Оценка личностных результатов учащихся в рамках общешкольного проекта «Созвездие наук»

4
2
Материал опубликован 26 October 2015 в группе

Проект

МОУ СОШ №2

Усть-Кутского муниципального образования

1.Название: «Созвездие наук»

2.Целевая группа: учащиеся 1-11 классов, объединенные в Содружества.

«Содружество» - добровольное временное объединение классных коллективов с целью выполнения коллективной творческой деятельности.

          (Пример: 1А – 5А – 10А классы. )

*Как правило, в Содружество объединяются классы, которые на первой ступени обучались у одного учителя.

Место реализации проекта: класс; вне класса внутри одного Содружества;  вне класса между Содружествами.

Проект имеет  предметную и метапредметную направленность, таким образом, позволяет достичь и оценить предметные, личностные и метапредменые результаты.

Сроки реализации: реализуется в три  этапа

I этап:     Декада естественных наук - ноябрь 

II этап:    Декада гуманитарных наук – февраль

III этап:   Декада точных наук – апрель

Каждая декада может содержать несколько образовательных событий (мероприятий).

Пример:

Декада естественных наук может в себя включать:

·        «Зеленая аптека Восточной Сибири»;

·        «Знакомый и незнакомый Байкал»;

·        «Праздники и игры Восточной Сибири» и др.

Декада гуманитарных наук может в себя включать:

·        «Масленица – любимый праздник Солнышка»;

·        «История и культура народов Восточной Сибири»;

·        «Мужеству Ленинграда поем мы песню» и др.

Декада точных наук может в себя включать:

·        «300 лет М.В. Ломоносову»;

·        « Космос вчера, сегодня, завтра…»

·        « От изобретения колеса, до нанотехнологий» и др.

Учащиеся классов и Содружества принимают участие в образовательных мероприятиях согласно собственным предметным интересам и направленности.

3. Достигаемые результаты по ФГОС:

- личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции; социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.

- метапредметные: освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; метапредметные понятия;

- предметные: освоенный обучающимися, в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению новых знаний, его преобразование и применение.

4.Замысел реализации проекта

Проект «Созвездие наук» разрабатывается педагогами ОУ, входящими в школьные межпредметные методические объединения – ШММО естественных наук, ШММО гуманитарных наук, ШММО точных наук.

ШММО естественных наук объединяет учителей географии, биологии, химии, физической культуры и ОБЖ.

ШММО  гуманитарных наук учителей русского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществознания, музыки.

ШММО точных наук учителей математики, физики, информатики, технологии, ИЗО и черчения, экономики.

Каждый этап проекта -  т.е. декада наук, планируется на заседании ШММО, наполняется образовательными событиями (мероприятиями). В нашем ОУ, обязательным условием при планировании декады наук, являются образовательные события (мероприятия), разработанные специально для учащихся специальных коррекционных классов VIII вида.

Таким образом, данный проект создает необходимые условия:

-учащимся – для свободного и мотивированного выбора таких образовательных событий (мероприятий), которые им интересны, где они в полной мере могут проявить свои способности и склонности, взаимодействовать в разноуровневых и разновозрастных ученических коллективах и достичь определенных образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных).

- педагогам – для свободного и продуктивного педагогического творчества; методического взаимодействия друг с другом, обмена опытом и  профессионального развития; для осуществления процедур включенного внутреннего и внешнего наблюдения и последующей промежуточной оценки достигаемых результатов по ФГОС.

Проект « Созвездие наук», по нашему мнению, позволит в течение учебного года заинтересовать и охватить большое количество учащихся ОУ и несколько раз оценить их промежуточные личностные и метапредметные результаты, используя универсальную оценочную карту.

Для примера мы приводим образовательное событие, которое в нашей школе проводилось в рамках Декады естественных наук.

 

 

 

 

Образовательное событие:

 Проект «Зеленая аптека Восточной Сибири»

 

I этап:  Индивидуальная работа. Продолжительность 1-2 часа в зависимости от возраста участников.

