Статья «Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов в рамках накопительной системы — рабочего Портфолио»
Каптюк Татьяна Владимировна
Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
Рабочий Портфолио ученика:
является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфолио для учеников начальной школы используется учителем как альтернативный способ оценки личных достижений ребенка. Для ученика это форма представления индивидуальной направленности своих знаний, умений, интересов, программирование успеха личностного роста, развитие творческого мышления, возможность выразится, высказаться и заявить о себе.
Портфолио как иннавационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе в начальной школе он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя. Никаких конкретных, общих требований для выполнения портфолио в школах нет, а само по себе его оформление – это уже творческая работа. Довольно часто вместо портфолио можно услышать термин «портфель достижений».
«Портфель достижений» – это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. «Портфель достижений» включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт. Таким образом, всем педагогам начальных классов необходимо научить своих учеников вести портфель своих достижений.
«Портфель достижений» позволяет решить целый ряд задач:
сохранять результаты ВСЕХ достижений ученика − учебных и внеучебных − за все четыре года начальной школы. В течение года схожую задачу решают Таблицы результатов и Дневник школьника, а «Портфель достижений» может собирать и накапливать её;
сохранить информацию о процессе решения задач учеником, о динамике его достижений и ошибок, которые не в состоянии отобразить таблицы результатов и тем более официальный журнал, где отметки сохраняют информацию только о конечном результате решения;
развивать у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат;
подтверждать эффективность труда учителя при его аттестации, когда материалы «Портфеля достижений» могут пройти внешнюю оценку, фиксирующую прогресс ученика через сравнение исходных и конечных результатов.
Поскольку материалы «Портфеля достижений» официально признаются значимыми для итоговой оценки ученика, то до перехода на электронный документооборот основным видом «Портфеля достижений» должна быть папка с файлами, хранящая материалы на бумаге и в электронном виде..
Ученик в любой момент может поместить в любой раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п.
Начиная со 3-го класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно» Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в портфеле; в конце четверти или учебного года – сразу все материалы или некоторые. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные контрольные работы и напоминает ему поместить туда копию страницы Дневника с Таблицей результатов.
В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов) и их систематизированные данные – копию из Таблицы результатов. Разделы в «Портфолио» могут быть разные, строгих критериев нет.
1) «Кто я и чего хочу». Этот раздел содержит личностную рефлексию ученика, в том числе и по материалам самого «Портфеля», это часть его личностных результатов.
2) «Чему я научился на ВСЕХ предметах»: работа с информацией, общение с людьми, организация своих дел, выбор и оценка поступков. Этот раздел отражает личностные метапредметные и результаты – универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
3) «Чему я научился на РАЗНЫХ предметах» . Этот раздел представляет предметные результаты ученика.
4) «Достижения во внеурочной деятельности». Этот раздел прежде всего отражает личностные результаты ученика.
Оценки (в т.ч. в форме отметок) необходимо фиксировать и накапливать в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфеле достижений.
Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Поскольку таблицы результатов не являются официальными документами, они могут по выбору учителя существовать либо в электронном, либо в бумажном виде.
«Дневник школьника» не является отчётным документом. Это инструмент для развития самостоятельности и самоорганизации школьника. По решению учителя ученик может фиксировать в таблицах Дневника свои образовательные достижения в виде:
отметок (за контрольные работы, за отдельные задания, проекты и т.п.),
самооценок (слов-характеристик, знаков).
Осознание данной информации, её регулярное пополнение позволяет ученику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений.
В таблицах отметки выставляются в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи.
Отметки выставляются в пятибалльной системе. Если, решая задачу, ученик демонстрировал несколько умений, то из них надо выбрать то, которое было ведущим, то есть без которого конечный результат, решение невозможно было бы получить.
Пример: Фрагмент Таблицы предметных результатов по математике2 класс.
Математика
Лист индивидуальных достижений
учени___ 2 А класса ________________________________________________________
Формируемые умения и навыки |
Iчетверть |
IIчетверть |
год |
Знание состава чисел первого десятка. |
|||
Знание состава чисел второго десятка. |
|||
Умение складывать числа в пределах 10. |
|||
Умение вычитать числа в пределах 10. |
|||
Умение вычитать однозначное число из двузначного с переходом в другой разряд. |
|||
Умение складывать двузначные числа. |
|||
Умение вычитать двузначные числа. |
|||
Знание названий геометрических фигур и умение распознавать их на чертеже: |
|||
отрезок |
|||
ломаная |
|||
луч |
|||
угол |
|||
Умение чертить фигуры с помощью линейки, угольника и циркуля: |
|||
отрезок |
|||
ломаную |
|||
луч |
|||
угол |
|||
прямоугольник |
|||
квадрат |
|||
треугольник |
|||
окружность |
|||
Знание структуры задачи. |
|||
Знание таблицы умножения числа 9. |
|||
Знание таблицы умножения числа 8. |
+ делает хорошо _|_ делает с ошибкой - затрудняется
Итоги года:___________________________________________
Литературное чтение
Лист индивидуальных предметных достижений
учени___с 1 – 4 А класса __________________________________________________________
№ |
Формируемые навыки и умения |
||||||
1 кл |
2 кл |
3кл |
|||||
1 |
Навыки чтения |
||||||
1.1 |
Техника чтения |
чтение по слогам |
|||||
чтение по слогам и целыми словам |
|||||||
1.2 |
Скорость чтения |
||||||
1.3 |
Сознательность чтения |
ответы на вопросы по содержанию |
|||||
формулирование темы текста |
|||||||
озаглавливание текста |
|||||||
нахождение главной мысли текста |
|||||||
2 |
Работа с текстом |
||||||
2.1 |
Пересказ |
с помощью учителя |
|||||
самостоятельно |
|||||||
с опорой на картинный план |
|||||||
творческий |
|||||||
2.2 |
Заучивание наизусть |
||||||
2.3 |
Ориентирование в книге |
представление о книге по обложке |
|||||
работа с оглавлением |
|||||||
ориентирование в книге |
|||||||
3 |
Развитие творческих способностей |
||||||
чтение по ролям |
|||||||
инсценирование |
|||||||
иллюстрирование |
|||||||
словесное описание сюжетного фрагмента |
|||||||
творческое продолжение текста |
Портфолио для учеников начальной школы используется учителем как альтернативный способ оценки личных достижений ребенка. Для ученика это форма представления индивидуальной направленности своих знаний, умений, интересов, программирование успеха личностного роста, развитие творческого мышления, возможность выразится, высказаться и заявить о себе.
Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе в начальной школе он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя. Мне представляется, что портфолио являет собой некий соревновательный элемент, заставляет задуматься каждого ученика, что есть ему показать классу и окружающим. В нашей школе решено было, что портфолио – это не только папка с грамотами и дипломами, а это возможность рассказать о себе интересно и грамотно. Раскрыть свой творческий потенциал.