойти на дно. А можно, как вторая…. Карабкаться и решать проблемы.. (обсуждение)
Упражнение «Допиши фразу»
Содержание: Задание выполняется подгруппами. Каждой группе дается серединка цветка с началом фразы. Участникам необходимо на лепестках дописать фразу.
« У меня в жизни все получится, если я…..
« Я обязательно добьюсь своей цели, если…..
« Я справлюсь со всеми жизненными проблемами, если…..
Каждая группа поочередно рассказывает и показывает свой цветок. Обсуждение.
Анкета «Жизненные ценности»
Что для вас самое главное в жизни? (выбрать 3 варианта)
1. Здоровье.
2. Материальная обеспеченность.
3. Возможность заниматься творчеством.
4. Благополучие семьи и близких.
5. Карьерный рост.
6.Возможность помогать людям.
7. Слава.
8.Отдых и развлечения.
Какие из этих ценностей вы считаете труднодостижимыми?
1_______________________________________________________
2_______________________________________________________
3________________________________________________________
Довольны ли вы тем, как складывается ваша жизнь?
1. Да, вполне.
2. Не совсем.
3. Меня не устраивает моя жизнь.
В чем вы видите причину своих успехов и неудач?
1. Это стечение обстоятельств.
2. Это результат чужих действий, которые от меня не зависят.
3.Причина в моих собственных поступках и чертах характера.
Обсуждение по желанию участников.
Упражнение «Шаг навстречу».
Содержание: Участники делятся на пары. Каждый участник пары встает друг от друга на расстоянии 3 м. и двигаясь друг другу навстречу говорят партнеру положительные качества товарища поочередно, пока не встретятся. Вопрос: что было приятно слушать хорошее про себя или говорить приятное партнеру? Почему?
Упражнение «Хвалебная ода о себе».
Содержание: Чтобы в жизни добиваться своей цели, необходимо знать свои положительные стороны и уметь ими воспользоваться. Сейчас попробуйте написать оду о себе, какие вы хорошие. Затем повесите оду в рамочку и на стену и не забывайте каждое утро смотреть, читать и быть всегда уверенным в своих силах.
Упражнение «Поляна позитива»
Содержание: На общем листе предлагается каждому по очереди или вместе нарисовать по выбору Поляну, а на ней что – нибудь доброе, положительное, хорошее…..
Обсуждение. Что хотелось нарисовать? Почему?
Рефлексия.
Участники стоят в кругу и передают маленький мяч. Каждый высказывается: Что запомнилось на занятии? Что было самым трудным? Что важного для себя узнал? Какие чувства он сейчас испытывает?.
Фотоприложение.
1.Упражнение «Дорога жизненных целей»
-
-
-
-
Упражнение «Допиши фразу»
-
-
-
Упражнение «Шаг навстречу»
Упражнение «Поляна позитива»