Классный руководитель или учитель - предметник дает  ученикам индивидуальные задания, которые можно выполнить дома, а если позволяют условия, в классе, кабинете информатики или школьной библиотеке.

Задание для учащихся:

Составьте ответы на вопросы:

·        Какие лекарственные растения Восточной Сибири вы знаете?

·        Как они выглядят, где произрастают?

·        Лекарственные части растения, условия сбора, правила сбора, заготовки и хранения?

·        Их использование в обычной жизни и для лечения?

·        Какие из них занесены в Красную книгу Иркутской области и России?

·        Составьте топ-лист: «Моя Зеленая аптека» из пяти-десяти  известных и доступных лекарственных растений Восточной Сибири.

   Этапы выполнения задания:

 

1.)Внимательно прочти вопросы и сформулируй запрос на дополнительную информацию, которая тебе необходима, чтобы на них ответить. Зафиксируй свой запрос. После этого можешь воспользоваться дополнительной литературой либо ресурсами Интернета.

2) Запиши ответы на вопросы. Перешли свои ответы учителю.

3)Рассмотри ответы других учащихся, участвующих в работе. Прокомментируй 1-3  из работ, которые тебе показались наиболее значимыми.  Перешли свои комментарии учителю.

4)Прочитай комментарии других учащихся на твою работу. При необходимости, внеси в свою работу изменения и дополнения. Перешли свою итоговую работу учителю.

 

II этап: Групповая работа. Продолжительность – 2 часа.

Вначале подготовительная  работа проводиться в классах, затем представители классов собираются на заседание Содружества и доводят до конца идею проекта: «Зеленая аптека Восточной Сибири». Каждый класс выдвигает своих представителей для подготовительной  работы в Содружестве и на итоговое мероприятие проекта. Перед выполнением задания в Содружестве распределяются роли и формируют группы согласно поручениям:  группа редакторов; группа художников; группа веб-дизайнеров; группа ведущих презентации; группа провизоров – которые изготавливают морсы или травяные чаи; группа промоутеров – проводящих дегустацию целебных напитков и собирающих отзывы.

Этапы выполнения задания:

1)Отберите необходимый материал для создания топ-листа: «Моя Зеленая аптека». Составьте топ-лист  из пяти - десяти самых известных  и доступных лекарственных растений Восточной Сибири, обосновывая свой выбор следующими критериями:

·        Распространенность лекарственного растения;

·        Доступность и простота сбора и хранения;

·        Широкое применение в жизни и для лечебных целей.

2).Приготовьте групповую презентацию топ-листа: «Моя зеленая аптека» с демонстрацией рисунков или изображений лекарственных растений

Варианты презентации:

·        Демонстрация рисунков или изображений лекарственных растений, выполненные на ватмане формата А-3;

·        Презентация в Power Point.

3).Заранее приготовьте ягодные морсы  и травяные чаи, с использованием  лекарственных растений. Оформите стол для дегустации

4) Приготовьте публичное выступление Содружества на итоговом мероприятии проекта: «Зеленая аптека Восточной Сибири». Для этого составьте текст выступления, который будет сопровождаться презентацией, разбейте его на несколько частей  так, чтобы каждый участник из группы ведущих мог провести свою часть презентации. Время выступления для всей группы – 10 минут.

Во время  презентации будьте готовы отвечать на вопросы слушателей.

5) Проведите дегустацию целебных напитков, соберите отзывы. Дегустация проводится одновременно, после выступления всех Содружеств. Продолжительность дегустации – 15 минут.

Отзывы могут содержать информацию не только о дегустируемом напитке, но и  желательно, обо  всем мероприятии в целом.

5. Подробное описание проекта по этапам:

Предлагаем алгоритм реализации  данного проекта (образовательного события): «Зеленая аптека Восточной Сибири», который позволит оценить достигаемые результаты  по ФГОС:

- личностные (2.5.6.7.8.9.10.11);

- метапредметные (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12);

- предметные (предметная область география – 6,8; предметная область биология – 1,2,3,4,5,6).

 

I этап проекта:

Индивидуальная работа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Комментарий

Организационный

1.Информирует детей о планируемом проекте.

2.В целом объясняет идею проекта, дает время подумать и выбрать: кто  и чем хотел бы заниматься при его реализации.

3. Собирает класс в обозначенное время и место.

1. Получают информацию о планируемом проекте.

2. Обдумывают и принимают решение о своем участии в проекте и своей роли при его реализации.

 

Учитель получает первичную информацию о мотивации и интересах учащихся класса, предварительно распределяет роли.

Целеполагания, постановка задач

1. Информирует о названии и целях проекта,

2.Объясняет содержание деятельности на каждом этапе проекта – ставит задачи.

3.Раздает карточки с индивидуальными заданиями каждому учащемуся класса, оговаривает время и условия его выполнения.

1.Знакомятся с  индивидуальным

заданием.

2. Принимают решение о своей роли при реализации проекта.

3. Готовят необходимые инструменты и ресурсы, необходимые для реализации проекта.

4. Определяют время для выполнения индивидуального задания.

Учитель получает информацию о мотивации учащихся, их склонностях к тем или иным видам деятельности при реализации проекта.

Планирования деятельности

1.Определяет время для выполнения первого этапа индивидуального задания.

2. Получает запросы на дополнительную информацию от учащихся, консультирует, лает рекомендации.

1. Определяют уровень известного и неизвестного в задании.

2. Формулируют запрос на недостающую информацию.

3. Определяют способы ее получения.

Учитель получает возможность оценить:

- способность различать известное от неизвестного;

-способность оформлять образовательный запрос и искать пути получения недостающей информации или способности к прогнозированию;

- уровень понимания учащимся задания, как фрагмента письменной речи

Осуществления

деятельности

1.Получение первичных ответов учащихся и их анализ.

2. Пересылка первичных ответов другим учащимся, для комментирования.

1.Получение недостающей информации из дополнительных источников.

2. Формулирование первичного ответа на вопросы индивидуального задания и отправка их учителю

3. Получение ответов других учащихся, их прочтение, комментирование и отправка учителю

4. Получение комментариев от других учащихся о своей работе, внесение изменений и дополнений.

 Учитель  получает возможность оценить:

- способность ученика пронимать  и принимать точку зрения, отличную от его собственной;

- культурно формулировать отношение к иному

Оценки результата, рефлексии

1.Учитель получает окончательные ответы учащихся, возможно с изменениями, а возможно и в первоначальном варианте.

2. Предлагает учащимся выбрать наилучшие по их мнению, работы, возможно составить рейтинг.

1. Ученик отправляет окончательный вариант своей работы над индивидуальным заданием: возможно с изменениями и дополнениями, а возможно и первоначальный вариант.

2. Высказывает аргументы в пользу тех или иных работ, своей собственной работы.

3.Принимает участие в отборе лучших работ или составлении рейтинга.

Учитель получает возможность оценить:

- способность учащегося в условиях недостатка информации, выстраивать содержательную гипотезу;

-способность учащегося адекватно воспринимать, анализировать аргументы и контраргументы и использовать их при создании итоговой работы;

- способность использовать информацию в разных знаковых формах;

II этап проекта:

Групповая работа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Комментарий

Организационно-подготовительный

1.Классные руководители   инициируют распределение  роли, которые учащимся предстоит выполнить на групповом этапе проекта.

2.Помогают в подготовке инструментария, принадлежностей и ресурсов для реализации группового этапа.

 

1. Учащиеся принимают решение об участии в подготовительном этапе и итоговом мероприятии проекта.

2. Выбирают роли, которые им предстоит выполнять при реализации группового этапа.

3.Готовят инструментарий, принадлежности и ресурсы для подготовительного этапа и итогового мероприятия.

Учитель получает возможность оценить:

-самоопределение в рабочей ситуации  (умение принимать ответственность за происходящее в группе);

-формулирование цели совместной деятельности;

-роли, позиции участника;

-учет различия и противоречия в них.

 

 

Целеполагания, постановка задач

1.Определяют время проведения подготовительного этапа и время проведения итогового мероприятия.

2. Ставят цели, определяют задачи в каждой из групп, в соответствии с поручением.

1.Распределяют обязанности внутри группы, в соответствии с поручением.

2. Актуализируют цель, определяют основные этапы предстоящей деятельности в группе.

Учитель имеет возможность оценить:

-  организацию взаимодействия в группах;

- способность самостоятельно определять цели и формулировать задачи для их достижения.

Планирования деятельности

1.Создают условия для реализации подготовительного этапа групповой части проекта: время, место, обеспеченность ресурсами инструментами и  материалами.

2. Составляют график встреч представителей Содружества для выполнения подготовительного этапа групповой части проекта.

1.Согласовывают между представителями классов график встреч представителей Содружества для выполнения подготовительного этапа групповой части проекта.

2. Распределяют объем работ по времени, которые необходимо выполнить при подготовке к итоговому мероприятию

Учитель имеет возможность оценить:

 - умение работать в группах, возглавлять команду;

- организовывать обсуждения и встречи, принимать решения и нести ответственность;

- степень склонности к сотрудничеству, разрешению конфликтных ситуаций..

Осуществления

деятельности

1.Осуществляют консультирование и поддержку на подготовительном этапе групповой части проекта.

2. Курируют деятельность представителей

Содружества и болельщиков на итоговом мероприятии проекта.

1.Осуществляют групповую

деятельность по реализации проекта в соответствии с планом, согласно поручениям.

2.Представители Содружества  самостоятельно проводят итоговое мероприятие проекта.

Учитель имеет возможность оценить:

- течение хода взаимодействия в группах;

-разрешение интеллектуального конфликта и достижение компромиссов;

-умение представить результаты групповой работы, подготовить публичное выступление

 в т.ч.с аудио-видео поддержкой;

-владение социальными навыками коммуникации и кооперации.

 

 

Оценки результата, рефлексии

1.Осуществляют координацию представителей Содружества, занятых в сборе отзывов о мероприятии.

2. Осуществляют обработку оценочных карт, выстаивают рейтинг достигаемых результатов учащихся.

1. Представители Содружества  собирают отзывы о мероприятии, участвуют в их разработке.

2. Оценивают свою собственную деятельность при подготовке и реализации проекта.

Учитель имеет возможность оценить:

- способность учащихся к адекватной самооценке, к выявлению своих сильных и слабых сторон;

- способность учащихся к критическому мышлению;

- промежуточные личностные, метапредметные и предметные результаты учащихся.

 

6. Ожидаемый результат/продукт проекта:

Предложенный проект: «Созвездие наук»  создает необходимые условия:

-учащимся – для свободного и мотивированного выбора таких образовательных событий (мероприятий), которые им интересны, где они в полной мере могут проявить свои способности и склонности, взаимодействовать в разноуровневых и разновозрастных ученических коллективах и достичь определенных образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных).

- педагогам – для свободного и продуктивного педагогического творчества; методического взаимодействия друг с другом, обмена опытом и  профессионального развития; для осуществления процедур включенного внутреннего и внешнего наблюдения и последующей промежуточной оценки достигаемых результатов по ФГОС.

Проект « Созвездие наук», по нашему мнению, позволит в течение учебного года заинтересовать и охватить большое количество учащихся ОУ и несколько раз оценить их промежуточные личностные и метапредметные результаты, используя универсальную оценочную карту.

7. Оценка педагогических рисков и пути их минимизации:

Риск

Оценка риска

Методы предотвращения (минимизация)

1.Недостаточная скоординированность классных руководителей, входящих в Содружество и учителей-предметников, входящих в ШММО.

Низкий

Совместное составление  дорожной карты проекта, пошагового алгоритма проведения образовательного мероприятия  и расписания совместных встреч представителей Содружества.

2.Недостаток материальных и финансовых ресурсов

Низкий

 В целом, проект низкобюджетный, не требующий дополнительных финансовых затрат.

Составление сметы предполагаемых затрат; поиск дополнительных источников ресурсообеспечения  и финансирования.

Проект Созвездие наук
DOC / 91.5 Кб
Комментарии

Наблюдается грамотный, профессиональный, творческий подход к проекту.

26 October 2015

Спасибо за оценку!

8 October 2016